Конспект НОД
по экспериментированию с водой
«Маленькие фокусники»
во второй младшей группе
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
Обучающие
-познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивающие
-развивать навыки проведения первых опытов;
-развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательные
-умение работать в группе;
-воспитывать бережное отношение к воде.
Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха, разноцветная
Материалы и оборудование: волшебный сундучок, стаканчики одноразовые по количеству детей, тарелочки по количеству детей, краска, ложечки по количеству детей, прессованные салфетки, шляпки фокусников, 2-3 фломастера разного цвета, губки 2-3 штуки, поднос, дуршлаг, снег, лед, поднос, вода.
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет что- то необычное. Самое настоящее волшебное!!! Закройте глаза.сюрпризный момент…(одеваем шапочки) мы превратились в фокусников. Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей).
Я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой.
Воспитатель: Ну, что ребята отправимся в страну фокусов? (ответы детей). А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей) хотите научиться? У нас с вами есть необычный сундук, с его помощью у нас будет происходить много чего интересного.
Закрываем глаза и говорим волшебные слова: вокруг себя вы покружитесь, и в фокусников превратитесь!!!
Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками.
Воспитатель: Посмотрите, ребята в волшебном сундучке есть еще что-то. Ой, как интересно, что же там? А вам интересно? Сейчас я посмотрю…(Достать сосуд с водой) Как вы думаете, что в сосуде?
-Правильно, вода.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
- Где можно встретить воду? ОТВЕТЫ детей
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?
Фокус «Угадай, что в стакане?»
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим, ложку в стакан и если ложку будет видно, то вода прозрачная. Ребята, ложку видно сквозь воду?
- Правильно, молодцы ложку видно, значит вода у нас какая? (прозрачная)
Воспитатель демонстрирует детям фокус «Разноцветная вода».
Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками. В банки заранее наливается вода. Воспитатель показывает всем, что вода обыкновенная, закрывает платком, затем говорит волшебные слова:
1-2-3- ФОКУС ПРОИЗОЙДИ!!!. Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.
(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).
Фокус «Разноцветная водичка»
Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного. А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться. Какая вода получилась у вас? Молодцы, тоже красная вода. Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку? Правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала.(стаканы, ложки, краска)
Фокус «Вода в решете»
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли носить воду в решете? Возьми дуршлаг и лей в него воду. Что происходит? А если положить снег или лед? Почему снег и лед можно носить в решете? Что такое снег, лёд?
Фокус «Как вода гулять отправилась»
Воспитатель: (достает из сундука) смотрите, фломастеры, губки поднос
Налей воды на поднос, что получилось (лужа), я зарисую лужицу. Уберите с помощью губки её. Вика налей ещё водички. Вторая лужица получилась. Они одинаковой формы? Имеет ли форму вода? Нет, не имеет
Фокус «Волшебница вода»
Воспитатель: Ребята, а в волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно. Что же это? Прессованные салфетки. А сейчас мы сделаем с вами фокус. 1-2-3- ФОКУС ПРОИЗОЙДИ!!! Положите в тарелочку наливаем водичку, что происходит.. Салфетка…(дети договаривают действие, которое происходит). Возьмите в руки что это? Ответы детей. Получился фокус?
Рефлексия
Воспитатель: Ребята в нашем сундучке больше ничего нет.
Что мы с вами о воде узнали с помощью фокусов?
Нам пора возвращаться в группу. Я предлагаю вам снять шляпки. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам.
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА»
Программное содержание: Познакомить с Нанайской народной сказкой «Айога»; знакомство с жизнью народов севера
Задачи:
Образовательные:
Учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться, обобщать, рассуждать;
• Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;
• Активизировать и обогащать словарный запас детей;
• Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.
Развивающие:
• Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;
• Развивать умение инсценировать отрывки из сказки.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к народному творчеству
• Воспитывать познавательный интерес;
• Воспитывать заботливое отношение к близким.
Оборудование: Презентация сказки, иллюстрации народов Севера, гуашь, лист с изображением сердца, свеча, раскраски народный костюм нанайцев.
Ход:
«Камертон» - настрой на занятие (свеча - «сердце»). Воспитатель интересуется у детей, любят ли дети чудеса? Показывает детям лист бумаги, который они обследуют – какой? (белый, ровный, чистый, прямоугольный, гладкий и т.д.). На этом листе заранее воспитатель свечой нарисовал сердце (при закрашивании гуашью «сердце» проявляется на листе бумаги). Детям предлагается подумать, о чем будет наше занятие? Принимаются все ответы и рассуждения детей, делают вывод, что занятие будет о доброте.
Предлагается начать занятие с упражнения «Доброе утро!», учить говорить теплые, добрые слова, используя тактильное прикосновение. (объятия, взять друг друга за руки и смотреть в глаза друг другу) - «Доброе утро, Катя!», «Я рад тебя видеть, ты добрая и хорошая девочка» - «Доброе утро, Дамир! Я рада тебя видеть, ты делишься игрушками» (Я рад тебя видеть, мне приятно с тобой общаться, как здорово, что ты пришел, как хорошо, что ты ходишь к нам в группу и т.п.).
Говоря о сердце, мы говорим о самом человеке, о его характере. Например: если один человек всем помогает, никого не обижает, то какой это человек?
- А еще о таком человеке говорят, что у него доброе сердце.
- А если человек всех обижает, жадничает, грубит всем, то как мы скажем о его сердце. Какое оно?
- Вспомните героев сказок, у которых вы бы сказали –доброе сердце.
- Сегодня мы познакомимся с нанайской народной сказкой «Айога».
На Земле живут люди разных народов и национальностей. Какие национальности людей вы знаете? А знаете ли вы, кто такие нанайцы?
Нанайцы – (нанай, "здешний человек", устаревшее название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока, живший в 17 веке по реке Уссури, а также вокруг озера Ханка.
Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и их меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград. Зимой они ездили на собачьих упряжках.
На Дальнем Востоке по берегам реки Амур живут нанайцы. Это люди, которые ведут бродячий образ жизни, у них нет постоянного места жительства. У этого народа богатый фольклор: множество разных песен, загадок, пословиц, сказок. Многие произведения нанайцев были записаны и теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством.
Чтение сказки «Айога» Слайды, мультфильм
Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.
Покоробятся – искривятся, станут неровными.
Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.
Вопросы к детям:
- Понравилась вам эта сказка?
- Эту сказку можно назвать волшебной?
- Какое волшебство в ней происходит?
- О ком эта сказка?
- Чем Айога занималась все время?
- Расскажите какая она по характеру? (хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям, самолюбивая, гордая, ленивая)
- Какие поступки Айоги вам не понравились?
- Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить за водой) Вспомнить, как это было помогут нам 2 девочки. Инсценирование сказки.
- Кто помог матери Айоги? (Соседская девочка)
- Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (добрая, внимательная, щедрая, бескорыстная, послушная, вежливая, ласковая, отзывчивая, трудолюбивая)
- Какая по характеру мама Айоги? (добрая трудолюбивая, заботливая, мудрая, справедливая)
- Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (Ответы детей).
- Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)
- Мать поступила по справедливости? (Да) В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».
- Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
- К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».
- Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?
- Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
- А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)
- Чему учит нас эта сказка?
- А как вы помогаете родителям?
Молодцы! Очень надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?
Психогимнастика: салют «Доброта»
Описание: Воспитатель предлагает ребятам положить свои ладошки на ладонь воспитателя и построить «башенку», второй рукой воспитатель накрывает детские ладони своей и благодарит ребят за занятие, активность, творчество и т.п. и со словом «доброта» вскидывают свои руки вверх дружным «салютом»