Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Распространение собственного педагогического опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

В современных ДОО все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию.

Детство - пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Познавая мир, дети делают множество открытий.

Самое «лучшее открытие–то, которое ребенок делает сам». Ральф Уолдо Эмерсон. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей педагогической работы. Именно исследовательская деятельность помогает детям быть любознательными, активными, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.

Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Детское экспериментирование как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Какие же задачи мы ставим перед собой, вовлекая детей в исследовательскую деятельность.

Работа с детьми построена на основе следующих принципов:

Алгоритм экспериментирования:

Свою работу мы строим по двум взаимосвязанным направлениям:

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:

Мы используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мы используем комплекс разнообразных методов и приемов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.

Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове, тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

С чего начинается процесс экспериментирования?

Наблюдение - это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента. Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают размышление об увиденном. Как уже указано ранее, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник, помогает емувыдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли. Следующий этап очень трудный для детей - измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка. Проверка гипотезы вызывает необходимость придумывать, высказывать даже самые невероятные предположения, которые свойственны детям. Тут речь идет о безграничной детской фантазии и воображении. Следующий этап -предсказание. О том, зачем наблюдал ребенок ранее, он пытается разъяснить, пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти. Последние этапы даются детям труднее, чем, например, фантазировать о результатах предстоящего опыта, но большинство деток отлично с ними справляются.

Этапы экспериментальной деятельности.

Остановимся кратко на основных этапах эксперимента в детском возрасте:

Появилась проблема.

Высказываем предположения.

Проверяем предположение в процессе проведения опыта на практике.

Делаем выводы.

Какие материалы и оборудование используются в экспериментальной деятельности? Для проведения опытов и экспериментов в качестве материалов используются простые приборы. Детей учат ими пользоваться, показывают, как они действуют.

Основные блоки экспериментальной деятельности.

Начнем с того, что обучение экспериментированию детей должно быть организовано специально. Это первый блок. Совместное творчество педагога с детьми развивает у детей активность, познавательную и творческую. Вторым блоком является то, что в ходе проведения эксперимента взрослый оказывает всяческое содействие детям. Помогает планировать разные опыты, проводит познавательные беседы, рассказывает детям о явлениях природы. Третий блок заключается в свободной самостоятельной деятельности дошкольников. В группе отводят место для детской лаборатории, уголки природы, где и осуществляется самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры, альбомы для рисования, в которых дети изображают результаты своих экспериментальных опытов.

Для занятий опытно-экспериментальной деятельностью в группах оборудованы «Центры экспериментирования», «Центры природы и экологии». Там размещены самые разнообразные материалы и инструменты для опытов: лупы, микроскоп, пробирки, весы, компас, песочные часы, мыльные пузыри, разнообразный природный материал, бросовый материал, разнообразная бумага и ткани, технические материала многие другие средства, которые могут пригодиться для опытов. В «Центрах природы и экологии» находятся разнообразные комнатные растения и «огород на подоконнике», в процессе наблюдения и ухода за которыми ребята получают интересные результаты и сведения о росте и развитии растений.

Все материалы доступны и безопасны для детей. Это важно: чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Одной из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его активная субъективная деятельность.

В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя

исследователем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

Правила, которые следует соблюдать при организации исследовательской работы с детьми

Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. Не спешить с вынесением оценочных суждений. Помогать детям учиться, управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Важно помнить, что когда ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает. Не надо подавлять самостоятельность детей! Хотим отметить проектно-экспериментальную деятельность, осуществлённую в нашем детском саду.

В младшем и среднем дошкольном возрасте успешно реализованы проекты «Почему мяч футбольный?» - в процессе экспериментальной деятельности в рамках этого проекта ребята познакомились со свойствами окружающих их мячей и узнали о зависимости материалов их изготовления в зависимости от применения мяча.

Экспериментирование в проекте «Пейте молоко с пелёнок!» позволило ребятам узнать о полезных свойствах молока и самим увидеть эти полезные белки, жиры и углеводы. Кстати, популярность молока и кисломолочных продуктов после завершения работы над проектом увеличилась.

Эксперименты и наблюдение за снегом и льдом в проекте «Откуда взялся снеговик?» дали ребятам первые представления о химическом строении воды и свойствах кристаллов льда и соли.

Особенно хотим отметить годичный проект «От семени до семени». На нашей маленькой опытно-экспериментальной площадке – огороде – дети вместе с педагогами и родителями высаживают и выращивают самые настоящие овощи, которые приятно дополняют обеденное меню в группе. Рассаду мы тоже выращиваем сами на наших «Огородах на подоконнике».

Ребята старшего дошкольного возраста задаются вопросами серьёзнее.

Реализуя проект «Полезная и вредная плесень» они сами вырастили плесень на разных продуктах, наблюдали за ней, сравнивали и узнали о применении плесневых грибов в медицине и производстве сыра.

В процессе работы над проектом «Что такое масло?» дети сами выжимали масло из семян подсолнечника, окрашивали его и проверяли, растворится ли масло в воде. А эксперимент «Вулкан» оставил неизгладимые впечатления не только у детей, но и у родителей.

По инициативе ребят осуществились интереснейшие проекты «Размножение инфузории-туфельки» и «Муравьиная ферма». Наблюдение и уход за объектами живой природы позволили дошкольникам получить представления о микроорганизмах и простейших природных сообществах.

Подведем итог. Из всего сказанного можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.

Экспериментирование детей дает толчок к развитию у ребенка многих необходимых для обучения в школе качеств.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области