Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов «Формы и методы организации коррекционно – развивающей работы воспитателя с детьми »

Цель повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 100

Консультация для педагогов

«Формы и методы организации коррекционно – развивающей работы воспитателя с детьми »

Учитель-логопед:

Гуляева Ольга Николаевна

Дата проведения: 16.10.2023

г. Комсомольск-на-Амуре

2023 год

Консультация для педагогов на тему:

«Формы и методы организации коррекционно – развивающей работы

воспитателя с детьми»

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности.

Ход консультации

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования одним из условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Одним  из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи.

       Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. 

Основными задачами коррекционно-развивающей работы в ДОУ являются:

-Корректирование и предупреждение речевых нарушений во всех видах деятельности.

-Создание  пространственно-речевой среды  (организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка )

- Механизм взаимодействия между всеми  специалистами:

- Повышение профессионального уровня всех специалистов

-Осуществление тесного взаимодействия с родителями;

    В группах компенсирующей направленности,  одной из основных целей работы является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с ОВЗ. Работа проводится в тесной связи со всеми специалистами ДОУ. В группе должна быть организована предметно-пространственная  развивающая среда. Она создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует и всестороннему гармоничному развитию личности.

 Основной формой коррекционного обучения  является непрерывная образовательная деятельность, на которой систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: фронтальных, подгрупповых; индивидуальных занятий.

Фронтальные и подгрупповые Нод позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. Здесь происходит коррекция речи, развитие речи, формирование целостной картины мира, формирование элементарных математический представлений, физкультура, продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкальное – благодаря этим видам деятельности дети учатся общаться со сверстниками и со взрослым, совершенствуют разговорную речь, обогащают словарный запас, участвуют в коллективной деятельности, учатся воспринимать чужую речь, а так же идет работа над  дыханием, развитием слухового и зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха и восприятия, речевого слуха и слухоречевой памяти, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза. На занятиях идет работа по закреплению правильного произношения поставленных звуков, отрабатываются пройденные ранее грамматические категории с предъявлением требования их правильного фонетического оформления, идет работа по закреплению словообразования. 

Тематический подход . Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером. Обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассивный словарь), так и для ее активизации.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в НОД обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Во фронтальных занятиях мы  учитываем следующие  требования:

1. Должно быть динамичным.(подвижным)

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3.  Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучать общению с педагогом и друг с другом.

5. Необходимо  приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

6. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

7.  Самое главное – на занятиях дети должны много говорить. (в зависимости от периодов) 

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводится  в течение каждого дня  – направлена на изучение с  детьми тех разделов программы, при усвоении которых эти дети испытывают трудности. Прежде всего, эта работа по автоматизации и дифференциации звуков.

Индивидуальные занятия как правило включают в себя следующие этапы: во – первых, это артикуляционная гимнастика, затем, пальчиковая гимнастика, затем идет работа по автоматизации звука. Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, к более быстрому проговариванию. Требование здесь – к постепенному усложнению лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам.

Ещё одной из форм работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Ситуация общения - это  или специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании коммуникативных умений и навыков. (беседы, различные виды игр,  артикуляционная и пальчиковая гимнастики, театрализованные постановки, создание игровой обучающей ситуации и обучение игровому (диалогическому) общению. Так же сюда относятся игры-викторины., направленные на упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, составлении рассказов, развитие и использование средств языковой выразительности. Подвижных, дидактических игр дети вступают в контакт со сверстниками, что является мотивом к коммуникативной деятельности, приобщаются к выполнению основных правил ведения диалога.

В режимных моментах – утренняя гимнастика, прием детей, кормление, гимнастика после сна и т. д. – позволяют развивать общую и тонкую моторику, координацию движений, координацию речи с движением, подражательность и творческие способности, раскрывать эмоциональное отношение ребенка к значению слова;

- прогулка, которая включает в себя наблюдение в природе, подвижные игры и игры - упражнения, труд в природе – все это позволяет обогащать, уточнять и активизировать лексический запас воспитанников, выполняя речевые и практические задания, а так же формирует коммуникативную компетентность детей.

Коррекционно-речевая работа  осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, (наблюдение, рассматривание картин, просмотр кинофильмов).

 Словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести методы моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения. Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования:

-   Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

-  Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

-  Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине.  Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФАОП ДО.

Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей.

Логосказки  способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), раскрепощение.                                                                           

Выделяют несколько видов логосказок:                                            

Для постановки сказок подходят различные виды театров. Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец. Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.

Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

Артикуляционные сказки.
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.

Сказки по обучению грамоте
Логосказки:
- знакомят детей с гласными и согласными звуками,
- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают слуховое внимание;
- развивают фонематический слух;
- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.

  Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем.

    Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

  Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления  коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Технологии проведения «коррекционно – развивающей работы».

В рамках взаимодействия специалистов ДОУ, учитель-логопед рекомендует воспитателям включать в свою индивидуальную работу занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дошкольники испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего занятия направлены на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Целью коррекционных занятий воспитателя является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционно - развивающей работы», воспитатель организует, параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем.

Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

Как правило, у детей с тяжёлыми нарушениями речи, дефекты носят стойкий характер. А работа над звуком – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени, системы в занятиях и неоднократного повторения. Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных речевых стереотипов (новых звуков) в индивидуальной форме работы с детьми проводит учитель-логопед. Позже, на этапе автоматизации звука в словах, фразе и тексте подключается к работе и воспитатель.

Объединение 2-4 детей по сходным проблемам в подгруппы позволяет проведение специальных игр-занятий, нацеленных на развитие навыков дифференциации звуков на слух и в собственной речи детей, умений осуществлять элементарный анализ звучащей речи. Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Кроме того, определённые требования должны соблюдаться в отношении исправления ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей.

Значимую помощь в реализации коррекционного воздействия воспитатель может получить от педагогического коллектива ДОУ. Согласование подходов как к общему, так и к речевому воспитанию детей при организации музыкально-ритмических, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, выработка единого речевого пространства по отношению к детям с ТНР – эти и другие вопросы становятся основой для содержательного взаимодействия всех специалистов, участвующих в коррекционно-образовательной программе.

Заключение.

Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия является искренняя заинтересованность педагогов в его результатах, желание помочь ребёнку, постоянная готовность оказать ему необходимую поддержку в случаях затруднений. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости, но и одновременно – от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребёнка к предлагаемой педагогической помощи и мотивация к её принятию.

Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.

Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области