Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование интереса к чтению у воспитанников дошкольной образовательной организации

Способствовать формированию устойчивого интереса ребенка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование интереса к чтению у воспитанников дошкольной образовательной организации

Булковская Елена Михайловна,

воспитатель МАДОУ № 19 г. Мурманска

ВВЕДЕНИЕ

Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно-эстетических понятий. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис формирования у детей интереса к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему. Формирование у детей интереса к чтению — это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник [4, с.3].

Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель:

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Задачи:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В период детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, развитие интереса и любви к книге, ребенок формируется как читатель. Специфика работы с детьми, заключается в том, чтобы, формируя новые ценные качества, не погубить уже имеющиеся: творческую активность, не шаблонность восприятия, эмоциональность, искренность, радость и добровольность занятий.

При формировании интереса к чтению у дошкольников используются как традиционные, так и инновационные методы, и приемы.

К традиционным методам относятся: словесные (беседы по прочитанному, чтение художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ произведений); практические (игры – драматизации, дидактические игры, театрализованная деятельность, элементы инсценирования, изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации); наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек, просмотр видеороликов, фильмов, оформление выставок, использование разных видов театра).

Формы работы по ознакомлению с художественной литературой:

•занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи);

•культурно – досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, досуги, интеллектуальные игры;

•свободная от занятий деятельность: экскурсия в музей ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжкиной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно – печатные игры).

Дошкольники познают мир в игре, это способствует развитию творческой активности, интеллектуальных способностей. Литературные игры развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя.

В своей работе по ознакомлению детей с художественной литературой активно использую собственные настольные игры, играя в которые, дети закрепляют свои представления о прочитанном произведении и учатся понимать его основное содержание; сопоставлять и оценивать действия и поступки героев; подмечать специфические особенности жанра литературных произведений. Игровые задания подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество и конечно, прививают интерес к чтению книг, превращая сегодняшних слушателей в активных читателей завтра:(см. Приложение 1)

Дети дошкольного возраста нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Известно, что успешность освоения программного материала во многом зависит от степени интереса ребенка к изучаемому. Для детей-дошкольников необычайно эффективным и действенным методом повышения интереса к чтению и книге является интерактивная игра. Игры в интерактивном формате – это деятельность дошкольников, которая проходит под контролем воспитателя и направлена на познание окружающего мира и решение поставленных задач с помощью коллективной работы:(см. Приложение 2)

Интерактивная игра позволяет не только, в легкой форме рассказать малышам про окружающий их мир, познакомить с героями художественных произведений, но и учит их взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели. Слово «интерактивный» в названии указывает на обратную связь или какое-либо взаимодействие.

Такой формат игры позволяет обучить детей бесконфликтному, продуктивному и конструктивному общению со сверстниками, стать доброжелательными и терпимыми. Но наибольшего эффекта можно добиться, используя при проведении интерактивной игры интерактивную доску.

Традиционный наглядный материал, конечно, помогает заинтересовать, включиться в тему совместной деятельности, но не дает возможности действовать, что необходимо для любого ребенка, а особенно дошкольника. Другое дело, интерактивная доска. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства увлекают и вдохновляют детей. И дети уже пытаются самостоятельно овладеть новыми знаниями.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления наглядной информации при знакомстве детей с художественными произведениями, со структурой повествования. Применение мультимедиа технологий (яркие иллюстрации, звук, анимация) позволяет моделировать различные ситуации по сюжету произведения, а также игровые ситуации с участием героев художественных произведений. Игры, с использованием интерактивной доски, активизируют познавательную деятельность детей, повышают читательский интерес, и, как следствие, улучшают усвоение материала.

Доску можно использовать и как дополнение к интерактивной игре, для создания игровой ситуации, или как самостоятельную часть с заданиями, вопросами и викторинами.

Поэтому, использование интерактивной доски в детском саду, для формирования у дошкольников устойчивого интереса к книге, не только возможно, но и целесообразно. Оно существенно повышают мотивацию детей к чтению, повышает степень усвоения сюжетной линии и эффективность всей образовательной деятельности с детьми.

Использование интерактивной доски в образовательном процессе с детьми совершенствует также способы и средства детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка, развитие его речевых навыков, а также, готовят его к жизни в современном информационном обществе.

Каждому педагогу хотелось бы видеть своих воспитанников в будущем успешными. Для эффективного решения задач во взрослой жизни зачастую необходимо только одно – общение. Интерактивные игры помогают развить эти качества в дошкольниках и таким образом заложить основу в их успешное будущее.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Важнейшим условием приобщения детей к художественной литературе является взаимодействие педагогов, детей и родителей, установление конструктивных, партнёрских взаимоотношений между ними.

Семье отводиться ведущая роль в воспитании подрастающего поколения — именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. И именно семья, по мнению С. А. Денисовой, является той средой, где формируется с раннего детства интерес и любовь к книге [6, с. 31]. Именно в семье зарождается привычка к чтению. Хорошая книга в руках родителей и их детей — добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. В семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению [5, с. 391]. Сближает и помогает лучше усваивать содержание произведения совместные чтения детей и родителей, необходимые для развития интереса и любви к книгам.

Большое значение имеет также повышение психолого-педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.

Совместные литературные досуги и праздники, участие родителей в викторинах, конкурсах рисунков и поделок объединяют детей и взрослых общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, позволяют каждой семье показать свой творческий потенциал и индивидуальность.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Одним из главных условий в развитии интереса к детской книге у детей является предметно-пространственная развивающая среда, которая создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи предметно-пространственная развивающая среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной.

Необходим элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате является книжный уголок - особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает", придумывает свои рассказы, читает наизусть свои любимые стихи, подбирает материал для кукольного или теневого театра.

Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей.

Такая разнообразная инициативная работа детей, руководимая воспитателем, привлекает детей в уголок, делает их самостоятельные занятия более продуктивными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное –учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

У каждого педагога есть свой рецепт, как научить ребёнка любить книгу. Важно, помнить, что научить ребёнка понимать и любить книгу – значит научить его мыслить и чувствовать. С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Чтение – это, прежде всего, общение, диалог автора и читателя, читателя и героев, читающего взрослого и слушающего ребенка. А это значит, что читательская судьба ребёнка во многом зависит от нас, взрослых, ведь мы являемся посредником между писателем и ребёнком.


ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Эта игра включает в себя разные варианты творческих заданий и помогает детям осмыслить содержание произведения, оценивать поступки героев, высказывать свои суждения, понять жанровые особенности литературных произведений и поддерживать читательский интерес дошкольников.

Перед вами «Книжкин дом», который легко превращается во дворец сказок, домик доброты или рыцарский замок в зависимости от тематики игры.

Например, перед вами домик доброты: на верхнем этаже живут самые добрые сказочные герои, на втором этаже – те, у кого доброты поменьше, а на нижнем этаже – те, кто ни разу не совершил ни одного доброго дела. Помогите Фее Доброты расселить сказочных персонажей по нужным этажам. Расселяя сказочных героев, дети рассуждают, спорят и все вместе находят верное решение.

Выбирая жителей для рыцарского замка, мы акцентируем внимание детей на личности главных героев, их благородных качеств, подводим к пониманию того, что истинный герой всегда является носителем важных общечеловеческих ценностей. Именно поэтому в нашем замке соседствуют маленький Комарик, смелый Воробей, соотверженная Герда, бесстрашный Айболит, отважный Петух, храбрый Чиполинно.

Очень нравится нашим детям придумывать необычные загадки. Необходимо заполнить игровое поле по определённым правилам:

С левой стороны мы располагаем картинки с изображением предметов, которые подходят герою сказки, а с правой стороны – картинки с изображением предметов, к которым можно отнести такие же признаки.

Выберите, пожалуйста, картинки, которые подходят доктору Айболиту. А теперь к каждой картинке мы должны подобрать предмет, который подходит и другому персонажу. Как, по-вашему, кто ещё носит очки? У кого есть белый халат? Кого называют лесным доктором? Вот мы с вами и составили загадку про доктора Айболита.

Предлагаю расшифровать загадку, придуманную нашими детьми. Как вы думаете, о ком она? О Дюймовочке. Подобным образом можно зашифровать любой персонаж литературного произведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«Бюро находок»

Детям предлагается игровая ситуация: из сказочного города нам отправили волшебный сундучок, в котором собраны потерянные вещи. Дети находят хозяина и называют сказку.

Например:

«Замудрилки».

Особый интерес вызывают у детей творческие задания по придумыванию загадок, в процессе составления которых у детей развивается эмоциональность речи, сообразительность, фантазия. Мы предлагали детям составить загадки по схемам, они обозначены на слайде:

Загадки по признакам.

какой?

что такое же?

но

не

Загадки по действиям

что делает?

что (кто) делает так же?

но

не

Загадки по ассоциациям

на что похоже?

чем отличается?

как

но не

Обозначения записывали символами, которые придумывали дети. В левую часть записывается несколько характерных признаков объекта, про который будет придумываться загадка. А в правой части исключали объекты или свойства объектов, обладающие такими же признаками. Вместе с детьми мы составили загадки о сказочных героях и предметах: золотой рыбке, белке, учёном коте, яблоке, золотом петушке и др.

Как подсолнух, но без семечек.

Как блин, но его не едят.

Как апельсин, но не на дереве (солнце)

С кисточками, но не художник.

Прыгает по деревьям, но не обезьяна.

Рыжая красавица, но не лиса (белка)

Золотая, но не монета,

Плавает, но не лодка,

Исполняет желания, но не Дед Мороз (золотая рыбка)

По утрам будит, но не будильник

С бородкой, но не дедушка

С гребешком, но не причесывается (петух)

Светит, но не лампа. Как долька, но не апельсиновая. Рогатый, но не бык

(месяц)

С усами, но не морж

Любит молоко, но не ёжик

Ловит мышей, но не лиса

(кот)

Круглое, но не мяч,

Сладкое, но не сахар,

Красное, но не помидор

(яблоко)

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области