«Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам кинезиологических упражнений»
Проблема формирования пространственных представлений у дошкольников становится все более актуальной.Для успешной реализации ФГОС ДО необходимо обеспечить (п. 2.6. ФГОС ДО) полноценное развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Отсюда возникают следующие затруднения в работе с дошкольниками:
Практическая направленность моей работы заключается в следующем:
Цель моего педагогического исследования: Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам кинезиологических упражнений
Задачи:
1. Развивать умения определять пространственные направления от себя и в окружающем пространстве
2. Формировать умение ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение
3. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, инициативность
4. Создавать условия для развития пространственных представлений путём обогащения развивающей предметно-пространственной среды
5. Воспитывать самостоятельность выполнения, формировать точность выполнения, добиваться желаемого результата
Ведущей педагогической идеи в исследование стало следующее положение: Формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если:
Исследование было разработано и проведено в несколько этапов: подготовительный, практический и заключительный.
На подготовительном этапе была изучена научно-методическая литература, проведена педагогическая диагностика, разработана система кинезиологических упражнений для развития пространственных представлений у детей
На практическом этапе была организована работа по таким направлениям: организация образовательной деятельности, индивидуальная работа с дошкольниками, взаимодействие с родителями воспитанников, сна самостоятельная деятельность дошкольников.
На заключительном этапе была проведена повторная диагностика, проведен сравнительный анализ полученных результатов и оценка эффективности проделанной работы.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Входная диагностика проходила со старшими дошкольниками (20 детей) по методике Семаго Н.Я. и Семаго М.М.
Цель:Определить уровень сформированности пространственных представлений
По результатам проведенной диагностики были получены следующее:
- У 15% дошкольников уровень пространственных представлений сформирован полностью;
- У 50% исследуемых сформирован частично;
- 35% дошкольников находятся в точке роста.
Исходя из полученных данных в процессе проведения входной диагностики была разработана система работы с дошкольниками, которая делилась на 3 основных этапа:
На занятии физической культуры, используется специальный дидактический материал, разработанные дидактические упражнения. Проведение физкультминуток на каждом из занятий по средствам кинезиологических упражнений.
Это совместные дидактические игры такие, как «Цветные колпачки», «Кулачок-ладошка», «Переключалочка», игры с нейроскакалкой на прогулке и т.д.
В самостоятельной деятельности дети работают с дидактическим материалом, играют в дидактические пособия на прогулке и в группе.
Также была проведена работа с педагогическим составом дошкольного учреждения о формировании пространственных представлений у детей посредством кинезиологических упражнений; работа с родителями; использование ИКТ.
Была организована «педагогическая копилка» для педагогов ДОУ: «Рисунки двумя руками, «Развитие внимания», «Найди и обведи» «Повтори по образцу», «Найди где спрятались предметы»
Для родителей были разработаны консультативные материалы: «Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольника», «Использование нейроигр и упражнений для успешного развития ребенка», «Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»
Были созданы дидактические игры, упражнения для формирования пространственных представлений старших дошкольников по средствам кинезиологических упражнений.
Разработана система использования кинезиологических игр и упражнений на занятиях, вне занятий и в индивидуальной деятельности: «Кулачок-ладошка». Цветные колпачки», «Гимнастика для мозга», «Нейромоторика», «Нейродорожки».
Созданы игры и картотека упражнений: «Попробуй повтори», «Рисунки двумя руками»,«Пальчиковая гимнастика», «Гимнастика для глаз», «Веселая артикуляционная гимнастика»
Заключительный этап исследования предполагал проведение итоговой диагностики, где было определено, что у большинства детей после проведения практической работы стали лучше сформированы пространственные представления.
Цель: Определить эффективность проделанной работы с целью изучения уровня сформированности пространственных представлений по средствам использования кинезиологических игр и упражнений.
- сформированный уровень пространственных представлений теперь достиг 50% дошкольников;
- у 45% частично сформирован;
- и у 5% точка роста.
В результате старшие дошкольники:
Умеют определять пространственные направления относительно себя
Умение ориентироваться в окружающем пространстве
Дети отражают в речи пространственное расположение предметов и их изображений
Умеют ориентироваться на ограниченной территории
Дети способны создавать модель пространственных отношений между объектами (рисунок, план, схема)
Дети стали более сообразительными, наблюдательными, научились отражать в речи пространственные отношения объектов
Умеют представлять собственные сообщения, отстаивать свою точку зрения, работать в коллективе, организовывать работу друг с другом
Проявляют способность к самостоятельному познанию, размышлению, самостоятельному нахождению способов решения познавательных задач.
Источники:
1. Федеральный закон «"Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 10.2013 г. №1155. М.: Перспектива, 2014.
3. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – Москва: Просвещение, 1964. – 304 с.
4. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1989. — 258 с.
5. Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 32 с.
6. Деннисон, Пол И. Гимнастика мозга [Текст]: Простые упражнения для учения целостным мозгом / Доктор р Пол И. Деннисон, Г. Деннисон; Ил. Г. Деннисон; Пер. канд. психол. н. С. К. Масгутовой. - Б.м.: Инкорпорация Образовательной Кинестетики (США), Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи "Восхождение", 1997. - 49 с.
7. Деннисон Гейл Е., Деннисон Пол Е. "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей. М.: Весь, 2020 г. – 320 с.
8. Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014 – 16 с.
8. Кинезиология, или природная мудрость тела. - СПб: Невский проспект, 2014. - 20с.
9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973 – 143 с.
10.Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212 с.
11. Мусейибова, Т. А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - Ленинград: [б. и.],1964.-19 с.
12. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. – М.: Россия, 2010.