Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Приобщение к чтению детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Книга сейчас нередко заменяется телевизором, компьютером, общением в Сети. В то же время не стоит забывать, что развитие интереса и любви к книге у дошкольников формирует их мировоззрение, интеллект, внимание к окружающему миру. Можно сказать, смело какие книги читает ребенок с самых ранних лет - таким человеком он и станет.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Приобщение к чтению детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Иванова Елена Валентиновна

Воспитатель высшей квалификационной категории

«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»

Книга сейчас нередко заменяется телевизором, компьютером, общением в Сети. В то же время не стоит забывать, что развитие интереса и любви к книге у дошкольников формирует их мировоззрение, интеллект, внимание к окружающему миру. Можно сказать смело: какие книги читает ребенок с самых ранних лет - таким человеком он и станет.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение. Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников — это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому театрализованная деятельность в детском саду имеет немаловажное значение по приобщению дошкольника к художественной литературе.

Театрализованная игра – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает отклик на него.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи литературных героев становятся образами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок принимает и присваивает свойственные ему черты. Таким образом образы, поступки персонажей литературных произведений позволяют формировать опыт нравственного поведения, умения поступать в соответствии с нравственными нормами.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей: литературные музыкальные. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития дошкольника.

Так, как произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.  Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Именно поэтому можно определить задачи привития интереса дошкольников к художественной литературе, через театрализованную деятельность.

Задачи:

Восприятие художественной литературы, через театрально речевую деятельность будет познавательно интересной если дети в ходе её:

- думают (анализируют, сравнивают, доказывают)

- удивляются (радуются успехам, новизне)

- фантазируют (предвосхищают события, создают новые образы и ситуации).

Для реализации поставленной цели необходимы следующие этапы работы:

Практическая работа в нашем учреждении осуществляется по трем направлениям:

1.Пространственно- развивающая среда (театральный центр в каждой группе).

Первое направление – формирование развивающей среды: создание театрального уголка в группе, включающего в себя:

театр резиновой игрушки

театр мягкой игрушки

плоскостной театр

пальчиковый театр

костюмы

декорации

Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие методы:

сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.

авторские сказки

Третье направление - работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя: совместное посещение театров семьями;

выставка театров разного вида;

создание выставок игрушек, сделанных своими руками;

конкурс афиш, пригласительных билетов;

совместное выступление детей и их родителей;

выступление театральной студии детей старшего дошкольного возраста

Развитие ребенка в театральной деятельности.

Для развития театральной деятельности в учреждении созданы следующие условия:

ширма;

набор декораций;

аудиотека классической и релаксационной музыки, «звуков природы»

Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях, развлечениях, праздничных утренниках. Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся мини спектакли в детском саду, танцевальные импровизации под музыку, побуждаем детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учим различать, называть и передавать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей. Рассказываем детям о театральных жанрах - драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде. В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения используем показ настольного, пальчикового и др. театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаются задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок.

Таким образом, можно сделать вывод: все вышесказанное дает основание утверждать, что влияние театрализованной деятельности способствует развитию речи детей и приобщает детей к художественной литературе.

В результате работы нашего детского сада разработана система по приобщению детей к книге, нам удалось познакомить детей с различными жанрами художественной литературы. Они хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать небольшой текст. Дети охотно составляют свои сказки, осознано рисуют сказочных героев, стали пользоваться театральной атрибутикой, выступают в роли режиссера. Наблюдая за детьми, педагоги сделали вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Наши воспитанники стали чаще обращаться к потешкам, басням, шуткам, сказкам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу. Эта работа по театрализованной деятельности помогает нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников.

Используемая литература:

1.  Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

2. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

3. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду».-М., Творческий центр, 2009.

4.Михайлова А.Я. «Театр в эстетическом воспитании дошкольников» Москва2006.

 5.  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. -М., 2000.

6. Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя» №3-2008.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области