Фрагмент классного часа (литературное путешествие) как средство ознакомления и привлечения внимания для обучающихся 5 класса в рамках реализации индивидуального проекта
Павлова Анастасия Евгеньевна и Павлушева Ирина Валерьевна, обучающаяся 1 курса ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»
Научный руководитель: Жежа Александра Игоревна, преподаватель ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»
Статья посвящена описанию процесса и результатов реализации индивидуального учебного проекта. Определена результативность создания фрагмент классного часа (литературное путешествия) для ознакомления и привлечения внимания обучающихся 5 класса «Средняя Общеобразовательная школа №7» к такой образовательной форме как фрагмент классного часа (литературное путешествие).
Ключевые слова: фрагмент классного часа, литературное путешествие, оригами, сценарий, произведения о войне, индивидуальный учебный проект.
В 2023-2024 учебном году был реализован индивидуальный проект на
тему: Фрагмент классного часа (литературное путешествие) для обучающихся 5 класса на тему «Литература о Великой Отечественной войне»
Проблема проекта является актуальной, так как не все обучающиеся 5 класса знают литературу о Великой Отечественной войне. Но также детям интересно узнать о событиях в годы ВОВ. Подходящей формой для ознакомления детей с литературой о ВОВ является фрагмент классного часа (литературное путешествие).
Положительным эффектом от реализации данного проекта является привлечение внимание детей к литературе о Великой Отечественной войне. Такой вариант не только создаёт условия для поддержки и развития интересов и способностей учащихся, но и способствует развитию индивидуальности ребенка.
Для реализации проекта потребовались такие материальные ресурсы,
как ноутбук, бумага, деньги, принтер, и нематериальные: преподаватели, информация, партнеры, знания, навыки
Целью учебного проекта являлась разработка и реализация проведение фрагмента классного часа (литературное путешествие) для обучающихся 5 класса на тему «Литература о Великой Отечественной войне»
Для достижения поставленной цели были выделены этапы реализации проекта:
1.Провести опрос или изучить уже проведённые опросы об актуальности проблемы проекта.
2.Собрать информацию о том, что такое фрагмент классного часа и литературное путешествие, а также информацию о литературе о ВОВ и о правильном оформлении сценария.
3.Расписать сценарий фрагмента классного часа (литературного путешествия).
4. Договориться с преподавателем о проведении фрагмента классного часа литературное путешествие) на одном из уроков.
5. Провести опрос обучающихся 5 класса и проанализировать его.
На первом этапе проводился опрос для подтверждения актуальности проблемы проекта. По результатам опроса выяснено, что все обучающиеся 5 класса знают о Великой Отечественной войне.
Все опрошенные знают только произведение Геннадия Черкашина Кукла.
Все опрошенные хотели бы поучаствовать в путешествии по содержанию книг о Великой Отечественной войне.
В качестве вывода могу сказать следующее: нельзя исключать, что у большинства респондентов в школе не уделяли особое внимание такой образовательной форме как литературное путешествие, а разработанные фрагменты классного часа не заинтересовывали ребят.
На втором этапе осуществлялся поиск и отбор информационного
материала для реализации цели проекта.
Опираясь на статью электронного научного словаря-справочника была взята информация о биографии Юрия Бондарева [1].
На основании конспекта Стародубцевой Ларисы Халиловны
была выделена биография Вячеслава Кондратьева и информация о повести Сашка. [2].
В информационном материале электронного сайта «Образовательная площадка «МультиУрок» находим описание как сделать голубя из бумаги. [3].
На основании материала электронного сайта «МультиУрок» была выделена информация о биографии Василя Быкова. [4].
Опираясь на материал электронного сайта под названием Корпорация Российский учебник находим биографию о Данииле Граниным и Алеся Адамовича. [5].
Опираясь на официальный сайт «Межпоселенческой библиотеки Курчатовского района» Курской области был взят материал о биографии Вячеслава Кондратьева. [6].
Опираясь на материал электронного сайта БУК г. Омска "ОМБ" было найдена информация о таких произведениях как Горячий снег, Блокадная книга, Дожить до рассвета. [7].
На основании статьи журнала «Современный урок» была взять информация о литературном квесте. [8].
На основе полученного информационного материала создан продукт проекта – Фрагмент классного часа (литературное путешествие) для обучающихся 5 класса на тему Литература о Великой Отечественной войне.
В процессе создания продукта был создан фрагмент классного часа для обучающихся 5 класса, также были выбраны герои из мультфильма «Незнайка на Луне»(Рис.1),
(Рис.1)
после создания продукта мы договорились с классным руководителем Трефиловой Еленой Александровной о проведении фрагмента классного часа. Двадцать первого марта на одном из уроков состоялось проведение фрагмента классного часа. Сам фрагмент классного часа предполагал собой путешествие по волшебной стране в которой жили герои из мультфильмов(Рис.2)
(Рис.2)
и посещение домиков: Незнайки, Знайки, Стекляшкина и Звездочки(Рис.3)
(Рис.3)
они рассказывали о литературе о ВОВ, в конце литературного путешествия, обучающиеся посетили творческую мастерскую, в которой им было предложено сделать оригами в виде голубя, так как голубь является символом мира(Рис.4)
(Рис.4)
Презентация продукта проекта проводилась в форме опубликованного поста в социальной сети Вконтакте на официальной странице Средней Общеобразовательной школы №7.(Рис.5)
(Рис.5)
Для измерения результатов проекта был проведен повторный опрос.(Рис.6)
(Рис.6)
По итогам опроса получены следующие результаты: что созданный продукт был интересен и полезен обучающимся, так как 20 узнали новую информацию о литературе о Великой Отечественной войне 90% обучающиеся ответили положительно.
Можно сделать вывод о том, что для литературного путешествия была правильно подобрана информация, а также было интересно проведено само путешествие, фрагмент классного часа получился увлекательным и обучающиеся остались довольны.
В ходе реализации индивидуального проекта авторы приобрели такие навыки как работа с программой Microsoft Word и Microsoft Office PowerPoint, также получили навык работы с детьми и с проведением фрагмента классного часа, использовать ресурсные возможности для достижения целей; оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопроосы.
Литература:
1. Степура, Н. В. Юрий Бондарев / Н. В. Степура. — Текст : электронный // электронный научный словарь-справочник «spravochnick.ru» : [сайт]. — URL: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/yuriy_bondarev/ (дата обращения: 15.05.2024).
2. Стародубцева, Л. Х. Конспект урока литературы в 8 классе В.Л.Кондратьев."Сашка":проблематика и тематика повести / Л. Х. Стародубцева. — Текст : электронный // Образовательная площадка "МультиУрок" : [сайт]. — URL:https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-literatury-v-8-klasse-v-l-kondratev.html (дата обращения: 15.05.2024).
3. Комельских, И. П. Как сложить белого голубя оригами / И. П. Комельских. — Текст : электронный // Образовательная площадка "МультиУрок" : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/blog/kak-slozhit-bielogho-gholubia-orighami.html (дата обращения: 15.05.2024).
4.Гутов, А. Г. Василь Быков. Биография и краткая характеристика творчества. / А. Г. Гутов. — Текст : электронный // Образовательная площадка "МультиУрок" : [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/index.php/files/vasil-bykov-bioghrafiia-i-kratkaia-kharaktieristika-tvorchiestva.html (дата обращения: 15.05.2024).
5.Медведев, К. "Блокадная книга": воспоминания и дневники ленинградцев / К. Медведев. — Текст : электронный // Корпорация Российский учебник : [сайт]. — URL: https://rosuchebnik.ru/material/blokadnaya-kniga-vospominaniya-i-dnevniki-leningradtsev (дата обращения: 15.05.2024).
6.Муниципальное,казенное,учреждение,культуры,«Межпоселенческая,библиотека,Курчатовкого,района»,Курской Автор военной прозы- Вячеслав ЛеонидовичКондратьев казенное,учреждение,культуры,«Межпоселенческая,библиотека,Курчатовкого,района»,Курской Муниципальное. — Текст : электронный // официальный сайт «Межпоселенческая библиотека Курчатовкого района» Курской области : [сайт]. — URL: https://biblkurch.ru/news/72-avtor-voennoi-prozy-vjacheslav-leonidovich-kondratev.htm (дата обращения: 15.05.2024).
7. БУК, г,Омска ЧТОБЫ ПОМНИЛИ: КНИГ О ВЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕЕНОЙ ВОЙНЕ20 / г,Омска БУК. — Текст : электронный // ОМСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ : [сайт]. — URL: https://lib.omsk.ru/libomsk/node/15371#gsc.tab=0 (дата обращения: 15.05.2024).
8.Рыкунова, О. П. Литературная квест-игра "Литературное путешествие с классиками" / О. П. Рыкунова. — Текст : электронный // журнал "Современный урок" : [сайт]. — URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/58993 (дата обращения: 15.05.2024).