Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по курсу «Мир деятельности» 1 класс по теме Учитель и ученик. Цель и результат.

Цель ученик, знающий функцию учителя и ученика на уроке. Задачи 1 сформировать представление о функции учителя и ученика, о цели и результа-те учебной деятельности 2 способствовать развитию умений декодирования знаково-символических средств 3 содействовать формированию регулятивных учебных действий целепологание, самоконтроль, рефлексия 4 способствовать развитию умения слушать друг друга и умению договаривать-ся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия по курсу «Мир деятельности»

1 класс

Тема: Учитель и ученик. Цель и результат.

Цель: ученик, знающий функцию учителя и ученика на уроке.

Задачи:

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Когда-то давным-давно жили на земле сказочники. Они-то и придумали сказочный городок.

Открыть на доске изображение сказочного городка.

– В этом городке все было сказочным: сказочные домики, сказочные цветы, сказочные игрушки и даже школа была сказочной! Смотрите.

Открыть на доске изображение сказочной школы:

– Как вы думаете, кто учится в сказочной школе? (В сказочной школе учатся герои сказок.)

– Знаете, а на уроке, как и в любой сказке, тоже есть герои. Догадайтесь, кто герои на уроке? (Учитель и ученик.)

Открыть на доске карточки со словами «учитель», «ученик».

– Сегодня я предлагаю вам заглянуть в сказочную школу, чтобы узнать новое. О ком? (Об учителе и ученике.)

– И вы уже знаете, как можно узнать новое. Как? (Надо самому понять, что не знаешь, и самому найти способ.)

– Как обычно, начинаем урок с повторения.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

– Предлагаю повторить всё, что вы знаете о работе ученика. Выложите сказочных героев перед собой.

– Теперь среди карточек с изображением жителей сказочного городка я предлагаю вам найти и положить перед собой те, на которых изображены ученики. Сделать это легко – у каждого ученика есть значок с изображением колокольчика. Выполните задание: положите перед собой учеников.

– А теперь я буду показывать карточку с изображением ученика сказочного городка, а вы проверяйте.

– Молодцы! Чем же занимаются ученики сказочной школы, как и ученики любой другой школы. Скажите одним словом, что делают ученики в школе? (Учатся.)

– А теперь повторите все вместе… (Учатся.)

Открыть на доске под карточкой со словом «ученик» карточку со словом «учится».

– А что значит «учиться»? (Это значит самому понять, что не знаешь, и самому найти способ.)

Открыть на доске под карточкой со словом «учится» карточки с изображением двух шагов учебной деятельности.

– Главное, чтобы ученик действовал как…? (Сам.)

– Что сейчас повторили? (Мы повторили, чем занимается ученик на уроке.)

– Отправьте учеников в школу, сложите картинки с изображениями учеников сказочной школы обратно в конверт.

– О том, что делают ученики на уроке, мы с вами поговорили. О ком теперь надо поговорить? (Об учителе.)

– Прежде чем выяснять, что делает на уроке учитель, предлагаю вам вспомнить, что делают в сказках разные герои.

– Чтобы узнать, что еще делают сказочные персонажи в сказках, прочитайте слова на доске.

Открыть на рабочей части доски карточки со словами «исполняет желание», «наказывает», «помогает», «объясняет».

– Какой из сказочных персонажей на вашей парте исполняет желание? Поднимите его изображение.

– Почему так решил(а)? (Золотая рыбка, так как …)

После ответа учащегося учитель рядом со словом помещает изображение соответствующего сказочного персонажа.

– Поднимите изображение сказочного персонажа, который объясняет. Объясните своё мнение. (Это Мальвина, так как …)

– Поднимите изображение сказочного персонажа, который наказывает. Объясните своё мнение. (Это Карабас Барабас, так как …)

– Поднимите изображение сказочного персонажа, который помогает. Объясните своё мнение. (Это фея, так как …)

– Теперь новое для вас задание. Вам надо будет определить, что делает на уроке учитель. Что в этом задании для вас ново? Над чем вам никогда раньше не приходилось задумываться? (Мы раньше не задумывались, что делает на уроке учитель.)

– А теперь слушайте задание внимательно. Только один из четырех сказочных персонажей делает то же, что учитель на уроке. Прочитав еще раз внимательно слова на карточках, определите, что делает учитель на уроке, и покажите нужного сказочного персонажа.

– Повторите задание. (что делает на уроке учитель)

– Покажите, какой сказочный персонаж, по вашему мнению, делает то же, что и учитель на уроке.

– Посмотрите друг на друга. Что видите? (У всех по-разному.)

Если правильных ответов нет

– Никто из вас не смог правильно определить, что делает на уроке учитель.

– Значит, вы, как настоящие ученики, испытали трудность. Вам осталось сказать, в чем она. Вам надо было определить, что делает на уроке учитель. Чего же вы не смогли определить? (Мы не смогли определить, что делает на уроке учитель.)

Если правильные ответы есть

– Поднимите руку те, кто точно уверен, что его ответ правильный.

– А ведь некоторые из вас правильно определили, что делает учитель на уроке. Значит, в чем вы не уверены? (Мы не уверены, что правильно определили, что делает на уроке учитель.)

– Пора выяснять, почему эта трудность возникла.

3. Выявление причины затруднения.

– Какое задание надо было выполнить? (Надо было определить, что делает на уроке учитель и показать соответствующего сказочного персонажа.)

– Что в этом задании для вас ново? Над чем вам никогда раньше не приходилось задумываться? (Мы раньше не задумывались, что делает на уроке учитель.)

– Почему в начале урока вы легко определили, что делает на уроке ученик? (Мы знали, что делает на уроке ученик.)

– А почему вы не смогли определить, что делает на уроке учитель? (Мы не знаем, что делает на уроке учитель.)

4. Проблемное объяснение нового знания.

– Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать, что делает учитель на уроке.)

– Будем выяснять это вместе. Какие действия (из четырех перечисленных на доске) точно не делает учитель на уроке? Почему? (…)

Убрать с доски карточки со словами «наказывает», «исполняет желания» и изображения соответствующих сказочных персонажей.

– Остались два действия. Назовите их. (Помогает, объясняет.)

– Определить, что же делает учитель на уроке, поможет история, которая произошла в сказочной школе. Слушайте внимательно. Однажды ученики сказочной школы Бельчонок и Енот учились ухаживать за цветами.

Открыть на доске изображения Бельчонка и Енота.

– Бельчонку учитель объяснил, как надо ухаживать за цветами, да он не запомнил. А Енот ухаживал за цветами сам, учитель только помогал ему. Смотрите, что получилось.

Открыть рядом с Енотом картинку, на которой изображен красивый цветок, а рядом с Бельчонком – картинку, на которой изображен завядший цветок.

– Что видите? (У Енота вырос красивый цветок, а у Бельчонка цветок завял.)

– Что же должен делать учитель на уроке, чтобы у вас были такие же хорошие результаты, как у Енота? (Учитель должен на уроке помогать.)

– Почему? (Раз ученик должен всё делать сам, значит, учитель помогает, чтобы результаты были хорошими.)

Убрать с доски карточку со словом «объясняет» и изображение Мальвины.

– Верно, учитель на уроке помогает, ведь научиться можно только тогда, когда делаешь все… как? (Сам.)

– Итак, что же делает учитель на уроке? (Учитель на уроке помогает.)

– Можно сказать, что учитель – ваш помощник.

Убрать карточку со словом «помогает», а под карточкой со словом «учитель» повесить карточку «помощник».

– Вот вы и узнали, что делает на уроке учитель. Вернемся к заданию, которое вызвало у вас затруднение. Покажите изображение того сказочного персонажа, который делает то же, что и учитель на уроке. (Это фея.)

– Оказывается, у учителя на уроке не одна, а целых две работы. На уроке учитель не только помощник. Он еще и… прочитайте. (Организатор.)

Рядом с карточкой «помощник» прикрепить «организатор».

– Как вы это понимаете? (…) – Это тот человек, который говорит, что, кому и когда делать.

– Почему на карточке со словом «организатор» изображен дирижер? (…)

– Верно, учитель, как и дирижер, делает так, чтобы никто друг другу не мешал, чтобы все вовремя начинали и заканчивали что-то делать…

– Итак, что же вы узнали о роли учителя на уроке? Учитель на уроке … (… помощник и организатор.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) – А теперь я предлагаю вам потренироваться в определении роли учителя. Разыграем сценку из школьной жизни, которая может происходить на уроке. Вы ученики, а я – учитель. Итак,…

– Мальчики, встаньте.

– А теперь, пожалуйста, встаньте девочки.

– Сейчас на доске будет появляться, и исчезать бабочка. Если бабочка появится вверху экрана, вы встаете на носочки, внизу – приседаете, слева – наклоняетесь влево, справа – наклоняетесь вправо.

Если нет возможности показа презентации, учитель проводит физкультминутку, четко организуя действия детей.

– А теперь тихо сядьте на свои места.

– В какой роли я сейчас выступала? (Вы выступали в роли организатора.)

– Как вы это определили? (Вы говорили, что, кому и когда делать.)

– Что делали вы, ученики, когда я выступала в роли организатора? (Мы делали так, как вы говорили.)

2) – Следующая сценка. Я буду учителем, а моим учеником будет Юра.

– Мы с Юрой сейчас разыграем сценку. Что будете делать вы? (Мы будем определять, какую роль вы выполняете.)

– Юра собирает картинку из пазлов. Посмотрим, как это у него получается.

Юра: Так, попробую вот так сложить части. Не получается. А если так… Тоже не выходит. Что же делать?

(Юра поднимает руку.)

Учитель: Что случилось?

Юра: У меня не получается собрать картинку.

Учитель: Расскажи, как ты действовал.

Юра: Я пробовал собирать по цвету. Не получилось! Все кусочки зеленые.

Учитель: А ты не пробовал обращать внимание на форму пазлов?

Юра: Сейчас попробую.

Юра продолжает собирать пазлы.

Юра: Так… так… Получается!

– В какой роли я выступала? (В роли помощника.)

– Как вы это определили? (Вы задавали вопросы, чтобы помочь.)

– Что делал Юра, чтобы учитель понял, что нужна его помощь? (Он поднял руку.)

– Как же вы будете поступать на уроке, когда вам будет нужна моя помощь? (Мы поднимем руку и обратимся за помощью.)

– Итак, вы достаточно потренировались, настало время каждому из вас поработать самостоятельно.

6. Самостоятельная работа.

Раздать листы с заданием для самостоятельной работы.

– Смотрите, у вас на листе изображены ученики сказочной школы. Сейчас я от имени каждого ученика буду описывать ситуацию, которая произошла с ним в школе. Ваша задача – определить, в какой роли выступал учитель. Что вы сделаете, если учитель выступал в роли помощника? (Мы соединим изображение ученика с изображением феи.) - Кто такой помощник? (помогает)

– А если учитель выступал в роли организатора? (Мы соединим изображение ученика с изображением дирижера.) – Кто такой организатор?

– Готовы? Рассказ Карлсона: На уроке чтения мы разыгрывали сценку. Учитель распределил роли и спектакль начался.

– Соедините.

– Рассказ Буратино: А мне на дом задали решить задачу. Я несколько раз пробовал ее решить, но правильный ответ никак не получался. Учитель посоветовал внимательно прочитать вопрос задачи. Я прислушался к его совету, и у меня получилось.

– Соедините.

– Рассказ Пятачка: Сегодня на уроке мы работали в группах. Учитель назвал, кто в какой группе будет работать, и показал место каждой группы в классе.

– Соедините.

– Проверьте.

Открыть на доске образец.

– У кого есть ошибки?

– Как вы думаете, почему они появились?

– У кого все получилось? Поставьте себе «+».

7. Включение в систему.

– Итак, о ком вы сегодня узнавали новое? (Об учителе.)

– Кто еще, кроме учителя, является героем урока? (Ученик.)

– А как вы считаете, кто главный герой на уроке: учитель или ученик? Почему? (Главный на уроке – ученик, так как он учится.)

Вопросы-подсказки:

– Вспомните, что делают в школе? (Учатся.)

– А кто учится на уроке: учитель или ученик? (Учится на уроке ученик.)

– Значит, кто главный герой на уроке? (Главный герой на уроке – ученик.)

– С какой целью вы, ученики, приходите на урок? (Чтобы что-то узнать, чему-то научиться.)

– Верно, цель ученика в начале каждого урока – узнать новое, чему-то научиться. Что является результатом вашей работы на уроке, то есть чем вы можете поделиться после урока, например, с родителями. (Тем, что я узнал, чему научился.)

8. Рефлексия деятельности.

– О ком мы с вами говорили на уроке? (Об учителе и ученике.)

– Какую пользу вам принес сегодняшний урок? (…)

– С какой целью приходит ученик на урок? (Ученик приходит на урок, чтобы что-то узнать, чему-то научиться.)

– Что вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали на уроке о роли учителя.)

– Какие роли выполняет учитель на уроке? (На уроке учитель помощник и организатор.)

– А если ученику нужна помощь учителя? (Ученик поднимает руку и обращается за помощью.)

– Достаньте из конверта на ваших партах того сказочного персонажа, который вам больше всего понравился.

– Вы можете оставить его себе на память. О чем он вам будет напоминать? (…)

По возможности, выслушать разные мнения.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области