МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧУГУЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕРВИСА»
УТВЕРЖДАЮ: Директор КГБ ПОУ «Чугуевский колледж сельского хозяйства и сервиса» ________________ Е.В. Пачков «__»__________2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
Учебной дисциплины ОДБ.6 Физическая культура
Уровень программы: базовый
Профессия СПО: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (техник-механик)
Профиль получаемого образования: технологический
Объем часов: 117 ч
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
Разработчик: Горлач Алла Александровна
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании методической комиссии………………
(Протокол № __ от ____ __________ 2023 г.)
Председатель комиссии ______________________/___________________/
с. Чугуевка, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ОУП.09 «Физическая культура».
Рабочая программа учебной дисциплиныОУП.09 «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов: Конституция Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304); Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций квалифицированных рабочих, служащих/ специалистов среднего звена на практике.
1.2. Место предмета в структуре программы
Программа предмета ОУП.09 «Физическая культура» в общеобразовательный учебный цикл, в раздел «Профильные дисциплины».
1.3. Аттестация предмета
Реализация программы предмета ОУП.09 «Физическая культура» сопровождается текущей и промежуточной аттестацией.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в формах ежедневного устного или письменного опроса, тестирования, а также выполнения заданий на практических занятиях, согласно тематического плана.
Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференциального зачета в четвертом семестре обучения, согласно учебного плана. в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.
Порядок проведения дифференциального зачета определяется контрольно-измерительными материалами по предмету ОУП.09 «Физическая культура», а также локальными актами образовательного учреждения.
1.4. Объем часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Всего часов – 117; из них: обязательная аудиторная учебная нагрузка студента – 117 часов (практические занятия – 117 часов).
1.5. Планируемые результатам освоения учебной дисциплины ОУП.09 «Физическая культура»
В результате изучения предмета у обучающихся должны сформированы личностные, мета предметные и предметные результаты.
Личностные результаты |
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры. В области познавательной культуры: •владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; •владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; •владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности. В области нравственной культуры: •способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; •способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; •владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В области трудовой культуры: •умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; •умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; •умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: •красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений; •хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой; •культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: •владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; •владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; •владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: •владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; •владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; •умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре. |
Метапредметные результаты |
Универсальные познавательные действия: |
Универсальные коммуникативные действия |
Постановка и решение проблемы: К коммуникативным действиям относятся: Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. |
Универсальные регулятивные действия: |
освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
Предметные результаты |
освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; — бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; — организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств; — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; — подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью. Владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств. Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности. Владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. |
2.Содержание учебной дисциплины ОУП.09 «Физическая культура»
Наименование разделов, тем, занятий | Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов | Объем часов | |||
Лекции | Практич. занятия | ||||
I курс | |||||
I семестр | 33 | ||||
Введение в предмет. | |||||
Входной контроль. | |||||
Раздел 1. Легкая атлетика | Тема 1.1. Прыжки в длину и высоту. Бросок гранаты. | ||||
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. | 1 | ||||
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. | 1 | ||||
Совершенствование техники прыжка в длину с места. | 1 | ||||
Совершенствование техники прыжка в длину с места. | 1 | ||||
Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега. | 1 | ||||
Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега. | 1 | ||||
Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши). | 1 | ||||
Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши). | 1 | ||||
Сдача нормативов ГТО. | 1 | ||||
Тема 1.2. Кроссовая подготовка (короткие дистанции). | |||||
Обучение техники бега по дистанции, финиширование. | 1 | ||||
Бег по дистанции 60, 100 м | 1 | ||||
Техника бега по дистанции 60, 100м | 1 | ||||
Бег с препятствиями. | 1 | ||||
Бег с препятствиями. | 1 | ||||
Эстафетный бег 4*100 м, 4*400 м | 1 | ||||
Эстафетный бег 4*100 м, 4*400 м. Сдача нормативов ГТО. | 1 | ||||
Тема1.3. Кроссовая подготовка (длинные дистанции) | |||||
Кроссовый бег 2 км на время. | 1 | ||||
Равномерный бег по дистанции 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши). | 1 | ||||
Переменный длительный бег с переходом на шаг. | 1 | ||||
Специальные беговые упражнения. | 1 | ||||
Специальные беговые упражнения. | 1 | ||||
Развитие выносливости. | 1 | ||||
Развитие выносливости. Сдача нормативов ГТО. | 1 | ||||
Раздел 2. Гимнастика | Тема 2.1. Акробатические упражнения. | ||||
Техника кувырка вперед, назад. | 1 | ||||
Выполнения упражнений (кувырки вперед, назад). | 1 | ||||
Опорный прыжок через козла. | 1 | ||||
Опорный прыжок через козла. | 1 | ||||
Акробатика (кувырок вперед назад, стойка на лопатках). | 1 | ||||
Акробатика (кувырок вперед назад, стойка на лопатках). | 1 | ||||
Техника выполнения стойки на лопатках, голове и руках. | 1 | ||||
Техника выполнения стойки на лопатках, голове и руках. | 1 | ||||
Упражнение на гибкость. | 1 | ||||
Упражнение на гибкость. Сдача нормативов ГТО. | 1 | ||||
II семестр | 84 | ||||
Раздел 3. Лыжная подготовка | Тема 3.1. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции состоянии лыжни. | ||||
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом, одновременный бесшажный ход. | 1 | ||||
Техника безопасности при занятиях лыжным спортом, одновременный бесшажный ход. | 1 | ||||
Элементы тактики лыжных гонок: обгон. | 1 | ||||
Элементы тактики лыжных гонок: обгон. | 1 | ||||
Элементы тактики лыжных гонок: финиширование. | 1 | ||||
Элементы тактики лыжных гонок финиширование. | 1 | ||||
Разучивание техники попеременных лыжных ходов. | 1 | ||||
Разучивание техники попеременных лыжных ходов. | 1 | ||||
Обучение техники преодоления подъемов и препятствий. | 1 | ||||
Обучение техники преодоления подъемов и препятствий. | 1 | ||||
Закрепление техники попеременных лыжных ходов. | 1 | ||||
Закрепление техники попеременных лыжных ходов. | 1 | ||||
Техника попеременного четырехшажного хода. | 1 | ||||
Техника попеременного четырехшажного хода. | 1 | ||||
Прохождение дистанции одновременным бесшажным ходом. | 1 | ||||
Прохождение дистанции одновременным бесшажным ходом. | 1 | ||||
Техника выполнения одновременного одношажного хода, двухшажного хода. | 1 | ||||
Техника выполнения одновременного одношажного хода, двухшажного хода.. | 1 | ||||
Прохождение дистанции до 5 км | 1 | ||||
Прохождение дистанции до 5 км. Сдача нормативов ГТО. | 1 | ||||
Раздел 4. Спортивные игры | Тема 4.1. Волейбол | ||||
Судейство, игра по правилам. | 1 | ||||
Стойка и перемещение игрока. | 1 | ||||
Стойка и перемещение игрока. | 1 | ||||
Подача мяча. Прием мяча с подачи с переводом. | 1 | ||||
Подача мяча. Прием мяча с подачи с переводом. | 1 | ||||
Прямой нападающий удар, блокирование. | 1 | ||||
Прямой нападающий удар, блокирование. | 1 | ||||
Тактика в нападении и в защите. | 1 | ||||
Тактика в нападении и в защите. | 1 | ||||
Учебная игра в волейбол. | 1 | ||||
Учебная игра в волейбол. | 1 | ||||
Позиционное нападение. | 1 | ||||
Позиционное нападение. | 1 | ||||
Верхняя передача мяча в парах с шагом. | 1 | ||||
Развитие физических способностей средствами волейбола. | 1 | ||||
Развитие физических способностей средствами волейбола. | 1 | ||||
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности. | 1 | ||||
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности. | 1 | ||||
Развитие физических способностей средствами волейбола. | 1 | ||||
Развитие физических способностей средствами волейбола | 1 | ||||
Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол. | 2 | ||||
Тема4.2. Баскетбол | |||||
Инструктаж по ТБ на уроках спортивных игр. Передвижение. | 1 | ||||
Совершенствование техники ведения и передачи мяча. | 1 | ||||
Совершенствование техники ведения и передачи мяча. | 1 | ||||
Совершенствование техники бросков по кольцу. | 1 | ||||
Совершенствование техники бросков по кольцу. | 1 | ||||
Обучение тактическим действиям игроков в нападении. | 1 | ||||
Обучение тактическим действиям игроков в нападении. | 1 | ||||
Обучение тактическим действиям игроков в защите. | 1 | ||||
Обучение тактическим действиям игроков в защите. | 1 | ||||
Учебная игра в баскетбол. | 1 | ||||
Учебная игра в баскетбол. | 1 | ||||
Совершенствование техники комбинаций из изученных элементов техники баскетбола. | 1 | ||||
Совершенствование техники комбинаций из изученных элементов техники баскетбола. | 1 | ||||
Учебная игра в баскетбол. | 1 | ||||
Учебная игра в баскетбол. | 1 | ||||
тактические действия игроков в защите. | 1 | ||||
тактические действия игроков в защите. | 1 | ||||
Учебная игра в баскетбол. | 1 | ||||
Техника бросков в движении после ловли мяча. Штрафные броски. Учебная игра. | 1 | ||||
Техника бросков в движении после ловли мяча. Штрафные броски. Учебная игра. | 1 | ||||
Техника передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке. Учебная игра. | 1 | ||||
Учебно-тренировочные игры 3х3. | 1 | ||||
Тема 4.3. Футбол | |||||
Стойки и перемещения бегом лицом и спиной вперед, приставными и скрестным шагами. | 1 | ||||
Стойки и перемещения бегом лицом и спиной вперед, приставными и скрестным шагами. | 1 | ||||
Удары по катящемуся мячу различными способами. | 1 | ||||
Удары по катящемуся мячу различными способами. | 1 | ||||
Остановка мяча стопой. | 1 | ||||
Остановка мяча стопой. | 1 | ||||
Обманные движения уходом, остановкой, ударом. | 1 | ||||
Двусторонняя игра по основным правилам. | 1 | ||||
Двусторонняя игра по основным правилам. | 1 | ||||
Удары со средних и дальних дистанций. | 1 | ||||
Удары со средних и дальних дистанций. | 1 | ||||
Удары по воротам после ведения. | 1 | ||||
Удары по воротам после ведения. | 1 | ||||
Удары поворотам с расстояния 11 м. | 1 | ||||
Удары поворотам с расстояния 11 м. | 1 | ||||
Штрафной удар. | 1 | ||||
Штрафной удар. | 1 | ||||
Двусторонняя игра по основным правилам. | 1 | ||||
Передача мяча в парах, тройках на месте и в движении, игра «квадрат». | 1 | ||||
Передача мяча в парах, тройках на месте и в движении, игра «квадрат». | 1 | ||||
ВСЕГО за 1 курс: | 117 | ||||
Промежуточная аттестация | |||||
Всего: | 117 |
Тематический план по учебной дисциплине ОУП .09 «Физическая культура»
№ раздела, тем | Наименование разделов и тем | Учебная нагрузка обучающихся, часов | ||
Всего | В том числе | |||
Лекции | Практич. занятия | |||
1 семестр | ||||
Введение | ||||
Раздел 1. Легкая атлетика | Тема 1.1. Прыжки в длину и высоту. Бросок гранаты. | 9 | 9 | |
Тема 1.2 Кроссовая подготовка (короткие дистанции) | 7 | 7 | ||
Тема 1.3 Кроссовая подготовка (длинные дистанции) | 7 | 7 | ||
Раздел 2. Гимнастика | Тема 2.1. Акробатические упражнения | 10 | 10 | |
Всего за 1 семестр | 33 | 33 | ||
2 семестр | ||||
Раздел 3. Лыжная подготовка | Тема 3.1. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. | 20 | 20 | |
Раздел 4. Спортивные игры | Тема 4.1. Волейбол | 22 | 22 | |
Тема 4.2. Баскетбол | 22 | 22 | ||
Тема 4.2 Футбол | 20 | 20 | ||
Всего за 2 семестр | 84 | 84 | ||
Промежуточная аттестация | ||||
ВСЕГО за 1 курс: | 117 | 117 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены спортивные сооружения:
(универсальный) спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарём и оборудованием, обеспечивающим достижение результатов освоения учебной дисциплины;
оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие достижение результатов освоения учебной дисциплины;
Примерный перечень оборудования и инвентаря спортивных сооружений:
Спортивный зал:
- стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки, маты гимнастические, канат для перетягивания, стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона приземления для прыжков в высоту, беговая дорожка, палки гимнастические, мячи набивные, мячи для метания, гантели (разные), гири 16, 24, 32 кг, секундомеры, динамометры,
- кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, рамы для выноса баскетбольного щита или стойки баскетбольные, защита для баскетбольного щита и стоек, сетки баскетбольные, мячи
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Бишаева А.А.Физическая культура (6-е изд.), Издательство Академия, 2020
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бишаева А.А.Физическая культура (6-е изд.), (в электронном формате), 2020
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Соблюдение правил техники безопасности при занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью; знание, понимание и демонстрация техники выполнения физических упражнений и технических приемов, изучаемых видов спорта. | Фронтальный опрос, тестовые задания, педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий, контрольных тестов и упражнений. |
2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | применение теоретических знаний для выполнения методик практической деятельности обучающегося; выполнение практических заданий, контрольных упражнений и тестов. | Оценка теоретической подготовленности, методико-практической деятельности, физической подготовленности по результатам выполнения контрольных упражнений и тестов. |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Умение взаимодействовать с партнерами; умение критически оценивать собственные достижения и стремиться улучшить их; овладение навыками ЗОЖ | Оценка теоретической подготовленности, методико-практической деятельности, физической подготовленности по результатам выполнения контрольных упражнений и тестов. |