Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на основе личностно-ориентированного подхода (технология сотрудничества)
Тема: «Путешествие на машине времени»
Цель: составление описательных рассказов о видах транспорта с опорой на схему. Задачи:
1) Образовательная: уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Транспорт»; учить детей составлять рассказы по воображению с опорой на предметные картинки о развитии различного транспорта.
2) Развивающая: развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение.
3) Воспитательная: воспитывать умение сотрудничать.
Оборудование: пульт от любой бытовой техники, иллюстрации с изображениями различных видов транспорта.
Ход занятия
Организационный момент
– Доброе утро, ребята. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, но сначала предлагаю размяться перед дорогой и отгадать загадку:
Есть и водный и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
(Транспорт)
– Давайте вспомним какой бывает транспорт и расскажем, на чём мы можем отправиться в путешествие.
Игра «На чём ты отправишься в путешествие?» с мячом
Дети стоят в кругу и по очереди ловят мяч.
– «Саша, на чём ты отправишься в путешествие?»
– «Я отправлюсь в путешествие на автобусе» и т.д.
Садимся на стулья и посмотрим какие бывают виды транспорта. (презентация)
– Во все времена человеку нужны были средства передвижения для того, чтобы перевозить людей и грузы на дальние расстояния. Сегодня мы с вами совершим путешествие на машине времени и посмотрим, как развивался транспорт.
– Ребята, вы знаете, что такое машина времени? (Дети дают ответы.) Да, машина времени помогает людям перемещаться во времени и пространстве. Но
существует она пока только в нашем воображении. Давайте представим, как будет выглядеть наша машина времени. (Дети дают ответы.) А вот — пульт управления.
Динамическая пауза «Машина времени»
В машину времени садимся, (делаем приседание)
В прошлом сразу очутимся. (описываем двумя руками в воздухе круг) Начинаем мы считать –
Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальцы на обеих руках)
Машина времени лети, (показываем руками крылья самолета)
В прошлое нас всех верни. (описываем двумя руками в воздухе круг)
II. Основная часть занятия
А теперь предлагаю выбрать жетоны и разделиться на три группы – наземный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт (на жетонах изображения: автомобиль, корабль, самолёт).
– Обхватите плечи руками. Я нажимаю кнопку «старт» на пульте управления, и мы отправляемся в путешествие. У каждой команды свое задание.
Вам нужно будет придумать название команды.
Перед вами набор картинок, которые нужно расставить в правильном порядке и рассказать, как происходило развитие наземного, водного и воздушного транспорта.
Как только вы справитесь со своим заданием – поднимаем руку.
Дети первой группы рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия (арба, телега, велосипед, автомобиль).
Мы узнаем о том, как развивался водный транспорт. Перед вами также набор картинок, которые также нужно расставить в правильном порядке, догадаться и рассказать, как происходило развитие водного транспорта.
Дети второй группы рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия (плот, лодка, парусный корабль, теплоход).
Дети третьей группы рассматривают картинки, расставляют их в хронологическом порядке, комментируют свои действия (воздушный шар, планёр, пассажирский самолёт, космический корабль — ракета).
– Ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам пора отправляться в обратный путь. Прошу вас взять картинки с изображением современного транспорта и пройти в машину времени. Закройте глаза и произнесите вместе со мной следующие слова:
В машину времени садимся, (делаем приседание)
В настоящем очутимся. (описываем двумя руками в воздухе круг) Раз, два, три,
Машина времени лети.
– Мы вернулись в наше время.
Итог занятия
– Какие путешествия мы совершали? На чем? (Ответы детей)
– О каких видах транспорта мы поговорили?
– Благодарю всех за старание. Можете отдыхать.