Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие эмоционального интеллекта при помощи музыки"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие эмоционального интеллекта при помощи музыки.

Каждый вид искусства можно представить как способ обратной связи, при помощи которой человек передаёт вовне окружающим своё эмоциональное состояние. Если такой обратной связи нет, то невыраженное чувство, как уже было отмечено ранее, «застревает» в теле в виде мышечного напряжения, вызывая спазм кровеносных сосудов и деформацию осанки. Человек становится рабом своего чувства, подчиняется ему и совершает действия и поступки, идущие вразрез с нормами социального поведения. А выражая свои чувства и переживания вовне, в окружающий социум при помощи образов искусства, человек владеет своими чувствами, справляется со своими переживаниями, становится их хозяином.

Занятия музыкой развивают не только физический, но и эмоциональный слух. Музыка, как её определял Б. В. Асафьев, – это «искусство интонируемого смысла». Одна и та же речевая фраза, произнесённая с разной интонацией, может иметь разный смысл. Поэтому освоение навыка узнавания и передачи той или иной эмоции звуками музыки, инструментом или голосом певца – эффективный приём развития не только голоса, но и эмоционального интеллекта. В повседневном общении владение интонацией произнесения и узнавание настроения собеседника по интонациям его голоса способствуют лучшему взаимопониманию. Понимание состояний и намерений человека без слов, только на основе интонации его высказывания, – чисто интуитивная способность и одновременно важнейшая характеристика эмоционального интеллекта личности. В музыкальном воспитании интонированию хорошие педагоги уделяют самое пристальное внимание. Пение в хоре, игра в оркестре или в ансамбле развивают такое ценное свойство характера, как чувство товарищества и коллективизма. Слаженные совместные действия в исполнении музыкального произведения являются важнейшим условием создания художественного образа. Для достижения этой цели каждый участник музыкального коллектива должен уметь постоянно соразмерять свои собственные действия с действиями коллег. Без чувства коллективизма и ответственности за дело и за всё, что делается в оркестре или хоре, без развитого чувства исполнительской дисциплины трудно достичь сыгранности и силы художественного воздействия на слушателей. Музыкантам приходится сталкиваться и с таким важным качеством личности, как самодисциплина, основанная на самоконтроле. Навык самодисциплины касается умения генерировать в себе те эмоции, которые необходимо выразить через музыкальное произведение, достойно его исполнить, а также быть готовым проявить своё мастерство к точно определённому сроку выступления.

Примеры музыкальных и ритмических упражнений

1. Прохлопать в ладоши метроритм собственной текущей жизни.

2. Представить образ своего собственного «Я» и прохлопать его метроритм. 3. На ударных и шумовых музыкальных инструментах – бубнах, барабанах, трещотках, маракасах и др. – импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных эмоциональных состояний: печали, радости, спокойствия и гнева.

4. То же задание выполнить в отношении выражения архетипов коллективного бессознательного – героя, матери, мудреца, ребёнка.

5. Импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных природных стихий – земли, огня, воды, воздуха.

6. Импровизировать произнесение своего имени с различными интонациями – радости, уныния, восторга, гнева и т. д.

7. Сочинять и воспроизводить в различных эмоциональных состояниях абстрактные стихотворения типа: Фенора мега трани фога, Беданис куртис парвин док, Ачера морга фера турна, Мешадра вона мергис спок. Следует почувствовать тембровую краску гласных и согласных и то настроение, которое может за этим стоять. Например, гласная а – открытая, светлая, лёгкая, радостная. Гласная у – мрачная, приземлённая, тяжёлая. Далее читать это стихотворение или стихи собственного сочинения в различных эмоциональных модальностях, используя словарь признаков характера звучаний В. Г. Ражникова: радостно, спокойно, элегично, властно, грозно, странно, дерзко и т. д.

8. Интонировать голосом эти же эмоциональные состояния без текста, превращая чтение стихотворения вслух в мелодическое интонирование.

9. Выполнить абстрактную импровизацию на фортепиано, передавая кластерами аккордов художественный образ, выражающий то или иное настроение.

10. Проговорить диалог Шустрика и Мямлика, которые собираются кататься на лыжах или на велосипедах.

11. Сделать этот же диалог бессловесным и мелодичным, интонируя голосом соответствующие смыслы. У Шустрика смысл интонирования будет передавать мотивационное стремление к получению радостных и приятных переживаний, у Мямлика – переживания опасения и сомнения.

12. Мелодизация и импровизация различных движений человека: «Прогулка», «Торжественное шествие», «Погоня» и т. д.

13. Мелодизация и импровизация голосом образов и движений животных: «Танец медведя», «Шустрый зайчик», «Хоровод белок», «Шествие черепах» и т. д.

14. Импровизации мелодий на темы образов природы: «Весенний ветер», «Утро в лесу», «Разговор морских волн», «Восход солнца», «Далёкая звезда». 15. Сравнение собственного творчества с творчеством профессиональных композиторов, которые создавали музыку на те же образы. Такие произведения, как «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Времена года» П. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, программные произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, дают для этого богатый материал.

16. Импровизации голосом и на инструменте мелодии на темы настроений картин изобразительного искусства, например: «Алёнушка» Васнецова, «Масленица» Кустодиева, «Золотая осень» Левитана.

17. Передавать содержание музыкального образа: – в дирижировании и при прослушивании музыкального произведения; – в цветных рисунках абстрактной живописи; – в скульптурных композициях; – в движениях танца; – в тактильных ощущениях (поглаживании, пощипывании, покалывании, похлопывании, надавливании, растирании). Хореографические и пластические упражнения Танец – один из самых доступных и демократичных видов искусства, на основе которого можно заниматься развитием практики выражения чувств. Приведём примеры тематических танцевальных упражнений, нацеленных на развитие эмоционального интеллекта. Выполнять их следует в свободной форме. Главное в их исполнении не техническое совершенство движения, а свобода и спонтанность самовыражения самых разных чувств, возникающих в связи с переживанием как радостного, так и травматического опыта. Таким образом, через то или иное танцевальное движение жизнь проживается как бы дважды – в реальности и на уровне её символического выражения в танце. Это придаёт жизненному опыту необходимую законченность, полноту и осмысленность. Музыку для предлагаемых ниже танцев можно взять из репертуара эстрадно-симфонических оркестров под управлением Поля Мориа и Джеймса Ласта. Их музыка насыщена современными ритмами, богатством мелодий и отвечает требованиям самого высокого художественного вкуса. Очень экспрессивна и хорошо подходит для выражения в танце разнообразных чувств музыка аргентинского композитора Астора Пьяццолы.

Эмоциональный интеллект – компонент человеческого сознания, который в современных условиях развития общества начинает занимать подобающее ему место. По разным причинам значение эмоционального интеллекта для развития личности в течение долгого времени игнорировалось. Общественный запрос на его развитие пришёл не из сфер педагогической общественности, а из сферы бизнеса, когда его практики обнаружили, что академические знания в чистом виде не работают так, как надо для достижения оптимальных результатов деятельности. С точки зрения современной педагогики и психологии эстетическое воспитание вообще и музыкальное в частности не тот вид деятельности, который предлагается подрастающему поколению в качестве некоторого развлечения и отдохновения от напряжённых занятий на уроках естественнонаучного цикла. Так, к сожалению, рассуждает немалая часть наших педагогических кадров. Напомним таким учителям и особенно директорам школ, что без развитой сферы чувств, включающей в себя понимание и управление, как собственными переживаниями, так и переживаниями других людей, личность не может быть признана гармонично развитой. Более того, такой человек рискует стать психологическим инвалидом, которого не спасут какие бы то ни было академические или профессиональные успехи. Без развитой сферы эмоционального интеллекта выпускники школ, технических училищ и вузов будут становиться алекситимиками и аддиктами, являя собой тяжелейшие случаи педагогического брака и социальной инвалидности. В процессе индивидуальных и коллективных занятий музыкой, в которых развиваются эмоциональный слух и эмпатия, чувства такта и ритма, умение соотносить свои действия с действиями партнёров, задача формирования эмоционального интеллекта может быть успешно решена.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области