Тема: «День рождения»
Разработчик: Бенца Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.
Цель занятия:
Образовательная: расширение кругозора.
Развивающая: создание условий для развития рефлексивных умений обучающихся, развитие умения сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развитие устной речи.
Воспитательная: формирование умения учитывать чужое мнение, уважительно относиться к традициям.
Планируемые результаты:
Предметные: владение понятиями: праздник, традиция.
Метапредметные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные:
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: телевизор, ноутбук, ватман, изображение Совуньи, смайлики «Эмодзи», карточки с фотографиями учеников и датами рождения.
1.Организационный момент.
Дети заходят в класс под музыку из песни «HappyBirthday», рассаживаются за столы.
- Добрый день, ребята!
2. Актуализация знаний.
- Кто узнал эту мелодию? Где вы ее могли слышать раньше? (Ответы детей)
- Какие еще песни ассоциируются у вас с этим праздником? Почему? (Ответы детей)
3. Основная часть.
- Мы с вами живем в России. В нашей стране День рождения не отмечали вплоть до XIX столетия. Большее внимание уделялось празднованию Именин.
- Кто знает какую песню пели для именинника? (Ответы детей. Каравай) Но и Именины начали справлять только в XVII в. Именины праздновались с размахом. Гостей угощали пирогами, калачами и караваем. В честь именинника пели песни. В XIX в. дворяне и купцы стали отмечать и День своего рождения. Но только в XX в. этот праздник стал традиционным семейным торжеством и приобрел большое значение.
- Как принято проводить этот праздник в ваших семьях? (Ответы детей)
- Как думаете, в других странах так же проводят этот праздник? (Ответы детей)
История говорит, что первыми отмечать День рождения начали древние египтяне. Однако право отмечать День рождения было только у фараонов, царей и их наследников, причем только мужского пола. День появления на свет девочки даже не записывался. Но через какое-то время женщины также получили право отмечать День рождения. Первой женщиной, воспользовавшейся этой привилегией, стала царица Клеопатра II (II в. до н.э.). В древнем мире, как и в раннем средневековье, празднованию Дня рождения, не придавалось большого значения. Большая часть людей не пользовались календарями и не отмечали свой день рождения. В небогатых семьях обычно празднуют только детские дни рождения, у обеспеченных людей возможны исключения из этого правила. Встречаются такие семьи, где братья и сестры даже не знают, когда друг у друга дни рождения, поскольку никогда не справляют этот праздник и даже не поздравляют друг друга.
В Китае на День рождения принято есть длинную лапшу, которая символизирует долголетие. Лапшу необходимо жевать как можно дольше.
В Мексике на День рождения вместо задувания свечей на торте принято с завязанными глазами разбивать пиньяту (куклу, наполненную конфетами).
Самое главное угощение на корейском Дне рождения – рисовые пирожки. Считается, что чем большему количеству человек, раздадут пирожки, тем более долгая жизнь ожидает ребенка.
Во Вьетнаме у детей нет конкретных дней рождения, все празднуют в один день – День новых годов. На первый праздник ребенок получает от родственников красный конверт со счастливыми деньгами.
В Новой Зеландии после зажжения свечей на праздничном торте все поют песню Рождения, а потом именинник получает хлопок за каждый год жизни и один дополнительный, на удачу.
В Литве в День рождения именинник садится на разукрашенный стул, а родственники и друзья несколько раз его поднимают.
В Германии традиция празднования Дня рождения зародилась еще в XIII в. Уже с утра для именинника готовили праздничный пирог и украшали его зажженными свечами. Количество свечей ровнялось возрасту человека плюс одна свеча. Свечи горели весь день, сгоревшие свечи заменяли новыми. И только после праздничного ужина именинник мог задуть свечи, предварительно загадав желание.
Великобритания также имеет свои традиции, связанные с Днем рождения. Приглашать гостей на этот праздник принять заблаговременно - за два месяца. Если гость получит приглашение позже, то он имеет право отказаться от присутствия на празднике, отдав предпочтение ранее запланированным на этот день делам. В День рождения принято предсказывать судьбу. А в праздничном пироге можно обнаружить монетку - символ будущего богатства. Люди, достигшие возраста 80, 90 и 100 лет, получают личное поздравление от английской королевы.
В Дании с большим трепетом относятся ко Дню рождения ребенка. В этот день родители вывешивают на окне дома флаг, сообщая всем прохожим о радостном событии в семье.
В Голландии ребенок, празднующий День своего рождения, получает в подарок от школьного учителя яркую бумажную шляпу. Именинник угощает своих одноклассников сладостями, а его стул украшают разноцветными лентами, цветами и воздушными шарами. С особым размахом голландцы справляют так называемые коронные годы: 5й, 10й, 15й, 20й и 21й года жизни.
А вот в Японии традиция празднования Дня рождения не развита. Праздник устраивается только для детей, достигших трех, пяти и семи лет. Эти даты носят название Сити-Го-Сан. Эти праздники отмечаются для всех детей в один день, который лишь у некоторых ребят совпадает с реальным днем появления на свет. В День рождения на ребенка принято надевать новую одежду и отводить его в храм. Детский день рождения в Японии более считается достижением родителей, чем праздником для ребенка. Подарки на День рождения принято дарить только людям в день их 60, 70, 79, 88 и 99-летия
Интересный обряд существует в Таиланде. Здесь в День рождения ребенка родители должны отпустить на волю животное. Торговцы у храмов предлагают пришедшим за определенную плату открыть клетку с черепашкой или птичкой. Загаданное в этот момент желание должно исполниться.
В той части Канады, которая ближе к Атлантическому океану, во время празднования дня рождения устраивают «засады» на именинников. Задача: измазать чем-нибудь их носы (чаще всего маслом) – чтобы беды и напасти держались на расстоянии. [2]
4 Групповая работа
- Вы любите получать поздравления в день рождения? А подарки?
- А как ваши одноклассники могут узнать о предстоящем празднике? (Ответы детей)
- Сегодня мы создадим Календарь Дней рождения одноклассников, чтобы все ребята могли заранее подготовиться к праздникам, подобрать добрые слова, подготовить открытки и подарки для именинников. На ватмане надпись: «Календарь дней рождения» и записаны названия месяцев.
- Сейчас каждый прикрепит свою карточку на нужное место. (Под контролем учителя приклеивают свои карточки).
- Теперь мы точно ничего не забудем!
- Как подобрать для именинника подарок? Именинник будет рад любому подарку? Что нужно сделать чтобы угодить имениннику? (Знать его интересы)
(На сентябрь учитель прикрепляет карточку с изображением Совуньи)
-У Совуньи сегодня (15 сентября) день рождения!
- Давайте подумаем вместе что можно подарить Совунье? Чему она была бы рада? А какие подарки будут неуместны? (Ответы детей)
(Из предложенных карточек с изображением подарков дети выбирают наиболее подходящие для Совуньи. Идет обсуждение актуальности выбранных подарков)
На доске прикреплена картинка с изображением Совуньи.
- А теперь давайте подберем добрые слова и поздравим Совунью с днем рождения. (Поздравляют Совунью и прикрепляют карточки с изображением подходящих подарков.)
5 Рефлексия
- Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? Какое у вас было настроение? Довольны ли вы соей работой? (Показывают смайлы «Эмодзи». Выслушиваем ребят, которые показали красные (грустные) смайлы.)
- Что нужно чтобы ни у кого не было красных смайлов? (Обсуждение).
- Сегодня вы хорошо занимались, были очень активны! Спасибо за работу!
Список источников
Музыкальное сопровождение:
Картинки:
Приложение