Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Познавательно - исследовательский проект «Волшебный камень магнит и снег»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах использование магнита в медицине, технике, быту и в группе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Утверждаю

Директор ГКУ СО

Московской области

СЦ «Зарайский»

___________ Полшкова Л.Е.

«____» ___________2024 г.

Познавательно - исследовательский проект

«Волшебный камень магнит и снег»

с детьми разновозрастного возраста

Разработчики проекта: воспитатель

службы комплексной помощи детям

Харькова И.В

под руководством зам. службы комплексной помощи детям

Деминой О.А

г.о Зарайск

2024 г.

Тип проекта по доминирующей деятельности : познавательно- исследовательский, творческий.

Проект по времени проведения : краткосрочный

Участники проекта : дети, воспитатель группы.

По характеру контактов: в рамках семейного центра, внутригрупповой.

Актуальность проекта :

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормально детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Проблема: ФГОС предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения магнита и его применения стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого заинтересовать родителей совместной экспериментальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Цель проекта : развитие познавательной активности ребенка в процессе

экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, его свойствах; использование магнита в медицине, технике, быту и в группе.

Задачи:

• Знакомство с понятием «магнит».

• Познакомить с историей появления «магнита».

• Формирование представлений о свойствах «магнита».

• Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

• Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

• Воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.

• Развивать познавательную активность детей, исследовательскую деятельность, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук.

• Активизировать личностную позицию ребенка.

• Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.

• Расширять словарный запас детей (слова «магнит», «притягивает», «отталкивает», «магнитное поле» и др.)

• Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающих его предметах.

• Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами.

Методы проекта : игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно –экспериментальный.

Объект проекта : магнит.

Предмет проекта : свойства магнита.

Предполагаемый результат:

• Расширить представление детей о магните, его способности притягивать предметы.

• Дети познакомятся с тем, какие предметы может притягивать к себе магнит, в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и назначение.

•Вместе с воспитателем изготовят магниты из гипса.

• Пополнят словарный запас такими словами, как металл, железо, керамика, декоративный, притягивается и отталкивается.

• Активное участие родителей в реализации проекта.

Ожидаемый результат:

• дети приобретут опыт в исследовательской деятельности

• научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;

• смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Этапы работы над проектом :

• Подготовительный : разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка.

• Основной (или этап реализации проекта) : проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.

• Заключительный: подведение итогов, фотоотчёт, итоговое открытое занятие.

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап - подготовительный

1.

Беседа с детьми:

Проект – «Волшебные свойства магнита»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у детей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель

2.Подбор наглядно – атрибутов, демонстрационного материала, художественной и научной литературы. Создание картотеки опытов на тему: «Магнит»

Создать условия для реализации проекта.

2 этап - основной

3.Знакомство с магнитом

Просмотр мультфильмов «Пин-код. Смешарики», «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм»

В результате совместной деятельности познакомиться с магнитом, узнать о его свойствах.

Воспитатель

•Практическая деятельность : провести ряд опытов и определить, какие предметы притягивает к себе магнит

Вызвать интерес к опытно-эксперементальной деятельности с магнитами.

Воспитатель

•Игра «Поймай рыбку»

В ходе игры установить, почему рыбка ловится на удочку, какой механизм здесь работает.

Воспитатель

•Опыт «Определим силу магнита» может ли сила магнита действовать через преграду (вода, песок, картон)

Вызвать не только интерес детей, но и желание высказывать предположения и анализировать результат.

Воспитатель

•Определить металлические предметы в группе, детском саду и дома с помощью магнита. Оформление фотоальбома «Применение магнита».

Развивать навыки исследовательской и поисковой деятельности.

Воспитатель, родители

.

•Познакомить с разнообразием декоративных магнитов. Создание мини- лаборатории «Волшебный камень – магнит»

Дать представление о том, что декоративные магниты изловлены из разных материалов, разного размера, формы и назначения.

3 этап – заключительный

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Итоговое открытое занятие на муниципальном уровне

Трансляция проекта педагогам, родителям и детям.

Воспитатель, родители.

Схема работы по проекту

Познавательно – исследовательская деятельность.

Исследование «Где прячется магнит?»

При помощи лупы дети рассматривают магнитный железняк в целом и в измельченном состоянии.

Исследование «Сколько весит магнит?»

Дети на весах из двух чаш взвешивают магнит с магнитной рудой, и с магнитными опилками.

Вывод: Один и тот же магнит в измельченном и целом состоянии весит одинаково.

Исследование «Какой груз притянет магнитная полоска?»

При помощи весов дети взвешивают магнитную полоску и металлические шурупы, магнитную полоску и металлические скрепки. Определяют, что легче, а что тяжелее магнитной полоски.

Вывод: Металлические шурупы тяжелее магнитной полоски, а скрепки легче.

Все предметы притягиваются к магнитной полоске, независимо от веса.

Исследование «Притягиваются - не притягиваются».

Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.

Вывод: Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Дети проводят магнитом над различными инструментами из металла (железо, сталь, алюминий). Алюминиевые инструменты магнит не притягивает.

Вывод: Металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту, а алюминиевые не испытывают его притяжения.

Исследование «Есть ли у магнита препятствия?»

Наполненная емкость с различными веществами (песок, крупа, камни, вода, на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.

Вывод: Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, гороха, а также среди камней. Магнит не боится препятствий.

Опыт – игра «Рыбалка»

Дети при помощи удочки с магнитом на конце, ловят маленьких рыб в водном аквариуме.

Вывод: Магнит не боится воды.

Опыт «Не замочи руки»

В стакан с водой опустим скрепку. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. Скрепка следует за движением магнита вверх.

Вывод: Магнитная сила проходит через воду и стекло.

Опыт «Бумажные гонки».

Можно ли завести бумажную машинку? Положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Приступаем к гонкам.

Вывод: Магнитная сила проходит через картон.

Опыт «Летающая бабочка»

К бабочке прикреплена железная скрепка (тонкая нить). Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой. Бабочка приходит в движение, летает по небу (лист бумаги или оформленная в летнюю полянку - коробка).

Вывод: Магнитная сила проходит через бумагу и картон.

Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Вывод: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Опыт – эксперимент «Кораблики бумажные»

На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?

Вывод: Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие).

Опыт – эксперимент «Лягушка на болоте»

На болоте из картона с обратной стороны закрепляются магниты. С внешней стороны изображены листья кувшинок. На лягушку прикрепляется скрепка. При подталкивании лягушки она прыгает на ту кувшинку, где расположен магнит.

Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.

Цель: продолжать приобщать детей к экспериментальной деятельности, развивать умение анализировать, делать выводы, развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий полученных в ходе опытов.

Задачи:

1. Формировать представление о снеге и его свойствах.

2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

4. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Материалы и оборудование:

одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце

Предварительная работа:

наблюдения за снегом на прогулках — характеристики снега: сухой (мокрый), рыхлый (плотный), холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый

Ход занятия:

1. Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки? Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге.

2. Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос «Где живет снежинка?»)

Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые?), будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).

3. Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести помощницу, используя волшебное слово «пожалуйста») Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)

4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)

5. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).

6. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать). Понюхаем сначало яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос)

7. Физкультминутка под музыку:

Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело, (показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем (имитируют действия)

И в снежки играть пойдем. (шагают)

Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)

От него кругом светло.

Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)

и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)

Каждый пальчик мы оденем,

Будет вы шубах нам тепло.

8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег — это замерзшая вода.

Подведение итогов занятия: Как много мы сегодня узнали о снеге, пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?

«Знакомства со свойствами снега»

«Волшебный камень – магнит»

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области