Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
(КО и Н администрации г. Новокузнецка)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 166»
(МБ ДОУ «Детский сад № 166»)
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Подготовила Воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №166»
Тарасова Елена Леонидовна
г. Новокузнецк 2024год
Конспект занятия по развитию речи детей средней группы ( по О.С. Ушаковой)
Образовательная область: Речевое развитие.
Тема. «Описание игрушек – кошки и собаки»
Цель: развитие речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста. Конспект занятия по развитию речи детей средней группы ( по О.С. Ушаковой)
Образовательная область: Речевое развитие.
Тема. «Описание игрушек – кошки и собаки»
Цель: развитие речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- связная речь: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида, используя модели;
- словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- звуковая культура речи: закреплять произношение пройденных звуков [у], [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки [с] -[с’], выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.
-Развивать наглядно-образное мышление в процессе работы с моделями.
-Прививать правила хорошего тона, выслушивая ответы друг друга, не перебивая, воспитывать любовь к животным.
Тип занятия: комплексное.
Форма занятия: групповая.
Возрастная группа: средняя.
Продолжительность:20 минут.
Методы и приемы: наглядные, игровые, словесные.
Материал: игрушки – кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, на полу стоит корзина накрытая салфеткой.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то к нам пришел в гости! Вы хотите узнать кто это? Тогда нужно отгадать загадку:
"Мягонькие лапки, а в лапках царапки." Кто это? (Это кошка)
- Правильно, молодцы!
II. Основная часть.
Воспитатель достает кошку. Дети берут кошку, рассматривают её, отвечают на вопросы воспитателя:
Кто это?
Дети: Это кошка.
Воспитатель: Какая она?
Дети: серая, пушистая, мягкая.
Воспитатель: Что умеет делать кошка?
Дети: Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко
Воспитатель: Если мы погладим кошку, что она будет делать?
Дети: Мурлыкать, выгибать спину.
Воспитатель: А что делает кошка, когда видит мышку?
Дети: Тихонько подкрадывается, ловит, бежит.
Воспитатель: Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать?
Дети: Играть, подпрыгивать, хватать.
Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово: ко-о-ш-шка-а. Повторите его со мной также.
Дети повторяют.
Воспитатель: Теперь Вика скажет слово «кошка», а мы послушаем, как будет звучать слово у Вики…
Ребёнок произносит слово «кошка». А Марина повторит нам, что делает кошка.
Ребёнок повторяет.
Воспитатель: Вспомним слова, которые вы назвали.
Дети повторяют.
Воспитатель: Ребята, а к нам еще кто- то пришел, отгадайте загадку и скажите, кто же это:
"С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крыльцом,
Хвост кольцом. " (Собака)
Воспитатель берёт игрушечную собаку.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Собака
Воспитатель: Послушайте, как звучит слово с-с-со-о-оба-а-а-ка-а. Максим, произнеси это слово так, как я. (Обращается с аналогичной просьбой ещё к двум-трём детям)
Дети выполняют.
Угадайте, как зовут собаку.
Дети называют различные клички.
Воспитатель: Это Жучка. Посмотрите, какая она красивая! Уши у неё длинные, нос чёрный, глаза блестящие, лапы толстые, шерсть мягкая. Ребята, что умеет делать собака?
Дети: Лаять, кусаться, бегать, ходить, сидеть, спать, смотреть, есть, шевелить ушами, вилять хвостом.
Воспитатель на игрушке демонстрирует движения-подсказки.
Воспитатель: Что делает собака, когда видит кошку?
Дети: Хочет поймать её, бежит за ней, лает, ловит.
Воспитатель: А когда собаке дают мясо, что она делает?
Дети: Подпрыгивает, служит, радуется, виляет хвостом.
Воспитатель: Вы сказали много слов о том, что делает собака. Вспомните и назовите эти слова ещё раз.
Дети выполняют.
В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы.
Это….собака. Ее зовут….Жучка. Жучка любит …грызть косточки. Собака красивая. У нее …длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака – мама. У нее есть… щеночки. Собака любит своих….щенят.
А сейчас мы с вами поиграем.
Физкультминутка
Воспитатель: это игра на внимание. Я буду показывать игрушечных животных, а вы должны изобразить как животные двигаются, «разговаривают».
Воспитатель показывает игрушки, находящиеся в корзине.
Гуси: дети ходят по комнате, приседая, произносят га-га-га.
Лягушка: дети прыгают и произносят ква-ква-
Слоны: дети идут переваливаясь, подняв головы вверх, громко произносят у-у-у-у.
А сейчас мы поиграем в игру. Игра «Угадай по голосу»
Воспитатель: сначала вспомним как мычит корова(му-у-у-у), как пищит мышка (пи-и-и), как гудит машина ( би-и-и). Как стучит молоток?
Дети отвечают.
Как звенит колокольчик? Как лает собака? Как гогочут гуси?
Дети отвечают.
Затем воспитатель произносит звукосочетания, а дети определят по громкости голоса, какому животному (или предмету) – большому или маленькому –принадлежит то или иное звукосочетание.
Например, он громко говорит ква-ква-ква, а дети отвечают –лягушка.
Какая лягушка квакает громче-большая или маленькая?
Дети: большая.
Затем тоже звукоподражание произносится тихо.
Это лягушонок.
Воспитатель сажает игрушки рядом с машиной.
- Молодцы, все правильно отгадали. Вот и все наши игрушки рядом с машиной. Игрушки хотят покататься на машине. Но машина возьмет только тех животных, в названиях которых есть звук [с]. Какой звук должен слышаться в словах?
- Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук [с]. Послушайте: с-слон. Поля, произнеси это слово, как я.
- Хорошо произнесла. Иди, покатай слона.
- Кого мы еще покатаем? В каком еще слове слышится звук [с]?
- Правильно, можно покатать собаку. Игорь, произнеси слово собака так, чтобы слышался звук [с].
Если дети называют слово, в котором звука [с] нет, воспитатель произносит его, выделяя каждый звук. Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.
- Машина не повезет гуся. В этом слове есть звук [с’], а не [с].
- Кто еще не катался на машине?
Повезет их машина?
- Почему?
- Но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем делать?
- Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?..
III Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята. - А теперь давайте выучим с вами скороговорку, закрепление звука (с)
Соня, погляди в окно,сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду сосны, ели - всё в снегу.
Рефлексия: Молодцы, ребята. Вы хорошо рассказывали про собаку Жучку, ей очень понравились ваши рассказы, правильно отгадывали игрушки. А что же мы еще с вами делали? - А теперь скажем всем игрушкам «До свидания».
Задачи:
- связная речь: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида, используя модели;
- словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- звуковая культура речи: закреплять произношение пройденных звуков [у], [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки [с] -[с’], выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.
-Развивать наглядно-образное мышление в процессе работы с моделями.
-Прививать правила хорошего тона, выслушивая ответы друг друга, не перебивая, воспитывать любовь к животным.
Тип занятия: комплексное.
Форма занятия: групповая.
Возрастная группа: средняя.
Продолжительность:20 минут.
Методы и приемы: наглядные, игровые, словесные.
Материал: игрушки – кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, на полу стоит корзина накрытая салфеткой.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то к нам пришел в гости! Вы хотите узнать кто это? Тогда нужно отгадать загадку:
"Мягонькие лапки, а в лапках царапки." Кто это? (Это кошка)
- Правильно, молодцы!
II. Основная часть.
Воспитатель достает кошку. Дети берут кошку, рассматривают её, отвечают на вопросы воспитателя:
Кто это?
Дети: Это кошка.
Воспитатель: Какая она?
Дети: серая, пушистая, мягкая.
Воспитатель: Что умеет делать кошка?
Дети: Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко
Воспитатель: Если мы погладим кошку, что она будет делать?
Дети: Мурлыкать, выгибать спину.
Воспитатель: А что делает кошка, когда видит мышку?
Дети: Тихонько подкрадывается, ловит, бежит.
Воспитатель: Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать?
Дети: Играть, подпрыгивать, хватать.
Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово: ко-о-ш-шка-а. Повторите его со мной также.
Дети повторяют.
Воспитатель: Теперь Вика скажет слово «кошка», а мы послушаем, как будет звучать слово у Вики…
Ребёнок произносит слово «кошка». А Марина повторит нам, что делает кошка.
Ребёнок повторяет.
Воспитатель: Вспомним слова, которые вы назвали.
Дети повторяют.
Воспитатель: Ребята, а к нам еще кто- то пришел, отгадайте загадку и скажите, кто же это:
"С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крыльцом,
Хвост кольцом. " (Собака)
Воспитатель берёт игрушечную собаку.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Собака
Воспитатель: Послушайте, как звучит слово с-с-со-о-оба-а-а-ка-а. Максим, произнеси это слово так, как я. (Обращается с аналогичной просьбой ещё к двум-трём детям)
Дети выполняют.
Угадайте, как зовут собаку.
Дети называют различные клички.
Воспитатель: Это Жучка. Посмотрите, какая она красивая! Уши у неё длинные, нос чёрный, глаза блестящие, лапы толстые, шерсть мягкая. Ребята, что умеет делать собака?
Дети: Лаять, кусаться, бегать, ходить, сидеть, спать, смотреть, есть, шевелить ушами, вилять хвостом.
Воспитатель на игрушке демонстрирует движения-подсказки.
Воспитатель: Что делает собака, когда видит кошку?
Дети: Хочет поймать её, бежит за ней, лает, ловит.
Воспитатель: А когда собаке дают мясо, что она делает?
Дети: Подпрыгивает, служит, радуется, виляет хвостом.
Воспитатель: Вы сказали много слов о том, что делает собака. Вспомните и назовите эти слова ещё раз.
Дети выполняют.
В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы.
Это….собака. Ее зовут….Жучка. Жучка любит …грызть косточки. Собака красивая. У нее …длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака – мама. У нее есть… щеночки. Собака любит своих….щенят.
А сейчас мы с вами поиграем.
Физкультминутка
Воспитатель: это игра на внимание. Я буду показывать игрушечных животных, а вы должны изобразить как животные двигаются, «разговаривают».
Воспитатель показывает игрушки, находящиеся в корзине.
Гуси: дети ходят по комнате, приседая, произносят га-га-га.
Лягушка: дети прыгают и произносят ква-ква-
Слоны: дети идут переваливаясь, подняв головы вверх, громко произносят у-у-у-у.
А сейчас мы поиграем в игру. Игра «Угадай по голосу»
Воспитатель: сначала вспомним как мычит корова(му-у-у-у), как пищит мышка (пи-и-и), как гудит машина ( би-и-и). Как стучит молоток?
Дети отвечают.
Как звенит колокольчик? Как лает собака? Как гогочут гуси?
Дети отвечают.
Затем воспитатель произносит звукосочетания, а дети определят по громкости голоса, какому животному (или предмету) – большому или маленькому –принадлежит то или иное звукосочетание.
Например, он громко говорит ква-ква-ква, а дети отвечают –лягушка.
Какая лягушка квакает громче-большая или маленькая?
Дети: большая.
Затем тоже звукоподражание произносится тихо.
Это лягушонок.
Воспитатель сажает игрушки рядом с машиной.
- Молодцы, все правильно отгадали. Вот и все наши игрушки рядом с машиной. Игрушки хотят покататься на машине. Но машина возьмет только тех животных, в названиях которых есть звук [с]. Какой звук должен слышаться в словах?
- Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук [с]. Послушайте: с-слон. Поля, произнеси это слово, как я.
- Хорошо произнесла. Иди, покатай слона.
- Кого мы еще покатаем? В каком еще слове слышится звук [с]?
- Правильно, можно покатать собаку. Игорь, произнеси слово собака так, чтобы слышался звук [с].
Если дети называют слово, в котором звука [с] нет, воспитатель произносит его, выделяя каждый звук. Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.
- Машина не повезет гуся. В этом слове есть звук [с’], а не [с].
- Кто еще не катался на машине?
Повезет их машина?
- Почему?
- Но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем делать?
- Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?..
III Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята. - А теперь давайте выучим с вами скороговорку, закрепление звука (с)
Соня, погляди в окно,сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду сосны, ели - всё в снегу.
Рефлексия: Молодцы, ребята. Вы хорошо рассказывали про собаку Жучку, ей очень понравились ваши рассказы, правильно отгадывали игрушки. А что же мы еще с вами делали? - А теперь скажем всем игрушкам «До свидания».