Конспект НОД в средней группе
Тема: «Дикие и домашние животные» (сюжетно-дидактическая игра)
Составила: воспитатель средней группы Андреева О.Д.
Цель: формирование первичных представлений о домашних и диких животных, умения группировать животных по местам обитания.
Задачи:
1. Формировать первичные представления о диких и домашних животных;
2. Формировать умение распознавать и группировать изображенных на рисунках животных по местам их обитания;
3. Развивать познавательный интерес, логическое мышление;
4. Обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную речь;
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Методы и приемы:
1.Словесный (беседа, вопросы к детям);
2.Наглядно–демонстрационный (картинки с животными),
3.Игровой (физминутка, игры).
Материалы и оборудование: Мольберты, иллюстрации с изображением диких и домашних животных, предметные картинки (лес, скотный двор), мягкая игрушка Ежик.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «Домашних животные» и «Дикие животные»;
- Дидактическая игра «Кто где живет», «Найди пару»;
- Чтение русских народных сказок, потешек и загадок о животных;
- Дидактическая игра «Закончи предложение»;
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас поиграть, давайте встанем все в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся…
И друг другу улыбнёмся
А теперь, посмотрите, кто к нам пришел, и подарите улыбку.
Молодцы! Садитесь на свои места.
Воспитатель: Ой, ребята, я, кажется, слышу чей-то голос…(достает из коробки Ёжика и разыгрывает перед детьми сценку с игровым персонажем).
- Ребята, как же хорошо, что я попал к вам в сад. Вы знаете, сегодня утром я пошел в гости к своей подруге Маше. Она дала мне важное поручение – накормить ее домашних животных. Я так увлекся, что забыл закрыть калитку. И все животные убежали в лес. И теперь они заявили мне, что будут жить в лесу. Что же я скажу Маше?
Воспитатель: Да, ребята, вот это история! Но, может, ничего страшного? Пусть живут, где хотят.
Дети: нет, нельзя, животные могут погибнуть. Домашние животные не смогут жить в лесу, их могут съесть дикие звери – волки, например.
Если дети не сразу догадаются, что домашние животные не смогут жить в лесу, а дикие – в других, не привычных местах обитания, то надо подвести их к этой мысли с помощью подводящего диалога.
Воспитатель: Ай, ай, ай, ребята, что делать? (Дети: надо развести животных по их домам)
Воспитатель: А кто сможет развести животных по домам? (Дети: Мы)
Воспитатель: Какие дома нам нужны? (Дети: лес и скотный двор)
Такое название, как скотный двор, дети могут и не знать. Надо им подсказать.
Воспитатель: Очень хорошо. Тогда вам придется отправиться в небольшое путешествие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Ежик передал нам посылку. На посылке написано: «Для друзей». Посмотрим, что в этой посылке. Достаем два плаката с изображением скотного двора и леса, и картинки с животными.
Воспитатель: У нас есть карточки с животными, Похоже, именно их надо развести по «домам». Есть еще 2 плаката. Что изображено на первом плакате? (Дети: лес).
- А на втором? (Дети: подворье или скотный двор)
Прикрепить плакаты к мольбертам.
Воспитатель: Итак, вам предстоит развести животных по их домам, чтобы они не заблудились.
- Я очень переживаю, справитесь ли вы без моей помощи? (Дети: справимся)
- Я все же боюсь отправлять вас по одному. Как вы думаете, почему? (Дети: чтобы мы помогали друг другу)
- Тогда можно отправиться в путешествие по двое, парами.
Далее напоминаем правила игры:
- спасать животных отправляемся по двое;
- получаем карточку с изображением животных;
- обсуждаем, что это за животное, домашнее или дикое, где обитает;
- прикрепляем карточку к нужному мольберту и садимся на место.
- Итак, ребята, по сколько человек ко мне подходят? (Дети: по двое)
- Что делаем в парах? (Дети: обсуждаем, куда прикрепить картинку)
- После того, как прикрепили картинку, куда надо вернуться? (Дети: на свое место)
-Готовы? Подходим ко мне парами. (Стимулируем детей к выбору пары, даем каждой паре по одной картинке, отправляем их по указанному маршруту и отслеживаем, чтобы дети в парах взаимодействовали.)
Вопросы подводящего диалога могут быть такими:
- Кто это?
- Что вы видите вокруг животного?
- Где оно живет?
- Значит, это дикое или домашнее животное? И др.
Воспитатель: Молодцы, ребята, такую сложную работу проделали. Вы, наверное, немного устали, давайте с вами отдохнем.
Физминутка.
По полянке мы шагаем (Маршируют на месте)
И медведя там встречаем (Раскачивание туловища)
Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте. (Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса. (Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)
Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим. (Бег на месте на носках)
Вот волчата спинку выгнули (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнули. (Легкий прыжок вверх)
Подражаем мы зайчишке (Ладони на голову, подскоки)
Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра,
Заниматься нам пора. (Вернуться на места)
Воспитатель: Мы с вами немного передохнули, а наши новые друзья тоже хотят с вами поиграть!
Игра: «Кого не хватает?»
Сначала выставляем в ряд игрушки диких животных, даем инструкцию детям, чтобы они запомнили их. Накрываем игрушки платком и убираем одну игрушку. Задача детей, узнать, кого не хватает.
Воспитатель: Как можно назвать, одним словом этих животных? (Дети. Дикие животные.)
Воспитатель: Почему их так называют? (Дети: Потому, что они сами по себе живут в лесу и строят себе жилища)
Воспитатель: Молодцы!
Тоже самое повторяем с домашними животными.
Воспитатель: Ежик, скажи, все ли животные вернулись домой?
Ёжик: Да. Спасибо вам, ребята, я поскорее побегу домой, ведь там меня ждут мои друзья.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе встанем в круг.
Выходи, скорей, дружок,
И вставай со мной в кружок.
За руки возьмемся,
Друг другу улыбнемся!
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились?
- Как вы помогли животным? (дети отвечают)
Рефлексивный этап
- Что сегодня особенно понравилось?
-Что запомнилось, было интересным? (дети отвечают)
Перспективный этап
- Молодцы, ребята. Вы помогли Ёжику, а он оставил вам небольшие подарочки. (раскраски животных). Вы сейчас немного передохнете, а потом мы раскрасим наших животных и украсим ими наш красивый плакат.
(Можно предложить рассказать о диких и домашних животных родителям, узнать о других животных, продолжить игру).