Средства обучения
Средства обучения – орудия деятельности учителя и учащихся, используемые для достижения целей обучения, представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
Существует множество классификаций средств обучения, различающихся положенным в ее основу признаком. А.В. Хуторской выделяет следующие основания:
по составу объектов – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные учебники), лазерные (CD-ROM, DVD);
по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).
Особую группу традиционно составляют технические средства обучения (ТСО) – носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства.
Отдельно следует выделить различного рода информационные среды, такие как, например, телекоммуникации (электронная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Интернета, мультимедиа-системы), которые в прямом смысле средствами обучения не является, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития учащихся.
Средства обучения применяются для оптимизации преподавания и учения: уменьшения затрат времени; повышения качества усвоения информации; формирования наглядного образа изучаемого объекта или явления; восприятия учебного материала; организации деятельности учащихся и учителя; индивидуализации обучения; обеспечения обратной связи и комфортных условий обучения.
Средства обучения наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы и составляют (вместе с содержанием образования) информационно – предметную среду образования.
При использовании средств обучения следует учитывать ряд требований.
Т.С. Назарова, Е.С. Полат выделяют специфические тенденции развития современных средств обучения:
- сокращение номенклатуры пособий (принципы комплектности, необходимости и достаточности);
- расширение их функциональных возможностей (принцип полифункциональности):
- создание условий для комплектования средств обучения и разработки их систем (принцип комплексности);
- разработка комплектов для самостоятельных занятий учащихся, в том числе исследовательских и практических работ для разных уровней обучения (принцип вариативной дифференциации);
- создание модульных (в том числе и компьютерных) комплектов специального назначения для специализированных и интегрированных практикумов, обеспечивающих внедрение новых технологий обучения (принцип модульности и интерактивности).
В современной дидактике разработаны рекомендации по использованию средств обучения на уроке:
- проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала;
- выделить главные элементы, которые должны усвоить обучающиеся;
- установить, на каком этапе и для какой цели необходимо использование средств обучения;
- отобрать оптимальные средства обучения;
- определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.
Современный учитель – не только не единственный, но и не основной источник информации. Более того, он не в состоянии отслеживать и управлять информационными потоками, доступными его ученикам.
Системное применение современных средств обучения, когда освоение содержания образования протекает в условиях многовариантности, множественности подходов, источников информации и оценок, оптимизирует достижение целей гуманитарной педагогики.
Во-первых, следует различать информацию как простые сведения о чем-либо и знание как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание, в отличие от информации, всегда инструментальною. Только в таком понимании знание становится основой эффективной деятельности человека, компонентом его мировоззрения, устойчивой жизненной позиции. Формирование системного знания и должно стать целью учителя.
Во-вторых, признание педагогом того факта, что он не основной источник информации, естественно приводит к диалоговому общению, к сотрудничеству в обучении, когда в процессе обмена информацией, сопоставления точек зрения и оценочных суждений обеспечивается ценностное значение учащегося и совершенствование знания самого учителя – ученики получают опыт гуманитарных взаимоотношений.