Создание дружелюбного, социокультурного пространства, приспособленного для решения разнообразных задач дошкольного образовательного учреждения и модельной библиотеке.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
Как же заложить правильный фундамент?
Нашему детскому саду на помощь пришли сотрудники филиала детской библиотеки???????. В начале учебного года воспитатели совместно с сотрудниками библиотеки обсуждают цели и задачи предстоящей работы, разрабатывают перспективный комплексно-тематического план совместной деятельности, обсуждают особенности проведение занятий, досугов, возможность использование книжного фонда библиотеки для работы с детьми в детском саду и в семьях воспитанников.
Встречи проходят на базе детского сада, два раза в месяц. Сотрудник библиотеки знакомит ребят с различными авторами и книги. Ребятам очень нравятся занятия, с большим удовольствием они ждут этих встреч, активно принимают участия в играх и викторинах.
Со временем мы, заметили большой интерес у своих воспитанников к чтению и изучению различных книг. И было принято решения создать «Библиотека в детском саду».
Задачи при создании библиотеки:
- осознание ценности чтения как эффективного средства образования и воспитания
детей;
- знакомство с творчеством отечественных и зарубежных поэтов и писателей;
- внедрение современных технологий, способствующих развитию мышления,
творческих и коммуникативных способностей дошкольника;
- приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- повышать культуру речи педагогов, родителей и детей;
- развивать речь детей с помощью мероприятий в рамках деятельности библиотеки;
- воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
В ДО реализуется пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей, для этого в нашей группе была создана мини библиотек.
Прежде всего, нами были изучены требования к созданию мини библиотеки:
-удобное расположение (легко можно взять любую книжку),
-расположение вдали от шумных игр,
-библиотека должна быть оформлена в виде открытой витрины (открытое пространство),
-подбор книг в соответствии с возрастом,
-безопасной, уютной, привлекательной.
Изучив все требования и исследовав групповую комнату, нами было найдено специальное место для чтения и литературного творчества – книжный уголок. В котором подобранны различные издания в соответствие с возрастными особенностями, программными задачами и запросами самих ребят (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги).
В библиотеке книги разделены по следующим разделам:
- народные, авторские сказки;
- об истории страны, армии;
- о детях, взрослых и их взаимоотношениях;
- о природе, временах года;
- познавательная литература.
В групповой библиотеке каждый ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть - «перечитать» ее, при желании взять её домой.
Для того чтобы библиотека вызывала интерес детей в познании книг, наш книжный уголок - мобильный, оформляется каждую неделю по разным тематикам в соответствии с планом образовательной деятельности. На полке стоят портреты детских писателей. Дети знакомятся с их биографиями и произведениями, написанными ими.
В библиотеке есть возможность проводить занятия с элементами сказкотерапии, музыкотерапии, арттерапии, что способствует развитию психических и познавательных процессов у детей, улучшает их эмоциональное состояние, способствует эмоциональному благополучию детей.
Для реализации физического развития ребят нашей группы, в мини библиотеки подобраны различные физминутки, пальчиковые игры, динамические паузы, мнемо-таблицы по стихам с движениями, которые помогают ребятам не только быть физически активными, но и с легкостью запоминать стихи.
Правила поведения не обошли стороной и нашу библиотеку. За выполнение правил следит специальный человек- библиотекарь (по началу он выбирается с помощью считалки, а со временем ребята самостоятельно договариваются кто возьмет на себя роль). Он следит не только за соблюдение правил поведения, но и выдает книги, заполняя читательский формуляр, проверяет книги: на своих ли местах, целые ли они. Если книга или журнал требуют мелкого ремонта, то библиотекарь спешит на помощь. А если он не может справиться самостоятельно, то книга уходит в коробочку под названием «Книжная больница». Такая форма работы позволяет ребятам воспитывать в себе дружелюбие, любовь к книге, трудолюбие, бережное отношение к труду другого, умение договариваться, знакомит с новой профессией.
Но и как же в нашей мини библиотеке обойтись без наших помощников- родителей. Для них создана специальная библиотека «Родители в теме». Расположена она в уютной раздевалке. Снабжена различной литературой по теме воспитания, как помочь ребенку в различных ситуация. В родительской библиотеке свои рекомендации и пожелания оставляют и специалисты нашего сада. Но есть у нас своя изюминка, всеми любимая рубрика «Витаминки на тарелки или ты то, что ешь». В этой рубрике активно участвуют сами родители, делятся различными советами и рецептами любимых детских блюд.
Библиотека в нашей группе -это не просто уголок для хранения книг, а своеобразный клуб, в котором общаются взрослые и дети. Хочется отметить, что с момента открытия библиотеки в группе дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся. Книга для них стала прекрасным, таинственным и интересным другом. А самое главное, книга стала действительно источником знаний.
Не само по себе чтение влияет,
а переживание ребенка в процессе чтения влияет на его развитие.
Л. Выготский