Консультация для родителей
«Навыки самообслуживания у детей раннего возраста».
Ребенок раннего возраста – человек, постоянно рвущийся к самостоятельности, но практически во всем зависящий от взрослого. Без посторонней помощи ребенок еще не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Возможности низки, навыки недостаточно сформированы. В этот период возникают конфликты между детьми и взрослыми, их воспитывающими. Для того, чтобы избежать проблем в период «я сам», нужно предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от нас, научить его всем навыкам самостоятельности:
Отработка определенного навыка происходит в партнерстве с взрослым человеком, с другими детьми, самостоятельно. Процесс достигает своей цели, когда приятен для ребенка и приносит ему радость.
Ребенок может повторять усвоенные им действия многократно, это приносит ему удовлетворение, радость, уверенность в себе. Для ребенка важна реакция взрослого на результат его действий, поведение. Очень важна похвала, положительная оценка, стимулирование. Любая похвала положительно влияет на достижение положительного результата (она должна звучать не менее 20 раз в день). Это может быть – ласковое слово, ласковое прикосновение, проведение любимой игры, подарки и т.д.
Если вы научили формировать определенный навык (например, учимся надевать носки), то будьте последовательны. Делайте это каждый день. Даже если очень спешите, ребенок должен надеть носки сам. Ведь именно этому вы хотите ему научить.
Подробнее остановимся на процессе одевания/ раздевания.
К 3 – 3,5 годам малыш в состоянии одеться сам! Если взрослый ему поможет овладеть процессами одевания и раздевания. Для этого необходимо:
Примечание: мы, взрослые, можем использовать разные способы одевания одной и той же вещи и обычно не обращаем на них внимание, но малышу нужен один результативный и очень простой способ одевания – «умный способ», который обеспечит ему успех и радость за свое достижение. Именно такому способу мы и будем обучать ребенка.
Для наиболее лучшего эффекта предложите ребенку ознакомиться с «Алгоритмом одевания и раздевания», представленным ниже. Проговорите с ребенком каждое действие. Разместите данные алгоритмы так, чтобы ребенок видел их при каждом процессе одевания и раздевания.