Методическая разработка: «Зарядка для пальчиков или пальчиковая гимнастика».
Упражнения для пальчиков очень хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка, замечено, что у детей с плохо развитой речью нередко встречаются плохо скоординированные движения пальцев. Эта гимнастика также подготавливает ребенка к письму и к рисованию.
Упражнения лучше всего делать с ребенком вместе - вы показываете, а ребенок повторяет……
Выполняя пальчиками систематически различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, облегчает навыки письма.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.
Несколько примеров пальчиковой гимнастики.
Пассивная гимнастика для пальцев рук.
- Массаж кистей рук. Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.
- При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
- При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
- Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.
- Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.
- Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.
Пусть малыш катает деревянные или пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, разрывает бумагу…
Ребенку давайте более сложные задания.
- Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички.
-«Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
-«Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
-«Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
-«Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
-- Имитируйте игру на пианино.
-«Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
-«Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
…потом массаж
- Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.
-Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.
-Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
-Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т. д.
- Резать ножницами.
-Конструировать из бумаги (оригами).
- Делать пальчиковую гимнастику.
-Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
Рисование по клеточкам хорошо развивает у ребенка произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Для рисования необходимы тетрадь в крупную клетку, простой карандаш и ластик. Перед занятием проверьте, может ли ребенок показать на листе бумаги, где право и лево, верх и низ. Если он затрудняется в ориентировке, опустите ладошки на тетрадный листок и объясните: там, где лежит левая ладонь - это левая сторона, где правая - правая. Покажите ребенку, как нужно считать клеточки, ориентируясь на точку отсчета.
Предложите проверочное задание: провести линию вправо, отсчитав 5 клеточек, а затем влево, отсчитав 8 клеточек от отправной точки.
Теперь приступайте к выполнению задания, посоветуйте внимательно слушать ваши инструкции. Карандаш надо поставить в исходную точку (ее вы заранее ставите сами). Потом получившийся рисунок можно раскрасить по - своему желанию.
Игра «Дом»
От отправной точки.
2влево, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 4вверх, 1вправо, 3вниз, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вниз, 1вправо, 1вниз, 1вправо, 1 вниз, 2вправо, 1вниз, 1вправо, 1вниз, 1вправо,1вниз,11влево, 7вниз,9вправо, 7вверх.
Пальчиковая гимнастика
Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)
Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут)
Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец)
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец)
Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец)
Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец)
А для волка - кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру)
Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки - как волчьи зубы)
Разбегайтесь кто куда!
(Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами)
Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова.
Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.
Успехов вам, взрослые и дети!
Мастер – класс «Наши пальчики играют».
Цель: Ознакомление с техникой оригами, которую осваивают дети для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
Форма проведения: мастер-класс
Участники: воспитатели, дети, родители.
Оборудование: выставка детских работ по оригами, памятка «Советы родителям» на каждого, художественные материалы (цветная бумага, ножницы), схемы складывания елочки.
Предварительная работа: организация выставки работ, выполненная в технике оригами, подготовка памяток для родителей.
Ход мастер – класса.
1. Ещё век назад Мария Мантессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Учёные-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающих, за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Наши предки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку - белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлеклись раним развитием детей и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - «бегают по столу».
«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
«Пальчики»
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять,
Они спрятались опять.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
«Замок»
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т.д.
Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание.
Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребенка будет хорошо развита моторика , но с ребенком не будут разговаривать , то и речь ребенка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Выступление воспитателя.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оригами – увлекательнейшее занятие не только для детей, но и для взрослых. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, высоко парит самолетик! Сколько радости, сколько восторга! Ни с чем не сравнить чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Прыгающие лягушки, надувные шарики, изящно сложенные салфетки для праздничного стола – мир оригами бесконечен!
Бумага – благородный материал. Ее легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить, а если слегка подмочить – возникает бумажная скульптура.
Оно привлекло к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
Это привело к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами.
Конструирование из бумаги по методу оригами – продуктивный вид деятельности. Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить их, а коллективные работы найдут своё место в оформлении интерьера группы.
Важно понять, что главное – не изготовление количества фигурок, а привлечение ребёнка к этой увлекательной и полезной деятельности, обучение детей способами работы с бумагой.
2. «В гостях у Волшебного квадрата».
Воспитатель приглашает детей и родителей принять участие в занятии.
Тема: елочка (оригами)
Цели: учить складывать стороны квадрата, продолжать учить мастерить поделки из бумаги; совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику.
Материал: цветная бумага, ножницы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Сегодня к нам пришёл в гости волшебный квадратик.
- Как вы думаете, почему этот квадратик называется волшебным?
- Надоело квадрату сидеть дома. Заскучал он, думал, думал, чем бы ему заняться, и придумал для вас загадку:
-Стоит в тайге на одной ног,
Сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
Платьице в иголках, а называюсь… (елкой)
- И подумал квадрат: «Здорово бы было стать елочкой. Но как?»
- Давайте поможем ему?
Алгоритм выполнения оригами «Елочка»
1. Квадрат складываем во всех направлениях (по горизонтали, вертикали и диагонали). Разворачиваем.
2. Используя готовые линии сгиба складываем треугольник.
3.Намечаем линией сгиба середину правого треугольника, складывая его пополам. Разворачиваем.
4.Используем линию сгиба выворачиваем (разворачиваем угол так, чтобы крайний угол оказался по центру нашего основного треугольника).
5.Загибаем угол вправо. Таким образом обрабатываем все четыре угла в треугольнике.
6. После всех загибов углов должна получиться вот такая фигура.
7. Далее потребуются ножницы. Срезаем низ ромба моделируя ножку у елки. Делаем по три надреза по сторонам. Надрезы делаются параллельно основанию будущей елки.
8.Каждый надрезанный полученный прямоугольник загибаем внутрь по диагонали, формируя треугольники. Обязательно делаем в одну сторону на всех гранях елки.
Распрямляем получившуюся елку и можно украшать. Для украшения можно использовать конфетти, золотой лак для волос, блестки и другую новогоднюю атрибутику.
3. Волшебному квадратику понравились наши работы, и он нам предлагает оформить выставку (оформление выставки).
- Подводится итог занятия. Дети и родители рассказывают о своих работах. Воспитатель предлагает оставить работы на выставке, чтобы квадрат порадовался новогодним елочкам.
Памятка для родителей.
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому:
Список использованной литературы: