Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение детей к истокам русской народной культуры".

Цель проекта формирование представлений у детей дошкольного возраста об истории и традициях русского народа через знакомство с его народной культурой. Задачи проекта - создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной культуре - познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой - познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность - воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея - повысить уровень знаний воспитателей - привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через приобщения к истокам русской культуры»

Воспитатель:

Ураскина И.Г.

Содержание

1

Актуальность ………………………………………………………..…….3

2

Цель ………………………………………………………………………..4

3

Задачи …………………………………………………………………...…4

4

Участники проекта………………………………………………………...4

5

Сроки реализации проекта………………………………………………..4

6

Тип проекта………………………………………………...………………4

7

Основные формы реализации проекта………………………………...…4

8

Сотрудничество с родителями……………………………………………5

9

Ожидаемый результат……………………………………………………..5

10

Планирование и организация деятельности проекта……………………5

11

Литература …………………………………...……………………………7

12

Приложение………………………………………………………………..8

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших памятниках,

литературе, языке, живописи...».

Д. С. Лихачёв

1. Актуальность: образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Народное творчество – сложное явление культуры. По глубине и многообразию оно поистине неисчерпаемо и дает богатый материал для проведения текущих занятий и праздников, которые украшают жизнь детского сада. Народное творчество охватывает многие виды искусства: зодчество, народную инструментальную музыку, песни и танцы, жанры словесного народного творчества и народные игры.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствует себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Не зря народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для знакомств ребенка с традициями русского народа, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Ценность народного творчества состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.

2. Цель проекта: формирование представлений у детей дошкольного возраста об истории и традициях русского народа через знакомство с его народной культурой.

3. Задачи проекта:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность;

- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;

- повысить уровень знаний воспитателей;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре.

4. Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет).

5. Сроки реализации проекта: долгосрочный с сентября по май.

6. Тип проекта: творческий, игровой.

7. Основные формы реализации проекта:

8. Сотрудничество с родителями:

- «Приобщение детей к русской культуре и декоративно - прикладное творчество»;

- «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте».

- «Народные игры»

- «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»

- «Русские народные праздники»

- «Из истории русского народного костюма»

- «Русская народная игрушка»

9. Ожидаемый результат:

- Знание детьми малых фольклорных форм.

- Формирование знаний о культуре, быте русского народа.

- Понимание детьми жанра устного народного творчества.

- Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

10. Планирование и организация деятельности проекта:

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка

Бычок – черный бочек»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца»

Октябрь

«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

«Гуси – лебеди»

Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Ноябрь

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек о домашних животных.

Декабрь

«Здравствуй зимушка - зима»

Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года.

Январь

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль

«Русская балалайка»

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.

«Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Март

«При солнышке - тепло при матушке – добро».

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Пасхальное яичко»

Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками.

«Русская свистулька»

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

Май

«Времена года»

Рассказать о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок»

«Прощание с избой»

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

Список литературы

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области