Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду"

В данной статье говорится о том, как можно помочь родителям и ребенку при поступлении в ДОУ. А также , какие степени адаптации бывают у ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для родителей « Адаптация ребёнка в детском саду»

Актуальность исследования дошкольного образования -

является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша [45].

Ранний возраст по праву признается наиболее значимым периодом для становления и формирования основных сфер личностного развития ребенка. С одной стороны, происходит активное развитие психических процессов (восприятия, внимания, мышления, др.); овладения речью, движениями, игрой; формируются первые представления о себе и других, культурно-гигиенические навыки и навыки общения. В то же время физиологические процессы и психологические особенности детей раннего возраста отличаются неустойчивостью, отмечает С. А. Беличева [8 ].

Поэтому изменения, связанные с поступлением ребенка в дошкольную образовательную организацию, вызывают состояние тревожности и дискомфорта как у детей, так и родителей. Следовательно, сохранение психического и физического здоровья детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации необходимо рассматривать как одну из первостепенных задач, стоящих перед педагогами и родителями.

Однако, в современных исследованиях отмечаются проблемы, связанные с недостаточной профессиональной компетентностью педагогов и родителей детей раннего возраста в вопросах взаимодействия при осуществлении адаптационного периода. К наиболее важным проблемам можно отнести:

Обозначенная проблематика обусловливает особую значимость разработки системы взаимодействия с родителями по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации на новом уровне организации сотрудничества с родителями как субъектов воспитательно-образовательной деятельности в едином пространстве «семья - дошкольная образовательная организация».

Как отмечает Г .А. Балл, содержательные смыслы понятия «адаптации» отражают его как приспособление, прилаживание (от лат. adaptation) организма к разнообразным условиям окружающей (внешней) среды при сохранении постоянства внутренней. В этом смысле адаптацию ребенка рассматривают с точки зрения биологического (новые условия сна, режима, питания и др.) и социального (новая форма жизни ребенка, изменение характера семейных отношений и воспитания и др.) приспособления [5, с.22].

Сопровождение процесса адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации является значимым фактором ее успешного протекания, поскольку педагогическое сопровождение:

Целевая направленность сопровождения детей раннего возраста в период адаптации состоит в том, чтобы обеспечить развитие, соответствующее его возрастным нормам и учитывающее индивидуальные возможности. Поэтому основными задачами сопровождения процесса адаптации следует считать:

Реализация данных задач позволит организовать адаптационный период ребенка раннего возраста к новым социальным условиям наиболее оптимально и с наименьшими затруднениями и для него, и для родителей.

Важно учитывать следующие принципы сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольного образовательной организации:

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования; каковы педагогические условия оптимизации успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

Объект исследования: процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

Предмет исследования: организация педагогических условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить организацию педагогических условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

Гипотеза исследования: успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада будет эффективной в том случае если:

Задачи исследования:

1. Изучить проблему адаптации, виды, способы адаптации в психолого- педагогических исследованиях.

2. Раскрыть психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду и предложить психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

4.Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: наблюдение, анкетирование, обобщение психолого-педагогического опыта;

- методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.

Рекомендации воспитателю для работы с родителями

Создайте чат для родителей этой группы в любом популярном мессенджере, например, Whatsapp или Telegram. Поддерживайте активность и диалог в этом чате, отвечайте на вопросы, публикуйте новости и объявления. Такой чат даст родителям чувство контроля и спокойствия, ведь они в любой момент смогут получить информацию о своем ребенке.

Договоритесь с родителями, чтобы они приводили детей в детский сад с разницей в 5-10 минут. Это позволит вам встретить каждого ребенка индивидуально и установить с ним контакт, чтобы процесс расставания с родителями прошел более безболезненно.

Советы для работы с детьми в период адаптации

Завершение адаптации

Воспитатель постоянно наблюдает за эмоциональным и физическим состоянием ребенка. Можно считать, что адаптация подошла к концу и ребенок больше не испытывает явного напряжения, если на протяжении семи  дней ребенок не плачет без причины и не спрашивает про маму, с интересом играет со сверстниками и общается с воспитателем, хорошо спит, ест и не болеет.

Если есть необходимость, следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, психологу, медсестре и др.). Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех специалистов крайне необходима, но ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА

К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА

1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим Вашему малышу именно сейчас. Вместе с тем, главный критерий готовности ребенка - готовность его родителей. Если кто-то из членов семьи против посещения детского сада, то это следует отложить до тех пор, пока родители не объединятся в своём желании. 

2. Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы он пошёл в детский сад. Но ни в коем случае не делайте из этого события проблему, не говорите часто о предстоящей перемене в его жизни. Вообще, всех бабушек-дедушек, нянечек или просто друзей-знакомых, которые твердят, что детский сад - это зло, слёзы и болячки, изолировать на время. Сейчас Ваша задача – позитивно настроить малыша на грядущие перемены. 

3. Проходя мимо детского учреждения, радостно напоминайте ребёнку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. В присутствии малыша рассказывайте родным и знакомым об ожидаемом событии, о том, что Вы гордитесь тем, что его приняли в детский садик. 

4. Подробно расскажите малышу о режиме дня в детском саду: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдёт в детский сад. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя уверенно. 

5. Готовьте малыша к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. 

6. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, о том, к кому он может обратиться за помощью, как он сможет это сделать. При этом важно не создавать у ребёнка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и именно так, как он хочет. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома. 

7. Приготовьте вместе с ребёнком набор игрушек,  которые он может взять  в детский сад: не очень нужные, недорогие, может, самодельные, которые нравятся Вашему малышу и точно обрадуют других детей (спросите у воспитателей какие игрушки можно приносить в детский сад). От этого выигрывают все: малыш более спокоен, быстрее адаптируется, родители видят, что малыш чувствует себя уверенно, входя в группу, ведь у него в руках – частичка дома и тепла рук мамы, которая изготовила вместе с ним эти вещицы. Воспитатели тоже будут рады пополнению игрового материала группы. И ещё один плюс: когда у малыша есть, чем играть, чем поделиться с товарищем – он быстрее освоится в новом коллективе, подружится со сверстниками. 

8. Научите ребенка знакомиться с другими малышами, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои услуги, свои игрушки другим детям. Первые дни в детском саду можно начать с совместной прогулки. Дайте Вашему ребёнку возможность самому подойти, познакомиться с детьми, гуляющими на участке. Возможно, что Ваш малыш, заинтересовавшись, сам после прогулки попросится в группу. 

9. Чем больше друзей (детей и взрослых) появится у Вашего ребёнка, тем быстрее он привыкнет и к детскому учреждению. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими детьми. Называйте их в присутствии Вашего ребёнка по именам. Дома спрашивайте своего малыша о Лере, Маше. Поощряйте обращения Вашего малыша за помощью к другим людям. 

10. Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает он с этой игрушкой, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты. 

11. А теперь очень важный момент. Поймите и запомните: чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще Вашему ребёнку будет привыкнуть к детскому саду и тем комфортнее он будет себя чувствовать. 

12. Познакомьтесь с воспитателями и педагогами группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего малыша, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка. 

13. Будьте снисходительны и терпимы к другим, идеальных людей нет. Но при этом обязательно проясняйте ситуацию, тревожащую Вас. Главное – делайте это в мягкой форме или с помощью специалистов. 

14. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом, иначе позже Вам придётся пожинать эти горькие плоды. Если Вы заметите, что ребёнок опасается воспитателя или не очень ему доверяет, постарайтесь почаще говорить о воспитателе, хвалить его, спрашивать о воспитателе ребёнка, подчеркивая, какая она добрая, красивая, хорошая, заботливая и т.д. 

15. В период адаптации поддерживайте малыша эмоционально. Теперь Вы проводите с ним меньше времени, поэтому компенсируйте это качеством общения – чаще обнимайте, разговаривайте. Скажите ему: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится". 

16. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать Вас. 

17. Не устраивайте ребёнка в садик только потому, что у вас родился ещё один ребёнок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как своё изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, всё же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша. 

18. Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть с другими детьми. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью. 

19. Помните, что на привыкание к детскому саду ребёнку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если в этот период у семьи будет возможность подстроиться под особенности адаптации своего ребенка. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДНЕЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА, 
КОГДА ВЫ УЖЕ ОСТАВЛЯЕТЕ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

1 Скажите ребёнку уверенным и твёрдым тоном, что Вам пора идти поцелуйте его и крепко обнимите, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь.

2 Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему по Имени Отчеству с пожеланием хорошего дня в котором будет много  интересных занятий и игр.

3 Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда) и будьте обязательно точны при этом, всегда рассчитайте время чтоб появиться вовремя. 

4 Попрощавшись, – уходите, не оборачиваясь. Не стойте под дверями и под окнами, малыши чувствуют ваше присутствие и волнение. 

5 Будьте терпеливы. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь и поддержка. А вместе мы обязательно справимся.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области