«Как и для чего читать сказки?».
Учитель-логопед Грибко Алена Сергеевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема нашей консультации «Как и для чего читать сказки?».
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Однако, мы видим, что в последнее время дети стало больше детей с нарушением речи. Почему, как вы думаете? (мало читаем, мало разговариваем, дети сейчас в телефонах и т.д.)
Да, современные дети ещё не умея говорить, уже знают, как обращаться с телефоном, предпочитают посмотреть телевизор, поиграть в компьютер. Кажется, что ребёнок развивается и с помощью телефона, смотря развивающие видеоролики, играя в развивающие игры. Да возможно, но он делает это молча. А нам нужно, чтобы ребёнок говорил, чтобы его пассивный словарь перешёл в активный.
Скажите, кто при воспитании детей использовал потешки, заклички?
Потешки, стихи, заклички способствует развитию речи, развитию фонематического слуха.
Для детей самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Чтение сказок помогает ребёнку расширить словарь, формировать связную речь, научиться говорить. Когда вы читаете ребёнку сказку он учится устанавливать причинно-следственные связи (Кто? Как? Почему? Зачем?), правильно оценивает поступки персонажей.
Кто читает сказки дома?
Какие сказки вы читаете?
Когда? (перед сном)
Как вы читаете?
Кто читает по-другому?
Когда вы читаете ребёнку перед сном – преследуются другие задачи. Перед сном мы читаем книги, чтобы ребёнок успокоился и заснул. А нам нужно, чтобы у ребёнка развивалась речь, расширялся словарь, чтобы ребёнок научился говорить.
Как нужно читать?
Берёте книжку с яркими иллюстрациями, например, «Теремок», говорите ребёнку название сказки, объясняете, что теремок – это домик, читаете сказку не спеша, делая паузы, чтобы ребёнок сумел соотнести сюжет сказки с тем, что изображено на картинке. Вы читаете сказку, ребёнок сам показывает персонажей. Побеседуйте, после того как прочитали сказку. Задайте вопросы:
- Что это? (это теремок)
Неговорящего ребёнка попросите: «Покажи, где теремок?» (вот)
- Кто прибежал первый? (мышка)
Где мышка? (вот мышка)
Как пищит мышка? (пи-пи-пи) Как воет волк? (УУУУ), как ходит лиса, медведь?
Что спросила мышка, лягушка, зайка и т.д. (кто в тереме живёт?)
Что животные отвечали? (я лягушка, я зайка, а ты кто?)
Как животные просились? (пусти меня)
Что отвечали животные? (иди)
Почему животные расстроились? (мишка сломал теремок)
Что мишка сделал? (построил новый теремок)
И стали они жить…. Все вместе.
Как сказка называлась? (теремок)
Если вы видите, что после прочтения сказки ребёнок устал, то оставьте его пусть он просто рассматривает картинки, беседу по сказке вы можете оставить на другое время, на следующий день.
Если ребёнок просит читать одну и ту же сказку, вы можете читать вместе с ребёнком. Например, вы начинаете, а ребёнок договаривает.
Стоит в поле…(теремок)
Бежит… (мышка, пи-пи-пи)
В возрасте 3-4 лет можно уже учить ребёнка рассказывать короткие сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».
И в заключении хотелось бы ещё раз напомнить, если вы будете читать сказки и учить ребёнка их пересказывать, это приведет к расширению словарного запаса вашего ребёнка, улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей, активизирует их познавательное и умственное развитие.
На этом наша консультация заканчивается. Я хочу поблагодарить Вас за внимание, за то, что вы пришли. Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом, надеюсь на то, что он будет полезен вам.