Формы организации обучения
Применительно к обучению форма – это специальная конструкция процесса обучения. Характер ее обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учащимися при работе над определенным учебным материалом.
Форму организации обучения надо понимать как систему циклически повторяющихся этапов процесса обучения, реализующихся во взаимной деятельности учителя и учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.
Формы организации обучения наряду с его содержанием и методами являются одним из «трех китов» дидактики и могут рассматриваться лишь в единстве с двумя другими характеристиками: форма не существует без содержания и задает его структуру; всякий метод выражается в определенной форме и составляет ее внутреннюю основу.
В истории мировой педагогической мысли и практике образования известны самые разнообразные формы организации обучения, в связи с чем возникла необходимость в их классификации, вычленении наиболее эффективных, соответствующих потребностям времени и конкретным целям обучения.
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
Рассмотрим наиболее распространенные формы организации обучения.
Коллективное обучение. Ее основы разработал страсбургский педагог Й. Штурм, а теоретически обосновал и популяризировал Я.А. Коменский. Коллективность обучения создает условия для применения дискуссий, сопоставления различных точек зрения и разноплановых взаимодействий, что является обязательным условием для формирования гуманитарной атмосферы.
Групповое обучение. Подразумевает объединение учеников в группы и взаимодействие внутри них: так изучают новый материал, обсуждают его, оценивают свою деятельность, готовят выступления. В структуре учебного процесса может быть предусмотрено взаимообучение групп, для чего учебный материал предварительно дробится на отдельные вопросы по количеству групп.
Групповую форму обучения целесообразно широко применять с 6-7 класса, однако эпизодическое ее использование полезно уже в начальной школе. Исследования (Х.Й. Лийметс и др.) показали, что оптимальный состав групп должен быть от 5 до 7 человек. Иногда более успешно работа организуется в группах по 3-5 человек – так легче управлять ими на уроке. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учеников с примерно одинаковой успеваемостью и одинаковым темпом работы. Состав групп непостоянный и, как правило, различный по разным предметом. При его определении важно учитывать взаимоотношения между учащимися.
Индивидуальное обучение. Самая старая форма организации учебного процесса, которая встречается уже в глубокой древности. Заключается она в том, что учащийся выполняет учебные задания индивидуально, пользуясь при этом непосредственной или косвенной помощью учителя.
Разные формы организации обучения подразумевают и различную структуру коммуникативных отношений его участников: логику, права и обязанности, варьирование темпа, объема и способов передачи и усвоения содержания образования.
Лекция представляет собой занятие, на котором осуществляется передача ученикам готовых знаний через монологическую форму общения.
Основная ее дидактическая цель – дать систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладеть методами науки, служит основой для самостоятельной работы учащихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы учащихся.
По различным основаниям выделяют следующие типы лекций:
Семинар – эта относительно самостоятельная организационная форма предназначена для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду; она предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности.
В структуре семинара выделяют три этапа:
По дидактическим целям семинары делятся: на занятия по введению в тему, планированию ее изучения, исследованию ведущих проблем, представлению и защите результатов самостоятельной познавательной деятельности, углублению, обобщению и систематизации знаний, на контрольные, зачетные, аналитические семинары.
По способу и характеру проведения различают: вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые семинары; индивидуальные и групповые семинары; семинары-проекты; семинары по решению задач.
Учебная конференция приближает обучение к научным формам деятельности. Во время подготовки к конференции некоторые учащиеся выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследователь проводит для них консультации. Остальные формулируют вопросы, готовятся к обсуждению. Докладчики консультируются у учителя и специалистов по своей теме.
Практикум – одна из форм организации педагогом учебной работы, в которой доминирует практическая деятельность учащихся, самостоятельно осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории или специально оборудованного кабинета.
Практическое занятие состоит из следующих этапов:
Учебная экскурсия – это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.
В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:
Факультативные занятия предусматривают изучение по выбору и желанию учащегося углубленного или расширенного курса на основе школьных предметов. Они являются связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями, ступенью перехода от усвоения предмета к изучению соответствующей науки, одной из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанной на расширение или углубление знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.
Предметные кружки формируются на добровольных началах из учащихся параллельных классов или разновозрастных учеников для дополнительных занятий прикладными аспектами изучаемых дисциплин. Руководитель кружками могут как учителя-предметники, так и родители учащихся или иные специалисты.
Самостоятельная работа учащихся, их самостоятельная познавательная деятельность является одним из важных средств подготовки учеников к активному самообразованию. Она осуществляется как во время урока, так и во внеурочное время и предусматривает работу с учебной и справочной литературой; выполнение индивидуальных заданий; разработку методических материалов по предмету; подготовку к наиболее ответственным или комплексным лабораторным работам, конкурсное выполнение разных заданий.
Консультации как сопутствующая форма обучения, предназначены для помощи учащимся в освоении отдельных тем или разделов курса, а также при углубленном изучении предмета. В переводе с латинского «консультация» означает совет, даваемый специалистом. Консультации могут быть общеклассными, групповыми или индивидуальными, по инициативе учителя, по просьбе родителей или учащихся, обзорными и тематическими.
Консультация – это составная часть процесса обучения, органически связанная с постижением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением. Различают следующие виды консультаций:
Домашняя учебная работа дополняет их деятельность на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Она имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело, потребности к постоянному самообразованию.
Экзамен или зачет – это форма систематизации, выявления и контроля знаний учащихся, способ признания их успехов или неудач в обучении, проверка ответственности и стимулирование самостоятельной работы. Они могут проводиться в различных формах:
Проведение зачета возможно как учителем, так и специально подготовленными учащимися.
Все организационные формы обучения не только тесно связаны между собой – они составляют систему изучения предмета, раздела или темы. При выборе этих форм нужно исходить из дидактической цели, характерных особенностей изучаемого материала, возраста учащихся, а также имеющихся учебных пособий. Результативность обучения зависит от степени единства различных организационных форм, среди которых ведущей формой является урок.