Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 имени Героя Российской Федерации Медведева Сергея Юрьевича»
Статья На тему: Кто такие дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями)
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории
Мухлыгина Елена Валерьевна.
Бийск, 2024 г.
По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) : -дети – инвалиды Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты Федеральный закон №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Статус инвалида присваивает бюро медико - социальной экспертизы. - Дети с ОВЗ Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий. Федеральный закон №273 "Об образовании в РФ" Различают следующие категории детей с ОВЗ : Категория "Обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК В чем разница статусов? Обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. При у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид. И не каждому ребенку - инвалиду требуются специальные условия для получения образования. Например, ребенок с сахарным диабетом не нуждается в специальных условиях для обучения. Следовательно он не имеет статус ребенка с ОВЗ. Статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида может быть и у одного ребенка. Например, глухой ребенок получает статус - инвалид и статус ребенка с ОВЗ. Причины возникновения нарушений: - Эндогенные - генетические, наследственные ( болезнь Дауна, синдром Тернера и тп) - Экзогенные - факторы среды: * Внутриутробные (пренатальные) факторы (нарушение функций плаценты, применение некоторых лекарственных препаратов на ранних сроках беременности, несовпадение резус факторов матери и ребенка, инфекционные болезни матери во время беременности, физические и психические травмы, вредные и противозаконные привычки, интоксикации токсичными веществами, инфекционные заболевания), * Родовые (натальные) факторы ( асфиксия, гипоксия, травмы во время родов, стремительные или затяжные роды), * Послеродовые (постнатальные) факторы ( черепно - мозговые травмы, инфекционные заболевания, интоксикации, воздействие запрещенных препаратов, а так же никотина и алкоголя). Обучение детей с ОВЗ Формы обучения детей с ОВЗ: - в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы, - в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы, - в коррекционном саду или коррекционной школе, - надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении), - семейное образование. ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образования. В школах виды ФГОС разделены на следующие категории образования: Для ДОО существует ФГОС дошкольного образования. Если ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательной группе или в общеобразовательном классе, для него создают: АОП (Адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка), АООП (Адаптированную основную образовательную программу,которая пишется на уровень образования - например, младшее звено), ИУП (Индивидуальный учебный план, разрабатывающийся с учетом потребностей конкретного ребенка), СИПР (Специальную индивидуальную программу развития, разрабатывается для ребенка, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой). Перед поступлением в школу ребенок с ОВЗ проходит Психолого - медико - педагогическую комиссию. По рекомендации ПМПК ребенок с ОВЗ может пойти в школу с 8 лет. ПМПК в зависимости от тяжести нарушения предлагает обучение по одному из четырех вариантов: 1. Если ребенок близок к возрастной норме и может усваивать общеобразовательную программу, 2. Если ребенок может усваивать общеобразовательную программу, но ему необходимо больше времени на усвоение, 3 Ребенок может учится, но не сможет усвоить весь материал доже за больший срок, 4. У ребенка индивидуальный уровень конечных результатов ( дети с УО или с множественными нарушениями). Родители могут не предоставлять результаты ПМПК в школе или саду, но они должны понимать, что тогда для их ребенка не будут созданы специальные условия обучения (например, не будет тьютора), с ним не будут работать специалисты, рекомендованные ему ПМПК ( педагог - психолог, учитель - дефектолог, логопед). После окончания начальной школы ребенок снова проходит ПМПК. Возможные варианты развития событий: - диагноз снимают, - диагноз продляют, - диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей. Если в конце обучения ребенок с ОВЗ не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении и может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Если ребенок с ОВЗ получает атестат, то он может пойти в среднее или высшее учебное заведение. Мне бы хотелось донести, что дети с ОВЗ – такие же дети, как и все, и к ним точно так же необходимо искать индивидуальный подход. Мне бы очень хотелось, чтобы родители научили своих детей, да и сами научились бы, правильно реагировать на ребенка со слуховым аппаратом или на ребенка с болезнью Дауна. Чтобы к людям пришло осознание, что мы все равные, все дети заслуживают хорошей жизни, заслуживают уважения. |