Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Насекомые».
Коррекционно- образовательные задачи.
1.Расширять и углублять представления детей о насекомых- особенности внешнего вида и образе жизни.
2.Уточнять и расширять словарь по теме.
3.Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять детей в образовании существительных во множественном числе, в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, в образовании существительных в сравнительной степени.
4.Упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных.
5.Упражнять в звукобуквенном разборе слов.
7.Упражнять в составлении предложений по картинке, учить правильно называть предлоги.
Коррекционно- развивающие задачи.
1.Развивать длительный выдох, диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию реи с движением.
Коррекционно- воспитательные задачи.
1.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности.
2. Воспитание любви к природе и её обитателям.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия.
Дети стоят возле логопеда.
Лог. – Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. ( здороваются).
Давайте передадим друг другу и гостям наше хорошее настроение:
- Доброе утро! Улыбнитесь скорей !
И сегодня весь день будет веселей.
Мы погладим лобик, мы погладим носик и щёчки.
Будем мы красивые , как в саду цветочки.
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
А теперь захлопаем быстрее, быстрее.
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, будем все здоровы!
Лог. Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям полянок, лугов, а некоторые живут у воды и в воде. А кто эти необычные жители мы узнаем, когда дойдём до удивительной полянки. Ну, что отправляемся в путь? ( Дети идут , высоко поднимая ноги)
« Мы почти к полянке вышли, поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки,
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Мы почти пришли в гости к маленьким жителям удивительной страны, а кто это, вы узнаете , когда отгадаете загадки.
1. Мёд душистый принесла с луга вешнего … ( пчела)
2. Изящная, яркая дамочка, над лугом кружит, это… ( бабочка).
3. Слышим мы гудящий звук, то летит к нам майский…( жук).
4. Больше всех мои глаза, любит хвастать…( стрекоза)
5.Бежит по ладошке быстро и ловко в точечках чёрных вся… ( божья коровка).
6. Согнувшись под ношей тяжёлой своей, тащит травинку в свой дом… ( муравей).
Лог. Кузнечик, бабочка, пчела,
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовём.
Но как мы всех их назовём? ( насекомые).
- А каких ещё насекомых вы знаете? Почему их называют насекомыми?
- Ну, что продолжим путь на полянку?
« Мы почти к полянке вышли, поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся , не упал?»
Лог. Вот мы и на необычной полянке! Посмотрите, как красиво вокруг. Только ветер- озорник разбросал лепестки по полянке. А на лепестках что-то написано.
( читает).
1 лепесток. Лепесточки собирайте и задания выполняйте. Первое задание.
Чтобы бабочки опять, дружно начали порхать, нужно много слов красивых нам для каждой подобрать.
( Игра « Подбери признак»). Дети подходят к столу.
- Посмотрите, сюда прилетели бабочки! Какие они разные и необычные! Чтобы бабочки взлетели, мы должны сказать, какие они . ( Дети подбирают слова- признаки ).
- Молодцы! Как много красивых слов вы сказали бабочкам. Теперь они точно полетят.
Дыхательная гимнастика « Подуем на бабочку» ( короткий вдох и длительный выдох).
- А мы продолжаем гулять по этой удивительной полянке.
2 лепесток. « Возьмите мяч и поиграйте, ласковыми словами насекомых называйте».
- Ребята, сейчас я буду бросать вам мяч и называть насекомое , а вы называйте его ласково и возвращайте мяч мне обратно.
(Жук- жучок, пчела- пчёлка, стрекоза- стрекозка, муравей- муравьишка, гусеница- гусеничка, мотылёк- мотылёчек.)
3 лепесток. « Назовите насекомых во множественном числе»
( жук- жуки- много жуков, пчела- пчёлы- много пчёл, муравей- муравьи- много муравьёв, кузнечик- кузнечики -много кузнечиков)
Пальчиковая гимнастика « Насекомые».
Прилетела к нам вчера полосатая пчела,
А за нею шмель - шмелёк и весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.
Приходили муравьи и травинку принесли.
Пожужжали, полетали, от усталости упали.
4 лепесток. Игра « Великаны». Вы знаете, что насекомые и их части тела бывают разной величины. Я называю насекомое или части тела , а вы называете насекомое-великана.
( Жук- жучище, шмель- шмелище, муравей- муравьище, у стрекозы не глаза, а глазищи, у таракана не усы, а усищи, у бабочки не крыло, а крылищи).
5 лепесток. Игра « Чей? Чья? Чьё?».
У комара писк ( чей?)- комариный У шмеля жужжание ( чьё?)- шмелиное.
У пчелы мёд ( чей?)- пчелиный. У таракана усы ( чьи?)- тараканьи
У муравья лапка ( чья?)- муравьиная У паука паутина ( чья?)- паучья
6 лепесток. « Кто лишний?»
Жук, пчела, муравей, кошка.
Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза.
Таракан, муха, комар, кровать.
7 лепесток. « Составьте предложения по картинке»
1.Стрекоза летит над водой.
2. Стрекоза сидит на руке.
3. Муха сидит на банке.
4. Божья коровка сидит на листике.
5.. Бабочка летит над одуванчиком.
- Посмотрите сюда, надо помочь бабочкам долететь до цветочка ( работа с карандашом).
Физкульминутка. Игра « Летают, прыгают, ползают» ( Логопед называет насекомых, если насекомое летает, дети машут руками, насекомое прыгает- прыгают на 2 ногах, насекомое ползает- дети идут по- медвежьи.)
- Отгадайте загадку.
« Я жужжу, жужжу, жужжу,
Я летаю и кружу.
Воле носа, возле уха,
Догадайтесь, кто я… ( муха).
- Сколько слогов? (2)
-Назовите 1 слог( му). Из каких звуков состоит? (М, У). Дайте характеристику звукам. ( м- согласный, твёрдый, звонкий, у- гласный)
- Назовите 2 слог ( ха). Из каких звуков состоит? ( х,а). Дайте характеристику звукам. ( х- согласный, твёрдый, глухой, а- гласный) – Выложите схему этого слова.
- Сколько гласных звуков? Сколько согласных твёрдых звуков? Сколько согласных мягких звуков?
Сколько слогов?
- Придумайте предложение со словом « муха» и составьте схему предложения.
Лог. ( Составляем из лепестков цветок.).
- Ребята, мы собрали семь лепестков. Какой необычный цветок получился. Это же- цветик- семицветик. А вы знаете , что цветик- семицветик может исполнять желания. Вы сегодня потрудились на славу, помогли взлететь бабочкам, называли ласково, помогли долететь до цветка. Я хочу вам подарить цветики- семицветики, чтобы исполнялись все ваши желания. Занятие окончено. Вам оно понравилось? Что трудным было для вас? Что было интересным для вас?