Статья:
Мастер-класс как современная форма методической работы с педагогами в дошкольном учреждении. Общепедагогические технологии
Воспитатель Саляхова С.Т.
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.
Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.
В первую очередь, мастер позволяющая -класс – это открытая педагогическая система, демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
Мастер-класс (англ. Masterclass, нем. Meisterkurs, Musikpädagogik, фр. Classedemaître) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки[1], педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности].
Отдалённым предшественником мастер-класса можно считать методику преподавания софистов в Древней Греции. Демонстрация своего мастерства софистом ученикам в присутствии публики сочеталась с детальной проработкой выступлений самих учеников преподавателем
Отдельные элементы метода можно встретить в практике художников эпохи Возрождения и концертирующих музыкантов эпохи барокко. Родоначальником мастер-класса в его современной форме обычно признаётся Ференц Лист[7][8], проведший мастер-класс в Веймаре в 1869 году. В его занятии с музыкантами уже присутствовали основные атрибуты данного метода: демонстрация местными музыкантами своих навыков, отработка под руководством мастера мелких деталей исполнения, оригинальных звуковых эффектов, фразировки и ритма, присутствие аудитории. Обычно мастер-класс Листа был рассчитан на 10—20 участников.
Классический мастер-класс включает
•Демонстрацию специалистом своего мастерства или своего понимания проблемы в практической форме. Роль мастера — консультант, помогающий
организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне творческую деятельность. В отличие от тренинга и семинара мастер-класс обычно проводится для тех, кто уже состоялся как профессионал, но не удовлетворён уровнем, которого уже достиг. В отличие от конференции в мастер-классе отсутствует равенство сторон процесса обучения.
•Вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
•Публичность. Наличие широкой аудитории, воспринимающей процесс общения мастера и его учеников, которая может вмешиваться в этот процесс, задавая вопросы и требуя пояснений.
Мастер-класс в педагогике
Мастер-класс в педагогике близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём взрослой аудитории.
Выделяется три основные типа педагогических мастер-классов:
•Презентация педагогического опыта: кратко характеризуется основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока или внеклассного мероприятия); обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога (фактически такой мастер-класс является открытым уроком без ограничения по времени его проведения и проводимый в свободной форме).
•Имитационная игра: педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место учащихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии.
•Моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).
В своей педагогической деятельности я широко использую данную форму работы с педагогами.
Смысл мастер-класса: поделится со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично мною. По сути дела мастер-класс это передача знаний.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя. Мастер-класс — это интерактивная форма обучения и обмена опытом,
Примерный алгоритм проведения мастер-класса:
•выделение проблемы
•объединение в группы для решения проблемы
•работа с материалом
•представление результатов работы
•обсуждение и корректировка результатов работы
,
Провожу мастер-классы как для начинающих педагогов ,так и для профессионалов.
– Мастер-класс для профессионалов — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.
- «Нетрадиционные материалы и техники в рисовании»
- «Николета»
- «Использование игры при обучении детей предметному рисованию»Для начинающих коллег провожу мастер- классы помогающие отработать практические навыки и усовершенствование профессионального уровня.
-«Рисование животных и человека разными способами»
-«Этапы рисования натюрморта»
- «Акварельная живопись»
Наиболее интересными прошли занятия мастер-класса :
-Николетто. (домашний или рукотворный фарфор)
Педагогам предлагался пластичный материал для создания разнообразных цветов. Я продемонстрировала принцип работы с этим необычным материалом ,показала изделия созданные мною .Также предложила рецепт изготовления домашнего фарфора.(по ½ стакана кукурузного крахмала ,чайной соды и воды. Варить в эмалированной посуде на медленном огне 7-10 минут до загустения.)
-Интересное рядом. Опыты с нетрадиционными материалами и создание интересного фона этими материалами.
Передо мною стояла задача: познакомить педагогов с технологией создания пенного фона, граттаж, мраморной и текстурной бумаги.
Пенный фон. Взбивается пена в емкости,выкладываем ее на плоскость. Наносим на пену краски(акварель ,гуашь) те цвета ,которые нужны нам для реализации замысла ,накладываем лист бумаги и прижимаем к пене ,можно подвигать или повращать.
- Раскрыть воспитателям интересный и разнообразный мир игры по изобразительной деятельности помог мастер-класс
«Давайте поиграем». Педагоги познакомились с играми :
«Спортландия», «Забавные фигуры», «Передай движение»
«Круги Лулия».
Мастер- класс «Его величество Акварель» помог педагогам освоить технику акварельной живописи по сырому.
Педагоги оттачивали мастерство в умении равномерно смачивать лист,наносить акварельные краски.вливая поэтапно их друг в друга, достигать интересной заливки фона, передавая прозрачность неба, реки, шелковой ткани в натюрморте.
Таким образом, как показывает практика Мастер-класс — современная форма проведения обученияпрактическим навыкам по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Литература
с - Котлякова Т.А., Селедкина Н.В.Инновационные формы повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации детской художественной деятельности.
Документы и материалы
по результатам деятельности воспитателя МБДОУ ЦРР д/с №231 Саляховой С.Т.