Конспект итогового занятия по развитию речи
в старшей группе «Насекомые »
Цель: Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства).
Задачи:
-образовательные: активизация и актуализация словаря по теме насекомые; совершенствование грамматического строя речи; навыков слогового анализа.
-развивающие: учить детей образовывать множественное число существительных, использовать глаголы, прилагательные; развивать у детей познавательный интерес, зрительное внимание и восприятия, память, логическое мышление, связную речь; закрепить знания о жизни насекомых.
-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательность, самостоятельности; воспитывать экологическое отношение ко всему живому, понимании пользы для человека, подвести к осознанию взаимосвязи всего живого на земле.
Словарная работа:
Существительные: пчела, муха, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, жук, божья коровка, грудка, брюшко, лапки, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.
Прилагательные: полезные, вредные ясное, желтое, яркое, теплое, ласковое, лучезарное;
Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, звенит, пищит, прыгает, опыляет, охраняет, откладывают, засыпают.
Оборудование: письмо, задания, волшебная поляна, дидактические игры на тему: «Насекомые», Д/и «Выбери цветок», картинки с изображением насекомых: жук, бабочка, пчела, муха, комар, кузнечик, стрекоза, муравей; загадки, стихотворение «Насекомые», пчела на палочке, картинка улей, бочонок, угощение (конфеты «Пчелка»), ромашки с 1-2-3 лепестками.
Предварительная работа: беседы о насекомых; рассматривание картинок с изображением насекомых; чтение произведений с героями насекомыми; использование музыки разминки по УМК.
Ход:
1) Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, сегодня чудесный день! Давайте подарим друг другу хорошее настроение и свои улыбки!
2) Основная часть
-С добрым утром! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие и побываем на чудесной поляне!
- Но, прежде чем отправится в путешествие, нам необходимо размяться, поиграть с язычком. Язычок приглашает нас в свой чудесный сад!
- Вы готовы? (Да) Тогда садитесь поудобнее мы начинаем
(дети присаживаются на свои места)
Артикуляционная гимнастика.
Наступил солнечный денёк. (показали солнышко пальцами рук).
Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык к подбородку).
Он взял с собой ведерко (чашечка), грабли (пропускать язык сквозь зубы), лопату (лопатка) и отправился в сад.
В саду было много работы. Взяв грабли, язык стал аккуратно сгребать засохшую траву (пропускать язык между зубами, назад — вперед).
Потом язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну щеку, то в другую).
Обрадовался язычок, что теперь в саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто – то жужжит (ж-ж-ж) в стороне (звукоподражание). Это была пчела. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (облизать губы, то в одну сторону, то в другую).
Ещё где-то слышалась песенка комара (з-з-з).
Под вечер язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали (щик-щик-щик).
Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее (открыть широко рот и медленно закрывать).
Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал.
Ночью около язычка кружилось много светлячков, которые охраняли чудесный сад (облизать губы).
Утром, когда язычок проснулся, его снова встретило солнышко и у него сразу поднялось настроение. (Улыбочка)!
А скажите, пожалуйста, какое оно наше солнышко? (ясное, желтое, яркое, теплое, ласковое, лучезарное, весеннее)
Воспитатель: - Правильно! А кого ещё разбудило весной солнце? (насекомых)
На лугу трещит кузнечик
В небе бабочка парит
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают, скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользой также одарят!
Воспитатель: - О ком говорилось в стихотворении?
Дети: - В стихотворении говорилось о насекомых!
Воспитатель:
- А что делают насекомые? (летают, скачут, ползают, парят, и т.д.)
- Ребята, а как вы думаете насекомые полезные или вредные?
- Назовите полезных насекомых (божья коровка, пчела, бабочка, муравьи)
-А какие насекомые приносят вред человеку, но нужны природе? (саранча, клопы, мухи, комары)
Воспитатель: - Насекомые населяют всю нашу планету Земля – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты.
Воспитатель: - Ребята, а давайте мы отправимся в гости к насекомым на чудесную цветочную поляну!
(Дети берутся за руки, встают в круг, опускают руки)
- Чтобы попасть на цветочную поляну надо сказать волшебные слова. Приготовились, закрыли глаза: «Раз, два, три обернись на цветочной поляне очутись».
(Воспитатель раскладывает цветы на ковре)
- Открываем глаза. А вот и цветочная поляна!
- Какие чудесные цветы!! Давайте вдохнем их аромат!
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»
(Вдох носом, выдох через рот со словами: «А-а-а-х, как пахнет!»
Воспитатель:
- А где же насекомые?
- Дети, а что это? (Воспитатель находит конверт)
Дети: - Письмо!
Воспитатель: - А как думаете от кого? Давайте прочитаем!
(Воспитатель читает письмо): - «Пишет вам Всемогущий колдун-чародей, надоели мне букашки-таракашки, заколдовал я их на цветочной поляне, не хочу их больше видеть, то пищат, то жужжат, то звенят. А сейчас такая тишь и благодать!
Но если кто найдет цветочную поляну и захочет увидеть букашек-таракашек, я придумал для вас задания, но, надеюсь, для многих будут не выполнимы. И никто никогда не узнает о насекомых».
Воспитатель: - Ребята, что же делать? Колдун-чародей, не хочет, чтобы вокруг нас весело жужжали, пищали, звенели насекомые.
- А давайте поможем нашим насекомым и расколдуем их! Для этого выполним все его задания.
- Вы готовы? (Да) Тогда присаживайтесь на стульчики.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - Вот первое задание на цветке:
1. Отгадайте загадки
1.Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь. (жук)
2.Шевелись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
3. В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает. (пчела)
4. Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня. (муха)
5. Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит. (комар)
6. Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день-деньской (кузнечик)
7. Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)
8. Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда (муравей)
(Воспитатель после каждой загадки на доску выставляет отгадку – картинку)
Пальчиковая гимнастика (приготовили пальчики!)
Стоит на горе домишко, (Показывают крышу над головой)
Ползет туда муравьишко, (Перебирают пальчиками)
Он тащит соломинки, щепки, (Сжимают, разжимают кулачки)
Чтоб дом получился крепким. (Кисти взяли в замок)
Вокруг суетятся братишки –
Старательные муравьишки, (Перебирают пальчиками)
Несут в муравейник они червячка,
Букашку, жучка, паучка. (Шевелят указательными пальцами, остальные сжаты в кулак)
Кто строит, (Бьют кулак об кулак)
Кто кормит детишек – крошечных муравьишек. (Движения пальцев «солят»)
Вот так – целый день в работе,
В трудах, беспокойстве, заботе. (Держась за голову, качают ей).
Воспитатель: - Какие молодцы, с первым заданием мы справились, можем снимать наш заколдованный цветок и под ним прячется (МУРАВЕЙ).
____________________________________________________________________
2. Игра «Угадай кто?»
Стрекочет (кто?) – кузнечик
Бегает (кто?) – муравей
Ползает (кто?) – гусеница
Звенит (кто?) – комар
Собирает мед (кто?) – пчела
Жужжит (кто?) – жук
Порхает (кто?) – бабочка
Воспитатель: - Молодцы! И под вторым цветком у нас затаилась (БАБОЧКА).
_________________________________________________________________
3.Игра «Четвертый лишний»
1.жук, пчела, муравей, (кошка)
2.кузнечик, жук, (комар), паук
3.(слон), бабочка, шмель, гусеница
4.стрекоза, бабочка, муха, (муравей)
5.муха, муравей, (грач), пчела
Воспитатель:
- Так под этим цветком у нас (ЖУК).
- Что-то я немного устала. Давайте, ребята, с вами немного разомнемся, а потом продолжим расколдовывать наших насекомых. (Дети встают на ковре)
Физминутка «Жук»
Я нашла себе жука
На большой ромашке (дети вытягиваю руки вперед, как бы показывая жука).
Не хочу держать в руках,
Пусть сидит в кармашке. (Изображают, как кладут в карман)
Ой, упал, упал мой жук, (Нагибаются.)
Нос испачкал пылью. (Показывают на нос.)
Улетел мой майский жук,
Зажужжали крылья. (Машут руками)
____________________________________________________________
Воспитатель: - Ребята вы отдохнули? Следующее задание:
4. «Один -много»
Муравей – муравьёв
Гусеница – гусениц
Комар – комаров
Пчела – пчел
Жук - жуков
Стрекоза – стрекоз
Муха – мух
Воспитатель: - Дети открываем заколдованный цветок? ( Да!)
Воспитатель: - Под ним у нас (СТРЕКОЗА).
_______________________________________________________________
Воспитатель: - Ой, дети с каждым заданием все сложнее и сложнее
(снимает пятое задание)
5. Назови насекомых, в названии которых спрятались звуки: Ж, З, С, Ч
Жук –
Бабочка –
Пчела –
Стрекоза –
Комар –
Кузнечик –
Муравей –
Воспитатель: - И как раз под этим цветочком у нас запрятался (КУЗНЕЧИК).
(снимает шестое задание).
6.Выбери цветок (слоговой анализ)
Воспитатель:
- Ребята, у меня есть цветы. У них разное количество лепестков.
- Сколько их? (1, 2, 3)
- Задание: «Разместить насекомых на свой цветок».
(Показывает картинку с насекомым, дети помещают его на нужный цветок по количеству слогов в слове) – отхлопывают, приседают..
Жук – 1 слог мак
Бабочка – 3 слога
Пчела – 2слога
Стрекоза – 3слога
Комар – 2 слога
Кузнечик – 3 слога
Муравей – 3 слога
Воспитатель: - Молодцы! Открываем, кто у нас тут последний затаился? (ПЧЕЛА)
__________________________________________________________________
3) Заключительная часть (раздаётся звук жужжания пчелы, вносят пчелу на палочке)
Воспитатель: - Дети, кто это жужжит? (Пчела).
- Пчела предлагает с ней полететь в ее домик. Как он называется? (Улей)
(дети «змейкой проходят за воспитателем, находят бочонок с угощениями – конфеты «Пчелка»)
Воспитатель:
- Пчёлка благодарит вас за то, что вы расколдовали насекомых и просит и впредь быть заботливыми и не обижать насекомых, а это её угощение.
- Дети, вы сегодня все были такие молодцы, справились со всеми заданиями, расколдовали насекомых.
- А вам понравилось наше путешествие?
- Были у вас затруднения?
- Кому расскажите о нашем приключении?
- А теперь пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова «Раз, два, три обернись снова в детском саду очутись»
(Воспитатель читает письмо): - «Пишет вам Всемогущий колдун-чародей, надоели мне букашки-таракашки, заколдовал я их на цветочной поляне, не хочу их больше видеть, то пищат, то жужжат, то звенят. А сейчас такая тишь и благодать! Но если кто найдет цветочную поляну и захочет увидеть букашек-таракашек, я придумал для вас задания, но, надеюсь, для многих будут не выполнимы. И никто никогда не узнает о насекомых». |