Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84» города Кирова
Конспект образовательной деятельности по инновационной технологии «Пластилинография» в работе с детьми старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности
Педагоги:
Киселева Г.П.
Хомякова Е.Н.
Старшая группа «Бабочки»
г. КИРОВ
2024
Цель: формировать умение детей воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Словарная работа: Словарная работа: обогащение словаря: пластилинография; активизация словаря: снежинка, валики, скатывать.
Предварительная работа: беседы с детьми о таких явлениях природы как снегопад, метель, пурга, вьюга, снег, лёд, пар, вода; наблюдение за падающими снежинками, за кружащимся на ветру снегом; рассматривание снежинок в природе, на фото, в иллюстрациях; заучивание стихотворений о снежинках; рисование снежинок красками и цветными карандашами.
Формы организации деятельности: совместная деятельность педагога с подгруппой детей, самостоятельная работа детей.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесная работа, метод вопрос-ответ.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Структура ОД:
I. Вводная часть – 3 минуты.
а) мотивация детей к деятельности;
б) рассматривание снежинки на фото в телефоне.
II. Основная часть – 20 минут.
а) беседа о снежинках;
б) рассматривание образцов нарисованных снежинок;
в) физкультминутка;
г) решение проблемной ситуации: «Как сделать так, чтобы мы могли в любое время года рассматривать снежинки?»;
д) называние детьми, что такое рисование пластилином (пластилинография);
е) подготовка рабочего места;
ж) разогрев пальчиков;
з) показ воспитателем приёмов лепки, объяснение основных способов работы;
и) самостоятельная практическая работа детей.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) рефлексия;
в) анализ воспитателем НОД (какие знания показали дети, как себя проявили, на что следует обратить внимание в дальнейшем, что получилось, что не получилось.
Ход образовательной деятельности
I Вводная часть (мотивационный этап)
Воспитатель (В): Ребята, я сегодня по дороге в детский сад поймала звездочку. Самую настоящую! Не верите? Вот, она у меня в перчатке. Смотрите (раскрывает ладонь)! Ой, где же она, она исчезла. Да…покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке.
В.: Ребятки, что же это за звёздочка такая?
Дети: Снежинка!
В.: А куда же она исчезла?
Дети: Растаяла.
В.: Но я её успела сфотографировать. (Показывает детям фото снежинки).
II Основная часть (содержательный этап)
В.: Что же такое снежинка? Снежинка – это замерзший в холодном воздухе пар. Летом этот пар превращается в капельки дождя.
В.: Посмотрите, какие красивые бывают снежинки. В природе не бывает ни одной похожей снежинки (педагог показывает образцы нарисованных снежинок). Прямо, как мы с вами, не похожи друг на друга. Скажите, а какой звук мы слышим, когда наступаем на снег? (хруст, скрип)
Дети: Хруст, скрип, треск.
В.: Ребята, а как вы думаете, почему он скрипит и хрустит?
Дети: Когда мы наступаем на снег, лучики у снежинок ломаются, и мы слышим звук.
В.: Верно!
В.: Закройте глаза и представьте себе снежинки. Какие они?
Дети: Лёгкие, нежные, пушистые, белые, красивые, холодные).
В.: Как падают снежинки?
Дети: Мягко, легко, плавно, тихо.
В.: А какой мы слышим звук, когда снег сыплется с неба? (с-с-с-с-с-с)
Дети: С-с-с-с.
В.: Ребята, представьте, что вы снежинки!
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
В.: Снежинки-пушинки над нами летают. (руки над головой вправо-влево)
Снежинки-пушинки над нами порхают. (плавные движения руками вправо-влево перед собой)
Снежинки-пушинки свободно кружатся (кружимся)
И тихо бесшумно на землю ложатся.(медленно приседаем, опуская плавно руки)
А также на шапку, пальто, рукавички. (встаём, по очереди показываем на голову, тело, ладони)
Попробуй поймать, задержать невеличку. («ловим» снежинки, сжимаем ладони)
Поймали, давайте рассмотрим мы крошку. (смотрим в ладони)
Ой, исчезли снежинки на тёплой ладошке ( удивление)
Ну хоть мы смогли рассмотреть их немножко! (хлопки в ладоши)
В.: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна.
В.: А что происходит весной со снегом?
Дети: Он тает!
В.: А это значит, что до следующих холодов мы не сможем увидеть такие чудесные звездочки-снежинки…А вдруг нам захочется их рассмотреть!? Где мы сможем их увидеть?
Дети: Посмотреть в книге, нарисовать, посмотреть фото, сделать самим.
В.: Ребята, а чем мы можем нарисовать наши снежинки, чтобы они были яркие, объемные, прямо как настоящие?
Дети: Пластилином.
В.: Как называется рисование пластилином?
Дети: Пластилинография.
В.: Точно! Такие снежинки точно не растают и будут как настоящие!
В.: Готовим рабочие места.
Дети проходят за столы, достают пластилин, готовят досочки, стеки, берут тряпочки, садятся.
В.: Рисовать мы будем на картоне шестиугольной формы. Так как наша снежинка «волшебная», то её цвет может быть не только белый. Как вы, думаете, какие цвета ещё можно использовать?
Дети: Голубой, сиреневый, синий, фиолетовый.
В.: Верно! Не забываем, что цвет картонной формы и цвет пластилина должны быть контрастными. Выберите цвет картонной формы.
Дети выбирают картонную форму, понравившегося цвета.
В.: Перед лепкой нам нужно разогреть пальчики.
-Снежный ком вдруг разломился, (руки в замок)
- На снежинки развалился. (раскрыть руки)
- Их попробуй сосчитать:
- 1, 2, 3, 4, 5 (считаем и растираем, массируем пальчики на правой руке),
- 1, 2, 3, 4, 5 (считаем и растираем, массируем пальчики на левой руке),
- Невозможно сосчитать! (сжимаем и разжимаем кулачки)
Воспитатель напоминает:
В.: Не забываем правила лепки:
-отламываем небольшие кусочки пластилина
-согреваем кусочек теплом своих рук
-раскатываем
Показ приёмов лепки:
В.: У меня картонная основа белого цвета, значит, возьму голубой, синий или фиолетовый пластилин, чтобы моя снежинка не слилась с основой. Я выберу голубой.
В.: Ребята, сколько лучиков у снежинки?
Дети: Шесть!
В.: Правильно! Не забываем о том, что все снежинки разные, каждая из них уникальна.
В.: Сначала скатаем три толстых валика, прикладываем к основе, друг на друга, как лучики, чтобы между верхними концами было одинаковое расстояние. Приплющиваем. Украсим концы снежинки короткими тонкими валиками. Серединку можно украсить голубой горошинкой.
Лучики снежинки можно украсить: ромбиками, кружочками, завиточками, спиральками, палочками и т.д.
В.: Итак, закройте глазки, представьте свою снежинку, обдумайте все детали. И можно приступать к творчеству!
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Воспитатель рядом с детьми, может подсказать, направить, немного помочь.
III Заключительная часть (рефлексивный этап).
В.: Какие необычные снежинки у вас получились! Сравните свои снежинки, есть ли одинаковые?
Дети: сравнивают снежинки, рассматривают друг у друга, выясняют, что все снежинки получились разными.
В.: Каждая из них по-своему особенна и неповторима, молодцы! Сейчас эти волшебные снежинки будут радовать нас до первого снега.
В.: Ребята, что вам запомнилось больше всего?
Дети: рассматривание снежинок, рисование пластилином, наша физкультминутка и т.п.
В.: Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Ответы детей.
В.: Каким одним словом можно назвать рисование пластилином?
Дети: Пластилинография!
В.: Будем еще рисовать пластилином?
Дети: Да!
В.: Отлично! А сейчас давайте украсим нашу группу волшебными снежинками, которые у вас получились
Дети: вывешивают снежинки на доску.