ПРОГРАММА
по работе с детьми и подростками
девиантного поведения 11-16 лет
АВТОР: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
ПЕТРОВА М.В.
КАНАШ – 2024
Настоящая Программа «Как найти себя» является двухгодичной программой дополнительного образования детей. Программа может реализовываться в рамках образовательной программы Дома детского творчества, т.к. является программой социально-педагогической направленности, рассчитанной на детей и подростков девиантного поведения в возрасте 11-16 лет.
Программа «Как найти себя» для детей и подростков девиантного поведения 11-16 лет предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей, организацию их культурного досуга, коррекцию девиантности, обогащения социального опыта.
Рождение программы продиктовано социальным заказомобщества по созданию досуга для детей и подростков девиантного поведения.
Клуб «Подросток» - центр всестороннего развития, культурного и физического воспитания детей и подростков девиантного поведения. Это одно из вспомогательных средств выявления, профилактики и коррекции ненормированного поведения.
Основной состав – это учащиеся девиантного поведения образовательных учреждений в возрасте 11 -16 лет.
В основу данной программы лег позитивный опыт, наработанный в Доме детского творчества и Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции по работе с девиантными детьми и подростками.
Программа разработана
с учетом следующих законодательных
нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции Федеральных Законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ)
Целями и задачами программы стало решение таких проблем детей и подростков, как: проблемы личностного самоопределения, помощи в выборе жизненного пути, профессиональной ориентации, проблемы в общении, удовлетворении потребностей личности в самоутверждении, в познании, в получении новой информации, в творческом саморазвитии, снижении уровня девиантности; воспитание законопослушного гражданина-общественника, который в дальнейшем сможет легко адаптироваться в обществе и реализует себя в жизни.
Программа "Как найти себя" предоставляет подросткам группы риска возможность опробовать себя в различных видах деятельности, не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (участвовать в различных социально-значимых акциях, мероприятиях), повысить информационную культуру.
Сегодня уже можно говорить не только о профилактике девиантного поведения благополучных детей, но и о перестройке асоциальной направленности личности уже запущенных в педагогическом плане детей и подростков.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но, прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».
(А. С. Макаренко)
Перемены и перестройки, происходящие сегодня в России, коренным образом ведут сегодня к перестройке психического состояния не только взрослого человека, но и детей, молодежи, их убеждений, взглядов, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. Для некоторых эти преобразования становятся личной трагедией, которая приводит их к девиации и дезадаптации. Наиболее чувствительными и восприимчивыми к социальным и психологическим стрессам оказались наши дети и подростки. Возросло число конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой молодых людей. И, как следствие этого – алкоголизм, наркомания, токсикомания, нравственная деградация, разбои, суицид, бродяжничество, рост детской и подростковой преступности, правонарушений. Все указанные виды девиантного поведения имеют место уже не только в подростковом, но и в детском возрасте (9-11 лет).
Среди множества социальных и психологических проблем проблема нравственного воспитания и коррекции девиантного поведения детей и подростков занимает одно из первых мест. Возраст 11-16 лет чаще всего является почвой для наиболее интенсивной их выраженности. Ведь именно подростки являются особой социально-психологической группой, которая имеет уже свои собственные нормы и правила, жизненные установки, специфические формы поведения. А все это как раз и образует некую подростковую субкультуру.
Учреждения дополнительного образования реально способны предупредить отклоняющееся поведение детей и подростков и изменить их уклад жизни решением проблем занятости детей организацией содержательного досуга, вовлечением в социально-полезную деятельность. Ведь жизнь детей, вовлеченных в систему дополнительного образования, обогащается новыми социальными связями, интересами, ценностями и ориентирами. Изучив весь накопленный опыт, автор пришел к пониманию того, что нужна такая комплексная программа, которая бы способствовала их социальной реабилитации и адаптации в социуме. Такая коррекция должна проходить одновременно с формированием нравственности. А для этого необходимо согласованное воздействие учреждения дополнительного образования со школами, семьями, общественными институтами, средствами массовой информации на нравственное воспитание ребенка.
В настоящее время в учебно-воспитательной работе Дома детского творчества накоплен богатый материал, который бы помог осуществлению эффективного нравственно – воспитательного воздействия на детей, проведению психолого-педагогической профилактики и коррекции различных отклонений в нравственной ориентации и поведении ребенка.
Программа предусматривает создание для подростков 11-16 лет развивающей среды посредством включения в коллективную творческую деятельность, построенную на принципах самоорганизации и активного взаимодействия с социумом.
Программа "Как найти себя" предоставляет подросткам группы соцриска возможность опробовать себя в различных видах деятельности (трудовая, песни под гитару, игры, тренинги и т.д.), испытать новые ощущения (походы, выезды и т.д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (участие в различных акциях, мероприятиях).
Одной из главных задач является формирование социальной успешности детей, создание условия для воспитания духовной и нравственной культуры детей. Ребятам дается установка «совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». На всех занятиях для каждого ребенка должная быть создана ситуация успеха, что послужит развитию уверенности ребенка в своих силах и способностях. А ситуация успеха в свою очередь будет способствовать появлению самого успеха.
Условия, созданные в Доме детского творчества для воспитания и обучения детей, дают большие возможности для достижения успешности в том виде деятельности, к которому у ребенка есть соответствующие способности.
ЦельюПрограммы является обучение детей и подростков технологиям, знаниям и умениям, необходимым для ведения социально-творческой деятельности как важной составляющей процесса социализации личности, нравственное воспитание личности подростка для дальнейшей его социальной реализации посредством единого психолого-педагогического подхода, в процессе совместной деятельности УДО и школ города и общественных институтов в одобряемых обществом параметрах:
Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:
Задачи программы:
Конечным результатомработы программы является формирование нравственных качеств детей и подростков посредством реализации коррекционно-развивающей программы, снижение их девиантности; увеличение критериев нравственной воспитанности.
Воспитательное поле данной программы распространяется как на учреждения дополнительного образования, так и на учебные заведения начального профессионального образования, детские дома, интернат, общеобразовательные учреждения.
Принцип построения нашей Программы: разноуровневость, дифференциация и вариативность, преемственность, индивидуальный подход, демократия, стиль общения, сотрудничество с другими аналогичными коллективами, переход от простого к сложному, использование дополнительных образовательных форм.
Программа клуба «Подросток» рассчитана на 2 года обучения и более. Это значит, что после прохождения основной программы Клуба, ребенок может посещать его и далее. Он может помогать педагогам в практической деятельности, на примере собственного опыта помогать в воспитании новичков, создавать свои собственные курсы и даже проводить их.
Программа будет включать в себя 2 этапа: начальный и основной.
Учебно-тематический план для всех 2 этапов программы характеризуется единством тем, разделов, гибкостью перераспределения учебного времени. В процессе его реализации допускаются необходимые рациональные изменения и дополнения.
Каждая из подпрограмм рассчитана на 1 учебный год. Первый год обучения (начальный) включает в себя больше практическую работу, способствующую вовлечению новичков в коллективное творческое дело, в кружковую деятельность, практические курсы, в процессе чего ребенок должен участвовать в запланированных мероприятиях, лекциях, месячниках и т.п. Это и помощь ребенку в образовании, нравственном и интеллектуальном развитии, содействие социализации и жизненному самоопределению.
Второй год обучения (основной) включает в себя обучение организаторской деятельности, выявление лидерских качеств, развитие у ребят социальных инициатив, изучение и применение навыков коллективных творческих дел, организаторского мастерства на основных мероприятиях клуба «Подросток».
Автор убежден, что такая методика даст неоспоримый педагогический эффект: ребята должны убедиться, что наибольших высот успеха можно добиться лишь ценой кропотливого труда. Кроме того, дети учатся адаптироваться в социуме. Между детьми сами собой будут складываться отношения дружбы. Здесь же и работа с родителями, желанием помочь своим детям в их социальной адаптации, т.е. зона воспитательного воздействия Программы распространяется и на семью ребенка. Родители всегда мечтают о преодолении острых проблем в воспитании детей. Наша цель – помочь им в этом.
При организации образовательного процесса используютсяметоды:наблюдения, убеждения, стимулирования, создания ситуации успеха для каждого ребенка.
В дальнейшем, в интересах ребенка, для эффективной работы по реализации программы «Как найти себя»планируется:
Компоненты нашей воспитательной системы:
Планируется использование педагогических технологий: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных акций и другие. С детьми планируется:
Ключевыми направлениями работы являются:
Работа с родителями включает в себя:
Важнейшими особенностями психологии подросткового возраста, которые учитываются в данной программе, являются:
Методы отслеживания:
При организации работы в Клубе «Подросток» очень важно взаимодействие не только с властными структурами, но и с заинтересованными лицами и службами, которые могут предоставить дополнительную информацию для ребят и помочь в разрешении их проблем (классные руководители, социальные педагоги и психологи школ, специализированные организации, учреждения, службы и т.д. – субъекты профилактики):
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
ТЕМЫ | Общее количество часов | В том числе: | |
Теоретические | Практические | ||
1. Вводные занятия. Комплектование групп. Устав, права и обязанности юного «Подростка». Знакомство с правилами поведения в ДДТ. Инструктаж по ТБ. | 4 | 1 | 3 |
2. Тренинговые занятия (с привлечением психологов) | 20 | 2 | 18 |
3. «Общество и мы». Беседа о правилах поведения в обществе | 4 | 4 | - |
4. Профилактика негативных проявлений в молодежной среде. Беседы, конкурсы с привлечением работников ГОВД. Посещение тюрьмы. | 40 | 2 | 38 |
5 Коллективное творческое дело | 4 | 1 | 3 |
6. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов. | 8 | 2 | 6 |
7. Детские и молодежные движения | 2 | 2 | - |
8. Первая медицинская помощь | 4 | - | 4 |
9. Правила дорожного движения (участие в ряде мероприятий по правилам дорожного движения с привлечением работников ГИБДД) | 2 | - | 2 |
10. Природа и мы (участие в мероприятиях на экологическую тематику с привлечением специалистов отдела экологии) | 4 | 2 | 2 |
11. «Молодежь – за здоровый образ жизни». Конкурсы плакатов, чтецов, спортивные состязания. Беседы о различных венерических заболеваниях, профилактике СПИДа (с привлечением специалистов) | 6 | 2 | 4 |
12. «Ступени моего развития». Анкетирования, тестирования. | 2 | - | 2 |
13. Душа и духовность. Проведение бесед с привлечением священнослужителей. | 2 | 2 | - |
Итого: | 72 ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
ТЕМЫ | Общее количество часов | В том числе: | |
Теоретические | Практические | ||
1. Вводные занятия. | 2 | 1 | 1 |
2. Тренинговые занятия (с привлечением психологов) | 4 | - | 4 |
3. Социальное проектирование | 4 | 2 | 2 |
4. Государственное устройство в России | 4 | 2 | 2 |
5. Социальная активность и компетентность | 4 | 1 | 3 |
7. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов. | 6 | 2 | 4 |
8. Коллективная организаторская деятельность | 2 | - | 2 |
9. Первая медицинская помощь | 2 | 1 | 1 |
1010. Ученическое самоуправление | 2 | - | 2 |
11. Лидер ли я? | 2 | - | 2 |
12. «Молодежь – за здоровый образ жизни». Конкурсы плакатов, чтецов, спортивные состязания. Беседы о различных венерических заболеваниях, профилактике СПИДа (с привлечением специалистов). | 6 | - | 6 |
13. «Ступени моего развития». Анкетирования, тестирования. | 2 | - | 2 |
14. Душа и духовность. Проведение беседы с привлечением священнослужителей. | 2 | 2 | - |
Итого: | 72 ч. |
.
1 год обучения.
№№ | Мероприятия | Дата проведения | Ответственный за проведение мероприятия |
1 | 1. Вводные занятия. Комплектование групп. Знакомство с Уставом, правами и обязанностями юного «Подростка». Знакомство с правилами поведения в ДДТ. Инструктаж по ТБ. 2.Мастер-классы по организации деловых отношений в группе, деловые игры. | сентябрь | руководитель клуба «Подросток» методисты, представители психологического центра |
2 | 1. Тренинговые занятия по темам (с привлечением психологов, медработников) 2. Встречи с работниками ГОВД (знакомство с уголовной ответственностью несовершеннолетних) 3. Мастер-классы по изготовлению воздушных змеев 4. Участие в городском и республиканском фестивале «Воздушные змеи» | октябрь | психологический центр, представитель горбольницы - руководитель клуба, представители ГОВД педагоги технического отдела |
3 | 1. «Общество и мы». Беседы-викторины о правилах поведения в обществе: а) «Быть добрым по привычке»; б) «Твои права и обязанности» 2. Конкурсы чтецов и плакатов «Молодежь – за здоровый образ жизни» 3. Детские и молодежные общественные движения города и Республики. Тест «Лидер ли я?» | ноябрь | ИДН, психологический центр, представители ГОВД методисты ДДТ; отдел образования и молодежной политики методисты ДДТ |
4 | 1. Новогодний огонек. 2. Конкурс елочных букетов 3. Конкурс кормушек 4. Экологическая викторина 5. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов. | декабрь | методисты ДДТ Комаров А.Ю., ПДО |
5 | 1. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов. 2. Коллективное творческое дело. Практические занятия 3. Душа и духовность. Беседа | январь | -педагог по обучению игре на гитаре методисты ДДТ священник |
6 | 1. Тренинговые занятия 2. Круглый стол. Встреча-беседа с воинами-интернационалистами 3. Малая Спартакиада | февраль | -методисты ДДТ; психологи центра - городской краеведческий музей, представители совета афганцев г. Канаш -Отдел образования и молодежной политики, представители ИДН, психологического центра |
7 | Профориентационная работа. 1.Мастер-классы с мастерами гильдии ремесленников при ТПП г. Канаш. 2. Поход на валяльную фабрику ООО «Север». Беседа. Знакомство с трудом мастеров. | март | - городской краеведческий музей, представители гильдии ремесленников - директор ООО «Север» |
8 | 1. Викторина «Эти годы позабыть нельзя», посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 2. Круглый стол «Встреча–беседа с ветеранами Великой отечественной войны». 3. Закон и порядок. Встреча с представителями ГОВД. Посещение тюрьмы. 4. Конкурс «А знаешь ли ты правила дорожного движения?» | апрель | методисты ДДТ -городской краеведческий музей, Совет ветеранов ВОВ представители ГОВД представители ГАИ |
9 | 1. Посещение пожарной части города. Встреча-беседа «Люди героической профессии» 2. Посещение Центра занятости населения. Анкетирование, компьютерное тестирование «Моя будущая профессия» 3. «Ступени моего развития». Анкетирования, тестирования. | май | представители ПЧ -директор городского центра занятости населения методисты ДДТ, представители психологического центра |
10 | Запись детей в спортивные, трудовые лагеря при ДДТ, школах города | июнь | Отдел образования и молодежной политики, ИДН, психологический центр |
2 год обучения.
№№ | Мероприятия | Дата проведения | Ответственный за проведение мероприятия |
1 | 1. Вводные занятия. Комплектование групп. Цели и задачи на новый учебный год. Инструктаж по ТБ. Выбор актива. Интерактивные игры. 2.Социальное проектирование. Знакомство с методикой составления социальных проектов 3. Туризм и краеведение. Первая медицинская помощь. Участие в республиканском конкурсе по пешеходному туризму. Туристический поход (2-3 дня) | сентябрь | методисты ДДТ, представители Психологического центра методисты ДДТ, ведущий специалист-эксперт ОО и МП администрации г. Канаш педагог по туризму |
2 | 1. Тренинговые занятия и беседы по темам (с привлечением психологов, медработников. Беседы по профилактике венерических заболеваний, о ранних абортах, ранней половой жизни) 2. Встречи с работниками ГОВД (Уголовная ответственность несовершеннолетних при различных видах преступлений: кража, грабеж, убийство, изнасилование, хулиганство, наркомания, распитие спиртных напитков) 3. Мастер-классы по изготовлению воздушных змеев 4. Участие в городском и республиканском фестивале «Воздушные змеи» 5. Занятия по коллективной организаторской деятельности. 1)Методика коллективного планирования в организации жизнедеятельности группы. 2)Методика и практика коллективной организаторской деятельности. 3)Игры и тренинги на сплочение коллектива, на контактность, на доверие. | октябрь | психологический центр, представители горбольницы - методисты ДДТ, представители ГОВД педагоги технического отдела методисты ДДТ, представители психологического центра |
3 | 1. «Государственное устройство в России». Беседы-викторины: 1) Конституционное устройство России и Чувашии. 2)Федеральный и региональный уровень государственной власти: проблемы и тенденции. 3)Местное самоуправление. Устав нашего города. 2. Конкурсы чтецов и плакатов «Молодежь – за здоровый образ жизни» 3. Занятия по социальной активности и компетентности: 1) Основные международные и национальные документы по правам человека. Современная концепция прав человека. Происхождение прав человека. 2) Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности юного гражданина. Закон и законность. 3) Законодательство Российской Федерации о правах учащихся. Защита прав учащихся. | ноябрь | - ИДН, психологический центр, представители ГОВД методисты ДДТ; отдел образования и молодежной политики - методисты ДДТ - ИДН, психологический центр, методисты ДДТ; отдел образования и молодежной политики |
4 | 1. Новогодний огонек. 2. Конкурс кормушек 3. Экологическая викторина 4. Занятия по социальной активности и компетентности: 1) Деловые игры. 2)Национальные и международные механизмы защиты прав человека. Деятельность правозащитных организаций. 5. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов. | декабрь | методисты ДДТ - ИДН, психологический центр, представители ГОВД методисты ДДТ; ОО и МП - Комаров А.Ю., ПДО |
5 | 1. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов. 2. Коллективная организаторская деятельность: 1)Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием, навыков принятия и исполнения решений. 2)Как организовать дело? Практикум "Конструируем КТД". 3) Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблем. Практические занятия 3. Беседа-проповедь в церкви «Умение просить, принимать помощь и приходить на помощь» | январь | -педагог по обучению игре на гитаре -методисты ДДТ священник |
6 | 1. Тренинговые занятия 2. Круглый стол. Встреча-беседа с воинами-интернационалистами 3.Малая Спартакиада 4. Профориентационная работа. -Мастер-классы с мастерами гильдии ремесленников при ТПП г. Канаш | февраль | -методисты ДДТ; психологи центра - городской краеведческий музей, представители совета афганцев г. Канаш -Отдел образования и молодежной политики, представители ИДН, психолог. центра - городской краеведческий музей, представители гильдии ремесленников |
7 | Профориентационная работа. 1. Мастер-классы с мастерами гильдии ремесленников при ТПП г. Канаш. 2. Поход на один из заводов города Знакомство с рабочими специальностями. 3. Занятия по развитию лидерских навыков: 1) Лидерство. Теория лидерства. Лидерский тренинг. Методика работы с группой. 2)Игры и тренинги на выявление лидерских и развитие личностных качеств. | март | - городской краеведч. музей, представители гильдии ремесленников -ОО и МП, ИДН методисты ДДТ, психолог. центр |
8 | 1. Круглый стол «Встреча–беседа с ветеранами Великой отечественной войны». 2. Закон и порядок. Встреча с представителями ГОВД. Посещение одной из колоний для несовершеннолетних Республики. 3. Ученическое самоуправление. Модели ученического самоуправления. "Дом самоуправления" - деловая игра. Деловая игра (технологическая схема деловой игры). Обучение интерактивным методам: творческие задания, работа в группах, обучающие игры. | апрель | -городской краеведческий музей, Совет ветеранов ВОВ - ГОВД, ИДН, отдел образования и молодежной политики - методисты ДДТ, представители психологического центра |
9 | 1. Культура родного края. Посещение краеведческих музеев г. Канаш и г. Чебоксары 2. Посещение Центра занятости населения. Анкетирование, компьютерное тестирование «Моя будущая профессия» 3. «Ступени моего развития». Анкетирования, тестирования. | май | -методисты ДДТ, директора музеев -директор городского центра занятости населения -методисты ДДТ, представители психологического центра |
10 | Запись детей в спортивные, трудовые лагеря при ДДТ, школах города | июнь | Отдел образования и молодежной политики, ИДН, психологический центр |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Вводные занятия. Комплектование групп. Ребята знакомятся друг с другом. Принимаются Устав, определяются права и обязанности юного «Подростка» на основе всеобщего голосования. Здесь же идет и выбор актива, выявление лидеров через специальные интерактивные игры: на знакомство, на контактность, на командную работу, на поднятие эмоционального фона, на честность и тренинги: на лидера, на доверие, на снятие напряжения в группах мальчик-девочка, на снятие агрессии, упражнения на экстрасенсорику.
Так же проводятся мастер-классы, где ставятся задачи демонстрации умения создать, регулировать и поддерживать эмоциональные деловые отношения в группе, интеграции усилий всех членов группы для решения социально-значимых задач. Ребята знакомятся с правилами поведения в ДДТ. Проводится Инструктаж по ТБ.
2. Тренинговые занятия.Опыт работы с детьми и подростками девиантного поведения показал, что одним из самых эффективных методов профилактической работы является подход "мотив - изменение поведения". Главное здесь - это тренинги, которые позволяют дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения. Во время реализации программы "Как найти себя" с детьми и подростками группы соцриска рекомендуется проведение тренингов с привлечением психологов по следующим темам:
Проведение тренингов по данным темам повысит уровень информированности подростков по проблемам, связанными с венерическими заболеваниями, ВИЧ/СПИД, будет способствовать профилактике негативных явлений среди молодежи и пропаганде здорового образа жизни. Просветительская и воспитательная работа направлена на формирование у подростков понимания того, что гарантия их счастья и здоровья – это, в первую очередь, здравомыслие, целомудрие, самоутверждение в социуме.
3. «Общество и мы». Данный раздел включает в себя проведение бесед о правилах поведения в обществе, с привлечением специалистов инспекции по делам несовершеннолетних, представителей городской администрации, депутатов, преподавателей школ, ПУ, психологов. Так же здесь проводятся занятия по правилам этикета так же с приглашением специалистов в области культуры, спорта, экономики, политики.
4. Профилактика негативных проявлений в молодежной среде. Здесь планируется проведение различных бесед с привлечением работников ГОВД, проведение различных конкурсов: плакатов, сочинений. Обязательно посещение тюрьмы. Так же рекомендуется установление тесный контакт с крупными промышленными предприятиями города, республики и их посещение. Уместно посещение кинотеатров, с целью просмотра специальных кино и видео-фильмов на соответствующие беседам тематики.
5. Коллективное творческое дело. Изучается метод коллективного планирования в организации жизнедеятельности группы. Практика коллективной организаторской деятельности. Методика организации летнего лагерного сбора. Стили работы Лидера. Стили работы: «Разящие стрелы», «Возвращающийся бумеранг», «Снующий челнок», «Плывущий плот», тестирование активистов с целью выявление Лидера гуппы.
6. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных советских бардов (Ю. Визбор, Б. Окуджава, А. Макаревич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др.).
Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа. Гитарная песня – это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть, услышать и ощутить красоту отечественной песенной культуры. Занятия с гитарой – это, прежде всего, интеллектуальная работа, в результате которой ребенок приобретает знания и практические навыки, развиваются его способности, поскольку интеллектуальные богатства добываются по собственной инициативе. Это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение ребята, научившиеся играть, привыкшие петь хорошие, добрые, умные и красивые песни, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников и усиливают проникновение этого репертуара в молодежную среду. Позиция педагога заключается в новых методах скоростного обучения игре на гитаре и подходе к процессу приобщения ребенка к искусству путем отбора наиболее ярких образцов песенного творчества.
7. Детские и молодежные движения. Знакомство ребят с детскими общественными организациями и объединениями города, республики, с программой их жизнедеятельности.
8. Первая медицинская помощь. Занятия проводятся с привлечением медработников. Ребята знакомятся с основами оказания медицинской помощи при различных травмах, ушибах, растяжениях.
9. Правила дорожного движения. Эти занятия проводятся с обязательным привлечением работников ГИБДД. Занятия как теоретические, так и практического характера: участие в ряде мероприятий по правилам дорожного движения с привлечением работников ГИБДД (викторины, Слет юных инспекторов движения)
10. Природа и мы. Участие в мероприятиях на экологическую тематику с привлечением специалистов отдела экологии: День птиц, конкурс чтецов и плакатов в защиту природы, конкурс экологических сказок; проведение различных природоохранных акций в защиту водоемов, птиц, бездомных животных и т.п.
Данные мероприятия очень важны в плане воспитания экологической культуры учащихся, любви, гуманности, сострадания к природе и братьям нашим меньшим – животным и птицам, а отсюда складываются такие понятия, как – любовь к Родине, Отчизне, людям.
Во все времена взрослые учили детей любить, понимать и беречь природу родного края, природу-кормилицу. Через любовь к природе воспитывались высокие нравственные качества: доброта, милосердие, любовь к Родине. В основе формирования экологической культуры должны лежать экологическое воспитание и образование. И здесь особая роль в воспитательно-образовательном пространстве принадлежит учреждению дополнительного образования.
11. «Молодежь – за здоровый образ жизни». В рамках этой тематики проводятся различные конкурсы: плакатов («Однополая любовь запрещена!», « Распитие спиртных напитков запрещено!», «Курение запрещено!», «Токсикомания запрещена!» и т.п.); конкурсы чтецов, спортивные состязания (Малая Спартакиада, комический хоккей, эстафеты). Так же целесообразно проведение бесед о различных венерических заболеваниях, профилактике СПИДа, наркомании, токсикомании (с обязательным привлечением специалистов соответствующего профиля)
12. «Ступени моего развития». Здесь проводятся анкетирования, тестирования совместно с психологами, как результат обучения за год.
13. Душа и духовность.Мы живем в период кризиса – политического, экономического, экологического. Однако, самый страшный кризис – нравственный. Поэтому, воспитание ребенка как в семье, так и в образовательном учреждении надо начинать с формирования духовности.
Цикл тем включает в себя проведение бесед с привлечением священнослужителей (христиан, мусульман).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Вводные занятия. Комплектование групп. Права и обязанности юного «Подростка». Выбор нового актива, выявление лидеров через специальные интерактивные игры: на контактность, на командную работу, на поднятие эмоционального фона, на честность.
Ребята повторяют правила поведения в ДДТ, знакомятся с целями и задачами на новый учебный год. Проводится Инструктаж по ТБ.
2. Тренинговые занятия (проводятся с привлечением психологов). Тренинги на снятие агрессии, на доверие, на умение выражать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение; умение просить, принимать помощь и приходить на помощь; умение выходить из конфликтных ситуаций, умение слушать других людей; тренинги «Мое будущее».
3. Социальное проектирование.Понятие - «Социальное проектирование». Методика составления социальных проектов. Технология социального проектирования.
Ресурсное обеспечение социальных проектов. Создание и реализация социальных проектов. Конкурс проектов.
4. Государственное устройство в России. Данные виды бесед рекомендуется проводить с приглашением представителей местных органов власти, местного самоуправления, депутатов различного уровня, преподавателей обществознания. Темы: Конституционное устройство России. Конституционное устройство Чувашии. Федеральный уровень государственной власти: проблемы и тенденции. Региональный уровень государственной власти.
Местное самоуправление. Устав нашего города.
5. Социальная активность и компетентность. Все занятия проводятся с приглашением специалистов. Темы:Основные международные и национальные документы по правам человека. Современная концепция прав человека. Происхождение прав человека. Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности юного гражданина. Закон и законность. Законодательство Российской Федерации о правах учащихся. Защита прав учащихся. Методика организации деятельности по защите прав учащихся. Деловые игры. Национальные и международные механизмы защиты прав человека. Деятельность правозащитных организаций.
6. «Гитара и песня». Знакомство с творчеством известных бардов: В. Высоцкого, А. Розенбаума, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, М. Круга, группой «Любэ», «ДДТ», «Машиной времени». Дальнейшее обучение игре на гитаре.
7. Коллективная организаторская деятельность. Методика коллективного планирования в организации жизнедеятельности группы. Методика коллективной организаторской деятельности. Практика коллективной организаторской деятельности. игры и тренинги на сплочение коллектива, на контактность, на доверие. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием (адекватное поведение в стрессовой ситуации). Развитие навыков принятия и исполнения решений. Как организовать дело? Практикум "Конструируем КТД". Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблем.
8. Первая медицинская помощь. Основы доврачебной помощи: при вывихах и переломах, способы транспортировки; при обморожениях и ожогах; при змеиных укусах и укусах клещей; при отравлении, обмороке, солнечном ударе. Способы искусственного дыхания.
9. Ученическое самоуправление. Модели ученического самоуправления. Обобщающее занятие "Дом самоуправления" - деловая игра. Детские общественные организации и объединения. Принципы и задачи детского самоуправления. Игра как средство развития самоуправления. Деловая игра (технологическая схема деловой игры). Обучение интерактивным методам: творческие задания, работа в группах, обучающие игры. Обсуждение и разрешение проблем.
10. Лидер ли я? Лидерство. Теория лидерства. Лидерский тренинг. Методика работы с группой. На данных занятиях ставятся задачи обучения ребят навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирования собственной деятельности, выработки партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков, формирования социально-нравственной позиции. Предполагается через систему занятий обучение детей и подростков (актива самоуправления: мэров, министров) навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес. Научить ребят умению оказывать сопротивление манипуляциям и групповому давлению, принимать решения; вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга. Здесь проводятся различные игры и тренинги на выявление лидерских и развитие личностных качеств.
11.«Молодежь – за здоровый образ жизни»! Здесь предусматривается активное участие ребят в различных конкурсах, месячниках, викторинах, беседах на тему здорового образа жизни с привлечением соответствующих специалистов.
12. «Ступени моего развития». По итогам всей работы за учебный год с ребятами проводятся различные анкетирования и тестирования с привлечением психологов.
13. Душа и духовность.Планируется проведение бесед с привлечением священнослужителей
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
Для успешной реализации программы и работы клуба «Подросток» должны быть созданы следующие условия:
- аудио-видеозаписыващая техника (магнитофоны, шнуры, видеомагнитофон или DVD);
- оргтехника (компьютеры, ноутбуки, принтер, ксерокс);
- фотоматериалы и альбомы;
- расходные материалы для оборудования кабинета (компьютерные столы, стулья);
2.Кадровые:
- специалист- психолог;
- педагоги дополнительного образования по различным направлениям деятельности (по необходимости - работа в группе двух педагогов одновременно):
- методист (1чел)
- педагоги-организаторы (1-2 чел)
3.Методические:
- фоно- и видеотеки;
- различный методматериал (литература, наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи).
Необходимо наличие отдельного помещения, где ребята чувствовали бы себя хозяевами, делали что-либо для его обустройства. Помещение необходимо оборудовать так, чтобы оно было по максимуму комфортно для подростков и при необходимости хотя бы частично заменяло им дом. Финансовая ответственность возникает по причине приобретения и содержания в помещении технических средств обучения.
Помещения для занятий должны быть теплыми, уютными, с хорошим освещением и вентиляцией. В них должны быть удобные столы и стулья.
- В кабинете по игре на гитаре - музыкальные инструменты: фортепиано, магнитофон, гитары.
- Для проведения деловых игр, тренингов, занятий, бесед, лекций зал должен быть теплым, хорошо освещенным, оборудован стеллажами (методкабинет или актовый зал). Программа составлена с учетом специфики контингента; предусматриваются необходимые перерывы между занятиями; преобладают наглядные и активные формы работы. Выделяется преобладание практических часов над теоретическими.
Так же предусматриваются выезды на природу (2-3 раза в год). Замечено, что это способствует созданию позитивного настроя, проявлению лучших качеств у подростков (товарищество, коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие), снимает стресс, агрессию.
В клубе могут заниматься дети и подростки в возрасте 11-16 лет.
Младшая группа –11-13 лет;
Старшая группа - 14-16 лет.
Это способствует лучшей организации занятий: выборе форм и методики проведения занятий; планированию объема работы, определение степени усвоения детьми конкретных знаний и навыков.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Ожидаемые результаты определяются в зависимости от возрастной группы и этапа освоения Программы.
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
К окончанию обучения на 1 этапе(начальная программа обучения)ребята должны:
- ознакомиться с целями и задачами клуба «Подросток», принять Устав клуба, избрать актив;
-освоение основных правил объединения, переход к статусному типу «участника»;
-освоение базовых принципов коллективно-групповой деятельности;
- принимать активное участие во всех проводимых мероприятиях;
- приобрести чувство эмоционального комфорта в коллективе сверстников;
- участвовать в коллективном планировании творческих дел;
- посещать кружок, студию, секцию (по интересам);
-освоение обучающих программ в соответствии с планом образовательной деятельности объединения;
- ознакомиться с возможностями информационных систем;
-начало формирования способности к рефлексии, этическому самоопределению
- приобрести опыт и знания, необходимые для общения со сверстниками, людьми старшего и младшего возраста
- учиться понимать не только свои нужды и потребности, но и других людей.
У детей должны развиться навыки и умения решения личных проблем и проблем межличностного характера в коллективе. В коллективе создается творческая атмосфера деятельности, добровольная и доброжелательная атмосфера деятельности.
Педагоги становятся старшими товарищами, создается актив из учащихся, способных быть примером для других.
К окончаниюобучения на 2 этапе (основной этап):
- умение самостоятельно оценивать свои успехи и неудачи, дать правильную оценку и совет своему товарищу;
-определение отношения к дальнейшим занятиям: любительское или профессиональное;
-профессиональное самоопределение;
-освоение организаторских навыков, необходимых для участия в проведении социально-значимых программ;
- приобретение преподавательских навыков по работе в качестве помощника руководителя коллектива;
- уметь готовить и проводить самостоятельно коллективные творческие дела;
-самоопределение по отношению к социально-этическим ценностям объединения и самостоятельный выбор типа статуса («участник», «член объединения»);
-освоение не менее одной обучающей программы
Критериями оценки уровней освоения Программы являются требования, предъявляемые к выпускникам каждого года обучения, и в соответствии с ними разработанные нормы контроля, результаты участия в различных мероприятиях, в различных творческих конкурсах, агитбригадах, профессиональное самоопределение.