муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 73» города Ставрополя
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
в подготовительной группе № 7 «Фиалка»
Тема: «Сундучок бабушки Агафьи»
в рамках реализации третьей годовой задачи
«Воспитание у детей ценностного отношения к культурным народным традициям в синтезе жанров русского народного творчества и на основе сотрудничестве всех участников образовательных отношений»
Воспитатель
Чернышова И.А.
Ставрополь, 2024
Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважительное отношение и чувство гордости за свою страну в процессе ознакомления с жанрами народного творчества: народными промыслами.
Образовательные задачи: формировать у детей представление о народном искусстве как виде творческой деятельности людей.
Развивающие задачи: развивать у детей интерес к народному искусству, эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое развитие.
Материалы и оборудование: клей, кисточки, салфетки бумажные, клеенки, квадратики из ткани, полотно из ткани, сундучок, вязаная салфетка, рушник, покрывало из лоскутков.
Содержание деятельности:
Введение в ситуацию (организация)
1. Коммуникативная деятельность
Воспитатель: Ребята, помните, у нас в детском саду была выставка кукол в русских народных костюмах? (ответы детей: да).
Воспитатель: Для этой выставки одежду куклам сшили родители и воспитатели. Как вы думаете, кто шил одежду в старину? (предполагаемые ответы детей: мамы, бабушки).
Воспитатель: Давным-давно, на Руси всю одежду для семьи женщины шили сами. Самые лучшие свои наряды деревенские жители передавали по наследству: от матери к дочери, от отца к сыну, от бабушки к внучке. Не поносишь старого – не носить и нового. Кроме одежды они также шили и всё, что было необходимо в доме – рушники (полотенца, занавески на окна, постельное бельё, одеяла, подушки).
Воспитатель: Ребята, как назывались люди, которые занимались рукоделием? (предполагаемые ответы детей: рукодельницы, мастерицы)
Воспитатель: Ребята, я сегодня к нам в гости пригласила одну известную рукодельницу.
Входит бабушка Агафья в народном костюме с сундучком.
Бабушка Агафья: Здравствуйте, меня зовут бабушка Агафья. Я народная мастерица. Слышала, у вас в детском саду проходит проект «Мастерская народного творчества». И поэтому меня позвали в гости к вам.
Воспитатель: Проходите, бабушка Агафья, мы очень рады, что вы к нам пришли.
Бабушка Агафья: А пришла я к вам не с пустыми руками, а с подарками.
Бабушка Агафья достает из сундука вязаную салфетку, вышитый рушник и
накидку на стол сшитую из квадратиков, а посередине дырка.
Бабушка Агафья: Ох, ох, ох, что же делать? Хотела вам накидку подарить, а ее мыши прогрызли. Что же делать?
2.Создание проблемной ситуации
Проектирование решения проблемной ситуации.
Воспитатель: Не расстраивайся бабушка Агафья.
Ребята, хотите сегодня стать настоящими мастерами и мастерицами? (ответы детей: да)
Бабушка Агафья научишь нас с ребятами и педагогами сделать такую накидку?
Бабушка Агафья: С большим удовольствием. Но сначала, я вам расскажу, что такое лоскутное шитье. В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии. Придумывали узор, в композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям. Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён.
Лоскутное шитье - это один из традиционных видов народного творчества, искусство соединения небольших разноцветных лоскутков ткани в единое целое, путём сшивания.
Бабушка Агафья: Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками: пэчворк, квилт, текстильная мозаика, текстильный коллаж и т. д.
Воспитатель: Бабушка Агафья, у нас нет иголок и швейных машинок, как же мы будем соединять лоскутки?
Бабушка Агафья: Мы не станем шить на швейной машинке, а будем приклеивать на ткань цветные лоскутки, а потом собирать их в единую композицию.
3.Решение проблемы в продуктивной деятельности
Воспитатель: Что тогда нам понадобиться для работы?
Бабушка Агафья: Для работы нам понадобятся клей, кисточки, салфетки, квадратики из ткани и квадратная основа.
Воспитатель: Бабушка Агафья, у нас есть все, что нужно для изготовления накидки.
Ребята, поиграем в игру прежде, чем приступить к работе? (ответы детей: да)
Народная игра «Клубок»
Дети становятся в хоровод
Передаем клубок по кругу и говорим слова.
По рукам клубок катай,
Воеводу выбирай.
Воевода, воевода,
Выходи из хоровода!
Воевода изображает действия рукоделия (шьет, вяжет, плетет, вышивает)
Воспитатель: Проходите к столам.
Дети изготавливают каждый свой квадратный элемент, приклеивают лоскутки него.
Воспитатель: Какие красивые квадратики получились. Создадим свою композицию? (ответы детей: да)
Бабушка Агафья: Какие, ребята вы молодцы! Какое красивое покрывало у вас получилось.
4.Подведение итогов, анализ.
- Ребята, как вы думаете, легко ли заниматься рукоделием?
- Какими качествами необходимо обладать рукодельницам и мастерицам?
- Как называется техника, в которой мы изготовили покрывало?