Авторы: Солдатова Анжелина Викторовна, Белая Вера Викторовна, воспитатели
ГБУ РХ «Детский дом «Ласточка» г. Саяногорск
«Формирование у воспитанников детского дома, позитивного опыта ведения здорового образа жизни».
Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.
Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна. Многие подростки и молодые люди не считают престижным и интересным ведение здорового образа жизни (увлечение спортом и физической культурой, знание и грамотное соблюдение правил здорового питания и ухода за собой и др.); младшим ребятам, желающим заниматься спортом, сложно определиться.
Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие: рациональное питание, личная гигиена, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики), закаливание организма, положительные эмоции, формирование понятия "не вреди себе сам"
В работе с детьми мы применяем следующие формы работы: беседа, дидактическая и ролевая игра, дискуссия, диспут, викторины, конкурсы, круглый стол, элементы тренинга.
Методы работы: практический, наглядный, словесный.
Принципы: оптимизм и вера детей в себя, свои способности, разнообразие форм и направлений деятельности, ориентация на личность, учет разнообразия потребностей и интересов, обмен позитивным опытом среди сверстников (принцип «равный – равному»).
Цель работы: вовлечение воспитанников в разнообразные виды активной здоровьеформирующей деятельности через организацию комплекса творческих, спортивных и познавательных мероприятий, призванных показать как престижно и интересно вести здоровый образ жизни.
Задачи:
1. Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
3. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, мастер - классов, тематических выступлений, соревнований, конкурсов и др.)
5. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Основное содержание данной работы состоит в проведении комплекса мероприятий: творческих мероприятий, конкурсы, разнообразные жанры изобразительного и литературного творчества, мастер – классы, спортивные мероприятия.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.