Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя образовательная школа
с.Прибельский муниципального района
Кармаскалинский район Республики Башкортостан
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
Выполнил: учитель физики
Минченкин Александр Сергеевич
2024
Пояснительная записка
Составную часть учебно-воспитательного процесса и одной из основных форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью понимается организованная деятельность во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в активном досуге, в самоуправлении и полезной для общества деятельности.
На сегодняшний момент одна из приоритетных задач учителя – помочь школьнику не только получать знания, но и самому научиться анализировать и применять их. Эта задача считается непростой, и чтобы образовательный процесс был успешным, учитель должен добиваться от своих обучающихся усердной учебной работы. Только в этом случае, так называемого деятельностного подхода, ученики овладевают знания и навыки.
Школьники начальных классов являются «почемучками». У них всегда появляются все новые и новые вопросы в ходе учебы на различные темы, в том числе связанные с физикой. В этом возрасте у них сильно проявлен интерес делать что-то руками. Им несложно научиться проводить наблюдения и узнавать физические явления, находя причинно-следственные связи. И уже к 7-ому классу, им легче начинать изучать физику, знакомы со множествами физическими явлениями и умеют обосновать их. Что сразу же подвинет к успешному изучению предмета.
Целевая аудитория: ученики начальных классов, классные руководители и учителя-предметники.
Организованное объединение современных проблем образования (влияние интернета на развитие и здоровье, на модель поведения, безопасность школьников), и их решений и раскрывает новизну проекта.
Цель программы: углубление и расширение знаний школьников начального звена по физическим явлениям, полученных по предмету «Окружающего мира»
Объект: современные проблемы образования, которые оказывают воздействие на развитие школьника.
Предмет: основные физические и природные явления и их изучение как неотъемлемая часть обучении школьников.
Главная задача: сформировать умения проводить анализ и объяснять в ходе работы результат в связи законов природы, а также развить навыки пользоваться учебным оборудованием
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• развитость умственных интересов и творческих способностей школьников;
• самостоятельность в получении новых знаний и практических навыков;
• стимул учебной деятельности учащихся в рамках личностно ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно называть тему и цели занятия;
• делать план решения образовательной проблемы урока вместе с педагогом;
• заниматься по сформированному плану, проверяя свои действия с целью и задачами и внести изменения в случае не состыковки;
• при работе с педагогом разработать критерии оценки полученных знаний и сформировать степень успешности выполнения своей работы, а также одноклассников в согласии с данными критериями.
Познавательные УУД:
• анализировать и изменять информацию из одного типа в другую (делать план, схемы, таблицы, чертежи и др.);
• уметь использовать словари и справочники;
• устанавливать причинно-следственные связи и строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
• изложить и объяснять свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• рассказывать о результатах своей деятельности, принимать участия в дискуссиях, сжато и четко отвечать на вопросы;
• приходить к общему соглашению при коллективной деятельности;
• уметь задавать вопросы по данной теме.
Практическая значимость: данный проект по внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для учащихся начальных классов может быть использована в работе учителей физики.
Формы работы: беседы, устного опроса, практических исследований, дискуссий, групповой работы.
Программа рассчитана на 1 учебный год: 34 учебных часа. 1 раз в неделю.
Материальное обеспечение: класс, мультимедийная доска с доступом в сеть Интернет, учебное оборудование по физике.
Содержание программы
Тема №1 «Введение». Дети приходя в кабинет. Рассказываю об особенностях кабинета. Объясняю технику безопасности. Рассказываю в общих чертах чем мы будем заниматься. «Состояние вещества». 3 бутылочки, попробуем сжать каждую из них, что получилось, в каком состоянии находятся вещества. Рассказ учителя о строении вещества. Демонстрация опытов.
Тема №2 «Изучение свойств жидкости. Замерзание воды - уникальное свойство». Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма, прозрачность. Рассматриваем как меняет форму и объем замершая вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда. Заносим данные в таблицу. Делаем выводы.
Тема № 3 «Вода - растворитель». Опыты на растворимость. В воде растворяем соль, краски, песок. Наблюдаем за растворимостью. Заносим данные в таблицу. Делаем выводы.
Тема №4 «Воздух. Свойства воздуха». Изучение свойств воздуха: цвет, запах, вкус, форма. Заполняем таблицу. Делаем выводы.
Тема №5 «Что происходит с воздухом при его нагревании». Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется (выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка, данные записываем в таблицу. Делаем выводы.
Тема №6 «Свойства твердых тел. Изменение объемов тела». Наблюдаем, как меняется форма тела при нагревании. Делаем выводы. Выполняем зарисовки в тетради.
Тема №7 «Урок обобщение. Игра». Группа делится на две команды, выбирают название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока: каждая команда изготавливает коллаж по теме «Строение вещества».
Тема №8 «Что холоднее?». Демонстрируется фокус с монеткой, учащимся предлагается разгадать его. В игровой форме завязываем детям глаза и на ощупь они определяют из какого материала изготовлена деталь. Учитель объясняет, что понятие тепло относительно, в зависимости от личного ощущения. Для более конкретного понятия было введено понятие температура и градусник. История создания градусника.
Тема № 9 «Изоляция тепла. Шуба греет!? Термос». Загадки. Как согреться зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказы учителя о назначении верхней одежды и принципе многослойности в одежде» и «Как раньше предки сохраняли пищу».
Тема №10 «Урок обобщение. Игра». Группа делится на две команды, выбирают название команды из предложенных. Игра проводится в 3 этапа. 1 – разминка (загадки). 2- объясни опыт, 3 - разгадай ребус. Итог урока: каждая команда изготавливает коллаж по теме «Строение вещества».
Тема №11 «Как зависит объем вытесненной воды от формы тела». Дети выдвигают гипотезу, какие тела вытеснят больше воды. В ёмкость для воды опускаем поочереди предметы разной массы и приходят к выводу, что объем вытесненной воды не зависит от массы. После чего опускаем в воду предметы разной формы. Дети делают выводы, заносят результаты в тетрадь
Тема №12 «Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими?». В ёмкость с водой опускаются различные предметы. Выводится условие плавания тел. Опыт в воду опускают картошку наблюдают, после чего воду насыщают солью и наблюдают как картофель всплывает. Рассказ учителя о мертвом море.
Тема №13 «Почему одни тела тонут, а другие нет?». В ёмкость с водой опускают пластилин, наблюдаем. Делаем из пластилина кораблик делаем выводы из увиденного. Металлическую крышку сначала опускаем ребром потом ложем плашмя.
Тема №14 «Явление смачивания жидкостью тел». С помощью пипетки капаем воду на листок бумаги листок намазанный парафином, наблюдаем, как капелька катается по листку. Рассматриваем куски материала проделываем то же определяем какие кусочки намокают с каких вода скатывается . Тоже с крыльев птиц, листочков растении. Делаем выводы.
Тема № 15 «Урок игра. Брейн-ринг». Загадки ребусы. Группа делится на две.
Выбирается командир и название команды согласно пройденным темам.
Тема № 16 «Атмосфера». Даем понятие атмосфера. Её влияние на микроклимат Земли.
Тема № 17 «Атмосферное давление». Доказательство атмосферного давления фокус как достать монету из воды не намочив рук.
Тема № 18 «Зависимость атмосферного давления от высоты». Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Измерение давления на 1 этаже здания и на 2 этаже делаем выводы.
Тема № 19 «Влияние атмосферного давления на живые организмы». Рассказ учителя как живые организмы используют атмосферное давление на примере присосок.
Тема № 20 «Источники звуков». Интернет ресурсы. Различные звуки. Металлическая линейка получаем звук уменьшая длину линейки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты.
Тема № 21 «Причина возникновения звуков». Опыты с хрустальным бокалом. Изготовление телефона. На нитку нанизываем два стаканчика дном друг другу завязываем узел . Один говорит другой слушает. Делаем выводы как распространяется звук.
Тема № 22 «День непослушания». Дети приносят различные стеклянные ёмкости наполняем водой до разной высоты и играем на получившемся инструменте.
Тема № 23 «Звуки природы». Учимся слушать и слышать звуки природы.
Тема № 24 «Компас. Принцип работы». Знакомство с компасом. Как пользоваться. Изготавливаем простейший компас (на воду опускаем пробку, на нее кладем иголку и ждем, пока она не повернется). Рассказ учителя «История создания компаса».
Тема № 25 «Магнит». Магниты полосовые, дугообразные. Наблюдаем за взаимодействием. Магнитный конструктор.
Тема № 26 «Магнитное поле Земли». Рассказ учителя «Как ориентируются птицы, насекомые по полю земли».
Тема № 27 «Урок- игра». Класс делим на группы. Ребята готовят вопросы друг другу. Отгадывают загадки.
Тема № 28 «Электричество на расческах». Электризация шарика, воды, мыльного пузыря.
Тема № 29 «Осторожно, статическое электричество». Рассказ учителя «Прочему зимой при снятии одежды волосы дыбом становятся. Как уберечь оргтехнику от статического электричества».
Тема № 30 «Полезные свойства электричества». Демонстрация опытов применения электричества в быту.
Тема № 31 «Солнечные зайчики». Как поймать солнечного зайчика, источник света, зеркальце. Прямолинейное распространение света. Тень. Затмение.
Тема № 32 «Цвета компакт диска. Мыльный спектр». Дети наблюдают за спектром света сначала на компакт дисках, потом на мыльной пленке.
Тема № 33 «Радуга в природе. Складываем цвета». Рассказ учителя «Причина возникновения радуги». Рисуем радугу. Распределяем спектр. Учим (Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь). Краски, альбом. Сложение цветов. Демонстрация раскрученного круга Ньютона.
Тема № 34«Заключительный урок». Урок- игра «Самый умный».
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Состояние вещества. | 7 | 4 | 3 |
2. | Теплота – основа жизни. | 3 | 1 | 2 |
3. | Свойства жидкости. | 5 | 2 | 3 |
4. | Давление воздуха. | 4 | 1 | 3 |
5. | Звуки вокруг нас. | 4 | 2 | 2 |
6. | Магнетизм. | 4 | 1 | 3 |
7. | Электричество. | 3 | 1 | 2 |
8. | Свет. | 4 | 2 | 2 |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Всего часов | Дата | |||
План | Факт | |||||
Состояние вешества | ||||||
1 | Введение. Правила по ТБ. Урок знакомства. Состояние вещества | 1 | ||||
2 | Изучение свойств жидкости. Замерзание воды - уникальное свойство | 1 | ||||
3 | Вода - растворитель | 1 | ||||
4 | Воздух. Свойства воздуха | 1 | ||||
5 | Что происходит с воздухом при его нагревании | 1 | ||||
6 | Свойства твердых тел. Изменение объемов тела | 1 | ||||
7 | Урок обобщение. Игра | 1 | ||||
Теплота – основа жизни | ||||||
8 | Что холоднее? | 1 | ||||
9 | Изоляция тепла. Шуба греет!? Термос | 1 | ||||
10 | Урок обобщение. Игра | 1 | ||||
Свойства жидкости | ||||||
11 | Как зависит объем вытесненной воды от формы тела | 1 | ||||
12 | Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими | 1 | ||||
13 | Почему одни тела тонут, а другие нет | 1 | ||||
14 | Явление смачивания жидкостью тел. | 1 | ||||
15 | Урок игра. Брейн-ринг | 1 | ||||
Давление воздуха | ||||||
16 | Атмосфера | 1 | ||||
17 | Атмосферное давление | 1 | ||||
18 | Зависимость атмосферного давления от высоты | 1 | ||||
19 | Влияние атмосферного давления на живые организмы | 1 | ||||
Звук вокруг нас | ||||||
20 | Источники звуков | 1 | . | |||
21 | Причина возникновения звуков | 1 | ||||
22 | День непослушания | 1 | ||||
23 | Звуки природы | 1 | ||||
Магнетизм | ||||||
24 | Компас. Принцип работы | 1 | ||||
25 | Магнит | 1 | ||||
26 | Магнитное поле Земли | 1 | ||||
27 | Урок- игра | 1 | ||||
Электричество | ||||||
28 | Электричество на расческах | 1 | ||||
29 | Осторожно, статическое электричество | 1 | ||||
30 | Полезные свойства электричества | 1 | ||||
Свет | ||||||
31 | Солнечные зайчики | 1 | ||||
32 | Цвета компакт диска. Мыльный спектр | 1 | ||||
33 | Радуга в природе. Складываем цвета | 1 | ||||
34 | Заключительный урок | 1 |
Список использованной литературы
Интернет ресурсы.
https://www.ismart.org/zanyatiya/fizika
https://dzen.ru/fixiki?tab=longs