Технология сотрудничества на занятиях школьного театра
(Терехина С.В., учитель русского языка и литературы)
Моё выступление посвящено технологии, которой я всегда – до новых образовательных стандартов и сейчас – старалась придерживаться. Это технология сотрудничества. Сегодня я рассмотрю её принципы на примере внеурочной деятельности, а именно деятельности нашего школьного театра.
Что такое технология сотрудничества? В новых государственных стандартах она рассматривается как средство эффективного взаимодействия взрослого с детской общностью.
Что подразумевается под эффективностью? Ответ на этот вопрос мы можем найти в представленной на слайде таблице, где рассматриваются три основных типа взаимодействия людей вообще. Все три типа неизбежно присутствуют в школьной практике, каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Сотрудничество предполагает: примерное равенство сил и позиций, общий (взаимодополняющий) интерес; методы: обмен мыслями (рекомендации, совет), обмен силами (взаимопомощь, кооперация усилий); результат – сплачивающий тип отношений (доверие, симпатия, уважение, привязанность).
Проанализируем с этой точки зрения взаимоотношения педагога и учащихся в работе школьного театра.
Начнём с общности интересов. Идея театра выросла из устойчивой любви детей к инсценированию, перевоплощению. По мнению психологов, творчество заложено в детях самой природой, однако детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интерес со стороны окружающих. Поэтому так важно его поддерживать. Я тоже предпочитаю «живую» работу, поэтому наши с детьми интересы совпадают.
Конечно, затевая это серьёзное дело, я преследовала прежде всего такую цель, как реализация духовных потребностей детей. А потребности эти, несомненно, присутствуют в каждом, хотя и могут лежать в разных плоскостях. Именно поэтому я стараюсь найти роль для каждого, особенно в младшей группе, где желают играть все, и с этой целью выбираю пьесы с большим количеством действующих лиц и придумываю массовые сцены. Так, в сценарий по сказке Андерсена «Соловей», где изначально предполагалось пять действующих лиц, было введено ещё пятнадцать. Кроме того, каждый спектакль младшей группы имеет два состава: те, кто может участвовать в выездном конкурсе, и те, кто не имеет такой возможности. Второй состав предоставляет возможность сыграть главную роль незаметным, на первый взгляд, ребятам, и иногда результат удивляет. Так, во втором составе спектакля «Здравствуй, принцесса» роль принца исполнил маленький и неуверенный в себе Рома Щербан. Таким образом реализуются ещё два принципа педагогики сотрудничества – проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка и принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков.
Технология сотрудничества предполагает создание воспитывающих ситуаций в процессе совместной деятельности. Приведу примеры. Начнём с того, что воспитывает сам литературный материал, проживаемый детьми. Во-вторых, мы широко используем взаимопомощь. Группа более уверенных в себе детей выступает в качестве помощников режиссёра, участвует в постановке сцен и достижении исполнительского мастерства. У нас исключаются недоброжелательность, насмешки, неприятие, поэтому помощь охотно принимается. Большое участие в репетициях младшей группы принимают и старшеклассники. Дети видят примеры бескорыстной помощи со стороны самых разных учащихся, например, в изготовлении декораций, в профессиональной поддержке.
Перечислю и другие принципы сотрудничества, уже не останавливаясь на примерах в целях экономии времени. Это:
Закончу выступление фразой Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе». Для нас такой почвой для совместного роста стал театр.