Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок- путешествие

Урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка урока по развитию математической грамотности

Автор: Козлова Марина Дмитриевна

Место работы: МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска

Должность: учитель математики

Вид работы: методическая разработка занятия

Тема: Решение задач практического содержания

«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев.

«Воображение важнее, чем знание. Знание ограниченные, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, эволюцию».

Альберт Эйнштейн.

Математическая грамотность- это способность применять знания по математике в необходимом контексте. Это умение рассуждать языком математики. Также в математическую грамотность входит понятие о логике. Недостаточно просто использовать математические конструкции, необходимо делать логические выводы и привязки, создавать математические модели.

Математическая грамотность помогает людям понять роль математики в мире. Она способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Выделяют три составляющие математической грамотности: 

-умение находить и отбирать информацию;

- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;

- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Такие задания базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Тип урока: урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Формирование функциональной грамотности школьников;

Задачи:

Воспитательные:

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, сообразительность, логическое мышление.

Форма проведения занятия:

Решение математических задач, сопровождаемых исторической справкой.

Подготовка: назначенные учителем учащиеся заранее подготовили краткие сообщения.

Ход мероприятия:

Организационный момент (2 мин)

Основная часть (38 мин)

Вступительное слово учителя:

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на математическом занятии.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по железной дороге от станции Мельничный ручей до станции Санкт- Петербург..

 Для того чтобы начать путешествие, мы должны купить билеты на электричку до города Санкт- Петербург. Для этого нам надо справиться с заданием, т.е. решить задачу на вычисление стоимости проезда.

Задача:

Железнодорожный билет на электричку для взрослого стоит 60 рублей. Стоимость билета школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 1 взрослого. Какова стоимость билетов на всю группу?

Решение:
50% - это 0,5

Ответ: 510 рублей.

(5 баллов)

Учитель: 

Молодцы ребята! Билеты куплены, и мы с Вами отправляемся в путь. От станции Мельничный Ручей до станции Финляндский вокзал Санкт- Петербург.

Первая остановка- Всеволожская.

Около станции находится Старинная Свято- Троицкая церковь.

Давайте прослушаем небольшой рассказ:

Старинная Свято-Троицкая церковь в Рябово

Церковь старинная, построенная в начале 20-го века в пригородной деревеньке Рябово (нынче в составе города Всеволожск), с пятью главками-маковками и небольшой звонницей над входом. Церквушка была построена для петербургских дачников, которые на лето выбирались из Петербурга в сосновые леса нынешнего Всеволожска. Службы регулярные, причем церковь имеет счастливую участь - тут службы не прекращались даже в советское время. Хотя был пожар, от которого деревянный храм серьезно пострадал. Но сейчас все позади, церковь отремонтирована и радует и душу, и глаз. Место очень спокойное и душевное.

Задача:

Сколько лет данной постройки вы узнаете, если решите уравнение:

5(х+40) = 4(х+ 75)

Ответ: 100 лет.

(3 балла)

Следующая станция- Бернгардовка:

Станция Бернгардовка расположена неподалеку от города Всеволожска, который находится на расстоянии в 20 км от Петербурга. Когда-то здесь было большое имение, принадлежавшее старинному роду Всеволожских, а управляющим в нем служил швейцарец Ганс Бернгард. На заработанные деньги Бернгард купил участок земли рядом с имением Всеволожских и построил на нем мызу. Когда прокладывали Ириновскую железную дорогу, она пересекла участок, принадлежавший Бернгарду. Согласно легенде, в качестве компенсации за нанесенный ущерб практичный швейцарец потребовал, чтобы на его участке сделали станцию и назвали ее Бернгардовка.

Давайте решим еще одну задачу:

Задача.

Расстояние между станцией Всеволожская и Бернгардовка 2 мили (1 миля сухопутная = 1,609 км (применяется в настоящее время в США). Сколько километров составляет расстояние от Всеволожска до Бернгардовки.

Ответ: 3, 218 км

(3 балла)

Учитель: Ребята, а что мы видим…(Памятный километровый столб).

На станции Ковалево находится Памятный километровый столб, установленный на обочине ж/д линии. Такие столбы установлены на трассе «Дорога жизни», от станции Ржевка до станции Ладожское озеро. Решив задачу, мы узнаем, сколько Памятных километровых столбов находится по шоссе «Ржевка- Ладожское озеро» и сколько монументов.

Задача.

Найти два числа, сумма которых равна 53, а их произведение 322.

Ответ: 7 монументов и 46 Памятных столбов.

(5 баллов)

Перечислите данные монументы:

1. Разорванное кольцо

2. Музей «Дорога жизни»

3. «Цветок жизни»

4. Мемориал «Невский пятачок»

5. Мемориал «Синявинские высоты»

6. Музей- заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»

7. Музей «Кобона: Дорога жизни»

По ж/д стоят 56 Памятных столбов.

Учитель:. А мы продолжаем.

Следующая станция- Ржевка. Но Ржевка-Пороховые на самом деле имеет к историческим поселениям Ржевка и Пороховые довольно опосредованное отношение. Обе эти деревни находились, соответственно, севернее и южнее современного спального района. И до сих пор исторический район Ржевка существует как отдельный топоним.

Задача.

Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами рисунок , на котором изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг.

1 кг = 1000 г

1000:8*1 = 125 (г)

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

(3 балла)

Следующая станция- Пискаревка.

А это район Пискаревка. Активная жизнь пришла на Пискарёвку в 1960х годах. В наше время Пискарёвка остаётся всё тем же уютным и зелёным спальным районом, коим была и в советское время. Парк имени Академика Сахарова - одно из самых интересных мест на Пискарёвке. Дело в том, что парк, названный в честь выдающегося русского учёного Андрея Дмитриевича Сахарова, создавшего водородную бомбу, решили посвятить теме радиации. Хотя правильнее будет сказать, что тематику парку задала его главная достопримечательность - "Колокол мира", установленный в парке в 1988 году, тогда как современное название парку дали уже после установки колокола, в 1996.

Задача:

Электричка проехала 16 км от станции Мельничный Ручей до станции- Пискаревка за 25 минут Какова скорость электрички? Ответ дайте в км/ч.

1) 25 минут= 25/ 60 ч= 5/12 ч

2) 16 : 5/12= 38,4 (км/ч)

Ответ: 38,4 км/ч

(5 баллов)

А это станция- Кушелевка.

Ку́шелевка — узловая железнодорожная станция в Санкт-Петербурге, расположенная на Соединительной линии Октябрьской железной дороги. Станция находится между Полюстровским проспектом и Политехнической улицей, рядом с началом улицы Карбышева. Электрифицирована в 1958 году в составе участка Финляндский вокзал — Мельничный Ручей.

Задача:

На диаграмме представлено количество осадков, выпадающих в

среднем за год в Санкт- Петербурге

( 3 балла)

Прошло 38 минут и мы на платформе Финляндского вокзала.

За время путешествия мы очень проголодались. Для этого мы с вами отправимся в ближайший магазин за продуктами.

Задача: День недели - среда. По средам в некоторых магазинах действуют скидки. В нашей копилке 700 руб. Мы решили купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находятся магазины со следующими ценами на интересующий товар. Давайте выберем, в какой же магазин нам отправиться за самой выгодной покупкой?

Наименование товаров

«Пятёрочка»

+5% скидка

«Магнит»

+ 10 %

1

Батон

30 рублей

33 рублей

2

Буханка черного хлеба

27 рублей

28 рублей

3

Пакт кефира

53 рубля

59 рублей

4

Упаковка сосисок

283 рублей

 275 рублей

5

Пряники

56 рублей

 59 рублей

Решение:

Ответ: самая выгодная покупка в магазине Магнит, 408,6 руб.

(5 баллов)

Учитель:

Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, сейчас мы с вами подведем итоги, подсчитаем баллы.

(учитель проводит рефлексию, подводит итог занятия)

Кто набрал в сумме:

29- 32 баллов – отметка «5»

21- 28 баллов- отметка «4»

16- 20 баллов- отметка «3».

Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы поняли как связаны между собой учебник математики, билет, покупка? (Ответы детей)

- Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке вы пополнили свои знания? (Ответы детей)

- Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? (Ответы детей)

- Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? (Ответы детей)

- Что на уроке показалось вам трудным? (Ответы детей)

- Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? (Ответы детей)

Итак, вы сегодня решали разные типы задач, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний прожить очень тяжело.

Домашнее задание

А теперь, запишите домашнее задание.

Придумать свою задачу практического характера

Спасибо за урок! Урок окончен!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области