ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
Воспитатель Зиновьева Л.А.
Организация воспитательной работы в соответствии с ФГОС
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.
Воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в период реализации Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает особый подход к построению воспитательной работы в начальной, средней и старшей школе.
Решение задач воспитания и социализации школьников наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Необходимые мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
· изменение учебного плана начальной школы;
· разработка Положения о внеурочной деятельности;
· составление перечня программ внеурочной деятельности;
· подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
· разработка Положения о программах;
· разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
· материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
· информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
· составление расписания внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников 1(подготовительного) -2 классов.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и реализуется посредством различных форм организации.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность в нашей школе-интернат организуется по направлениям развития личности: нравственное, социальное, общекультурное, спортивно – оздоровительное.
Социальное направление.
Спортивно–оздоровительное направление.
Нравственное направление.
Общекультурное направление.
В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.
Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся, к жизни в современном обществе на основе становления личности воспитанника.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.
Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Придерживаясь принципа педагогической инверсии, педагог определяет - что в данном возрасте является главным для ребенка.
Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.
Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Исходя из этого, стратегическая цель воспитательной работы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.
Воспитательный процесс строится в соответствии с Программой воспитания и социализации, разработанной в соответствии с требованиями «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», Примерной программы воспитания и социализации. В основу направления программы воспитания для средней и старшей школы положена идея создания открытой социально-ориентированной воспитательной системы школы.
Программа воспитания и социализации направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Целью программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
Для реализации данной программы были определены приоритетные направления, через которые и осуществляется воспитательная работа:
основы социализации и общения;
основы гражданского и патриотического воспитания;
охрана здоровья и физическое развитие;
личностное развитие;
трудовое воспитание;
творческое развитие;
досуговая деятельность.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, воспитанников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
В соответствии с планом работы школы взаимодействие семьи и школы осуществлялась по следующим направлениям:
· - проведение совместных мероприятий с участием родителей;
· - психолого - педагогическое просвещение родителей в рамках проведения родительских собраний (в соответствии с программой);
· заседание Совета школы;
· проведение общешкольных родительских собраний;
· участие родительской общественности в городских и республиканских мероприятиях;
Цель: Создание открытой социально – педагогической системы, готовой к взаимодействию семьи и школы в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями обучающихся, воспитанников.
- Изучение воспитательных возможностей семьи.
- Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
- Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
- Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательного учреждения, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Введение новых образовательных стандартов привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание».