Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие мышления у детей с нарушениями слуха

Мышление – это сложный познавательный̆ процесс, который помогает нам анализировать, обобщать, систематизировать полученную информацию, делать выводы, решать задачи и открывать что-то новое. В данной статье рассматривается ряд упражнений, направленных на развитие этого познавательного процесса у дошкольников с нарушениями слуха.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мышление – это сложный познавательный̆ процесс, который помогает нам анализировать, обобщать, систематизировать полученную информацию, делать выводы, решать задачи и открывать что-то новое.

Мышление человека неразрывно связано с речью и не может развиваться вне речи.Мышление детей с нарушением слуха формируется поэтапно, начиная с наглядно-действенного, затем наглядно-образного и заканчивая словесно-логическим (абстрактно-понятийным) мышлением. Развитие мышления происходит в единстве с формированием словесной речи. Усваивая словесные обозначения предметов, их отношений ребенок овладевает способностью осуществлять мыслительные действия с образами предметов.

Наглядно-действенное мышление – тип мышления, при котором человек познаёт мир через действия с объектом познания. Оно развивается у человека раньше остальных и характерно для детей первых лет жизни, когда они начинают пробовать предметы на вкус.

Наглядно-образное мышление формируется в возрасте от трех лет. При этом типе мышления уже нет необходимости потрогать предмет и совершить с ним какое-то действие, ребенок вместо этого начинает представлять, как бы он это сделал и ощутил. Например, малыш представляет дерево с помощью воображения, чтобы потом нарисовать его.

На этапе дошкольной подготовки этот тип мышления является основным этапом развития ребенка.

Словесно-логическое – это такой тип мышления, при котором маленький человек пользуется известными понятиями и суждениями, которые нельзя увидеть, потрогать и попробовать на вкус. Этот тип мышления развивается только в условиях развития речи. Пример словесно-логического мышления — это ответ школьника у доски на любом из уроков.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Рассмотрим их подробнее.

Анализ – это умение мысленно разделять целый предмет, свойство или процесс на части.  

При анализе наглядных предметов мы выделяем:

- существенные части предмета, цвет, форму, свойства материала и пр.

Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья и прочее.

При анализе процесса мы оцениваем ситуацию, выстраиваем этапы работы, рассчитываем время для выполнения, отбираем инструменты, которые будут необходимы. Так, например, думая о рисовании картины, мы подбираем канцелярские принадлежности (карандаши, краски, мел, лист бумаги), решаем, где и что будет изображено на листе.

Для развития этого вида мыслительной операции можно выполнить следующее упражнение. Для этого вам понадобятсятри сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий. Перед началом упражнения необходимо удостовериться, что ребенок понимает все детали рисунка на каждой из картинок. Важно не только выкладывание верной последовательности событий, но и составление рассказа, так как устный рассказ показывает, может ли ребенок выразить свое понимание в словесной форме.

Также для развития умения анализировать можно использовать такое упражнение. Подготовьте заранее две таблицы с числами от одного до десяти двух разных цветов. У нас это зеленый и красный. И в первой, и во второй таблице пишем все цифры зеленого и красного цветов. Числа располагаются в свободном порядке. Ребенку нужно объяснить, что он должен показать, например, цифру 1 зеленого цвета как в первой, так и во второй таблице. Если ребенок с задачей справился – задание усложняем (например, Найди тут цифру 1 зеленого цвета, а тут 1 красного».

Синтез – это противоположная анализу операция, мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, мысленное сочетание отдельных их свойств.

Предположим, нам попался новый игрушечный автомобиль на радиоуправлении и нам очень хочется понять, как он работает. Мы сначала просто поиграем и понаблюдаем за поведением машинки. Затем можем разобрать ее вместе с пультом и провести анализ, то есть тщательно изучить структуру игрушки, понять из каких деталей она состоит. После этого мы можем собрать машинку (то есть провести синтез) и продолжить изучение поведения машинки. Можем опять разобрать машинку, изменить что-то в ее устройстве и собрать, посмотреть, что из этого выйдет.

Сам факт того, что нам удалось снова собрать машинку, уже показывает, что мы неплохо разобрались в ее устройстве.

 Собирать и разбирать машинку, как в нашем примере, можно не только в уме, но и в смешанном виде: то есть на наглядном материале, например, сборка конструктора Лего.

Чтобы научить ребенкавидеть целостный образ по его отдельным частямнам понадобиться несколько листов бумаги и ножницы.

Такую же манипуляцию можно провести с геометрическими фигурами.

Также для развития этой мыслительной операции можно использовать разрезанные на 5 частей картинки (это могут быть календари, открытки, наклейки), или же пазлы.

Следующая мыслительная операциясравнение.Сравнение – это мыслительная операция, состоящая в установлении сходства и различия между отдельными предметами или явлениями реального мира.

Когда человек наблюдает два предмета, волей или неволей он начинает замечать то, чем эти предметы похожи или чем они различаются.

Так, например, при сравнении камней можно сделать вывод, что камни одинаковые по форме, но разные по величине или цвету.

Для формирования умения сравнивать можно использовать следующие упражнения. Так, например, для выяснения понятий больше-меньше можно вылепить каждому несколько глиняных шариков, подобрать коллекцию камней, набрать несколько круглых картошек. На величину выше-ниже можно каждому отпилить дощечку и подобрать коллекцию одинаковой толщины, но различной высоты гвоздей; или же в пустые катушки вставить палочки одинаковой толщины, но разной высоты. На величину короче-длиннее каждый может нарезать несколько полосок из бумаги одинаковой ширины.

Также среди развивающих занятий для детей игра, в которой нужно сравнивать две картинки и искать в них отличия, занимает особое место,поскольку формирует сразу много ценных качеств, таких как: усидчивость, внимательность, память, настойчивость. 

Суть задания очевидна: предлагаются две картинки, на первый взгляд абсолютно одинаковые. Но — как указано в условии — отличающиеся определенным количеством деталей. Как правило, мелких и не бросающихся в глаза. Это может быть отсутствие какого-то предмета на рисунке или, напротив, лишний предмет; какая-то фигура другого цвета или отличающаяся формой или размером.

Чтобы научить ребенка сравнивать можно также использовать одинаковые по форме овощи и фрукты, знакомые ребенку, например, яблоко и помидор. Задача взрослого – уточнить у ребенка, чем они похожи, и чем они различаются.

Обобщение– выявление общего между различными предметами (например, «лилия», «гладиолус», «тюльпан» - это «цветы»).

Дети могут осуществлять обобщение предметов на основании своего практически-чувственного опыта, не осознавая, почему они объединили предметы в одну группу. Поэтому, обучая детей обобщению, нужно приучать их употреблять слова, обозначающие обобщенные понятия.

Для развития умения обобщать можно использовать такую игру.

На стол можно выложить яблоко, банан, грушу и огурец. Важно сказать, что здесь есть 3 фрукта и 1 овощ. Задача ребенка – убрать лишнее. Предметы можно выбирать из различных категорий.

Следующее упражнение, способствующее развитию умения обобщать такое. Ребенку предлагается из изображений одежды выбрать ту, которую можно отнести к мужской или женской. Или же выбрать только летнюю, или только зимнюю одежду.

Классификация – это группировка объектов по основным признакам предметов (форме, цвету, величине). Классифицировать можно животных, растения, геометрические фигуры, цвета.

Для произведения классификации важно научиться анализировать материал, соотносить различные элементы друг с другом.

Чтобы развить у ребенка способность классифицировать можно использовать следующее упражнение.

На столе раскладываются предметы квадратной, круглой или треугольной формы и емкости для сбора этих предметов. Предметы могут быть разные, начиная от фруктов и заканчивая подушкой. Ребенку необходимо объяснить, что в первой емкости должны лежать предметы только квадратной формы, во второй – круглой, в третьей – треугольной. Задача ребенка верно разложить предметы в соответствии с инструкцией.

Каждое из представленных упражнений направлено на развитие не только основных мыслительных операций, но и других познавательных процессов, таких, как внимание, воображение и речь.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области