Краткосрочный проект «Семейный альбом»
во второй младшей группе «Гномики».
Воспитатель Карпенко О.В.
Цель проекта:
- Формировать понятие «семья», представление детей о семье, семейных и родственных отношениях.
Задачи проекта:
- Формировать представления о родственных отношениях, о понятиях «семья», «родные», «близкие», закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
- Формировать представления о семейных праздниках;
- Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемый результат: доброжелательные чувства у детей – любовь к родителям, симпатия к сверстникам, привязанность к воспитателю; элементарные правила поведения: не капризничать, не кричать, проявлять заботу о близких, выполняя их просьбы, не мешать игре сверстников, участвовать в совместной игре. Пользоваться ласковыми и вежливыми словами: мамочка, бабуля, спасибо, пожалуйста, и др.
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный
2. Основной (практический)
3. Заключительный
1 ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
создание детских семейных альбомов «Это вся моя семья».
Организация «Семейное древо» (на кабинках).
2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Организация предметно-пространственной среды группы.
Чтение художественной литературы для детей по теме проекта:
М. Шварц «Семья – словечко странное»,
Е. Таранова «Семья – это мама и папа, и дед», С. Черный «Когда
никого нет дома», А. Барто «Младший брат», «Две сестры глядят на брата», «Мама уходит на работу», Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день»,
Т. Бокова «Заботливая мама», Н. Забила «Я как мама не люблю в доме беспорядок», «Про девочку Мариночку», А. Усанова «Я один у мамы сын»,
С. Капутикян «Стираем», р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики».
Сюжетно - ролевые игры:
«Семья», «Больница» («Кукла заболела», «Встреча с бабушкой в аптеке»); «Магазин», «Почта», «Парикмахерская», «С папой в гараж», «Отправляемся на прогулку в парк», «Едем в гости к бабушке».
Изобразительная деятельность:
Изготовление поделок из пластилина (дома): «Стела», «Церковь» (семья Данила Л.); поделка из пластилина «Я и моя сестра» Ксюша И., раскраски по теме проекта со всеми детьми.
Темы для общения:
1.«Давайте познакомимся!» (рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографии, рассказ воспитателя о каждом из детей ласковым, доброжелательным тоном).
2.«Мы разные» (рассматривание фотографий детей. Рассказ воспитателя о внешнем виде детей: цвете волос, глаз, росте и т. д. Определение настроения по выражению лица).
3. «Мои мама и папа» (рассматривание фотографий родителей. Как зовут родителей, как их люблю). Пальчиковая игра «Это все моя семья».
4. «У меня сестренка есть, у меня братишка есть».
(рассматривание фотографий, беседа-разговор о младших и старших братьях и сестрах, об отношении к ним.
Беседа-разговор о новорожденных, грудных).
Прослушивание песни: «У меня сестренки нет».
5. «Мои дедушки и бабушки» (рассматривание фотографий, беседа-разговор: как их зовут, почему ты любишь их, как обращаешься к ним. Как встречать гостей).
6. «Моя семья» (рассматривание фотографий, внешнее сходство взрослых и детей, как кого зовут. Беседа-разговор о взаимоотно-шениях в семье).
7. «Я не плакса не капризка» (рассматривание фотографий с обращением внимания на эмоциональное состояние по выражению лица. Убеждение детей в том, что спокойный приветливый ребенок всем приятен).
8. «Зачем нужна улыбка» (рассматривание фотографий. Разговор-беседа у зеркала; какое лицо вам нравится? Улыбнись солнышку. Споем песенку вместе со взрослыми. «Улыбка». «Солнышко» дарит всем лучики. Попросить детей показать, как они умеют громко смеяться).
9. «Я – мальчик, я – девочка» (рассматривание фотографий. Спросить детей: как выглядит мальчик, как выглядит девочка, чем отличаются. научить приглашать на танец и танцевать парами (под музыку).
10. «Мы разные: девочки и мальчики» (рассматривание фотографий, предлагая девочкам показать себя: платьице, бантики; покружиться. Предлагая мальчикам показать себя: шортики, рубашки, сильные руки, как у будущих пап. Попросить мальчиков поднять мячи или кубы тяжелые. В конце – потанцевать вместе).
11. «Я берегу свою одежду» (рассматривание фотографий детей на выставке, обращая внимание на нарядную одежду. Предлагая посмотреть на себя в зеркало, устраняя неполадки во внешнем виде).
12. «Моя любимая игрушка» (рассматривание фото детей с игрушками. Сообщение о том, что у воспитателя в детстве была тоже любимая игрушка. Предлагая детям подержать игрушку,
обняв, прижать ее, осторожно посадить).
13. «Новая игрушка» (рассматривание фото детей с игрушками. Кто подарил? Как с ней можно играть? Внесение новой игрушки. Обсудить, на какой полке будет жить новая игрушка, для какой игры будем брать ее, как с ней обращаться).
16. Развлечение «День именинника» (в центре фотовыставки – портреты трех именинников: Вани Ш., Ксюши И., Максима П.. Обратить внимание детей на то, какие они нарядные, красивые).
Предложить отметить День рождения в групповом кафе «Буратино». Именинники приглашают всех к накрытому столу. Рассмотреть, что за угощенья на столе. Как это есть правильно.
Напоминать детям о культуре трапезы.
Загадки о семье, пословицы, поговорки.
Кто встает рано-рано, дочку, сына одевает и в садик провожает?
Он машину ловко водит, в стену гвоздик заколотит?
Маме дома помогает и с детишками играет?
В гостях хорошо, а дома лучше.
В хорошей семье и дети хорошие.
Не будет добра, коли в семье вражда!
Организация беседы на тему
«Варвара-краса, длинная коса»
Цель: Формирование представлений о труде мамы дома, о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своём ребёнке, мама умеет всё - заплетать косички, завязывать бантики, пришивать пуговицы, шить одежду, стирать, гладить, лечить. Воспитание уважения к маме, желания ей помочь.
Итоговым мероприятием стало участие семей Данила Л. и Мирона Ш. в Российском семейном проекте «Всей семьей», посвященному году семьи. Этим семьям были вручены сертифика-ты от друга проекта «Всей семьи» Сергея Жукова («Руки Вверх!») за активное участие в проекте, сохранение своих уникальных семейных традиций, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей.