Развитие интереса старших дошкольников к художественной литературе на основе информационно-коммуникационных технологий
Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития интереса старших дошкольников к художественной литературе, как одна из задач ФОП ДОО. Информационно-коммуникационные технологии, представлены как средство развития интереса к художественной литературе у старших дошкольников.
Ключевые слова: интерес, развитие интереса, художественная литература, старшие дошкольники, информационно – коммуникационные технологии.
В наш век гаджетов и IT –технологий очень важно привить любовь ребенка к книге с самого детства, сформировать интерес к различным жанрам художественных произведений, желание сначала слушать, а потом и самим читать.
Вопросами развития интереса занимались многие специалисты, все они отмечают важность художественной литературе во всестороннем развитии дошкольника. Представляют список детских произведений к изучению по возрастам, а также предлагают методические рекомендации по развитию интереса к художественной литературе, такие как: использование игр, бесед, создание проблемных ситуаций, использование современных педагогических технологий, среди которых информационно-коммуникационные технологии. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования[1].
Для того, чтобы понять, как вызвать у детей дошкольного возраста интерес к художественной литературе, необходимо рассмотреть в чем же особенность самого понятия «интерес». Г.И. Щукина понимает интерес как эмоциональный процесс, который вызывается желанием узнать что-то новое об объекте, вызывая усиленное внимание к нему. Это одна из основных естественных эмоций, при этом интерес считается доминирующей эмоцией у всех нормальных и здоровых людей [2, с. 20].
В науке категория интереса, от латинского слова «interest», что означает «иметь значение», является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему миру [3, с. 25].
Понимание интереса как психолого-педагогической проблемы начало формироваться в конце XVIII века, признавая Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и Д. Дидро первыми представителями научного подхода к ее разрешению. Впоследствии, этой проблеме было уделено внимание и такими исследователями, как В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.
Интерес к художественной литературе еще называют читательским интересом и в старшем дошкольном возрасте представляет собой процесс личностного развития, проявляющийся в осознанном и избирательном отношении к выбору литературы для удовлетворения потребностей в познании и художественно-эстетических переживаниях. Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на умственное, нравственное, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, поэтому необходимо целенаправленно развивать интерес к художественной литературе у старших дошкольников.
Для того, чтобы достичь целевых ориентиров, прописанных в ФОП ДОО: «ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок сказок, рассказов, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра; ребенок проявляет интерес и/или с желанием слушает художественные произведения» [4, с.24] педагоги применяют различные формы, методы, средства, приемы, составляют специальные программы, проекты.
О.С. Ушакова, С.Ю. Кондратьева называет наиболее эффективные методы развития у детей интереса к художественной литературы:
беседы со взрослыми, помогающие лучше понять смысл литературных произведений;
-театрализация сюжета (или отдельных эпизодов), дающая драме возможность лучше прочувствовать характеры и поступки героев произведений;
- иллюстративное рисование по сюжетам литературных явлений;
- использование современных педагогических технологий [5, с. 124].
Так как некоторые родители, недооценивая важность художественной литературы, перестают читать своим детям, предпочитая использовать электронные аудиовизуальные средства для знакомства с окружающим миром. Такая практика приводит к тому, что современные дошкольники вырастают вне книжной культуры, что отрицательно сказывается на их умственном развитии. Поэтому работа с родителями по поводу чтения детям дома очень важна.
З.А. Гриценко ставит задачей – найти средства для воспитания в ребенке грамотного читателя, чтобы общение с книгой стало для него интересным, полным необычайных открытий и наслаждения новым занятием. Решая эту задачу, автор предлагает проводить с детьми 5-7 лет занятия по литературе следующих видов:
1) тематическое – приобщение дошкольников к ведущим темам детской литературы;
2) теоретическое – знакомство детей с доступного их возраста теоретическими понятиями для выявления художественных особенностей текста;
3) творческое – развитие творческого потенциала дошкольников;
4) аналитическое-анализирование текста с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественную сущность [6, с. 136].
Надо сказать, что на современном этапе развития дошкольного образования, широко применяются информационно-коммуникационные технологии, которые так же возможно использовать как средство развития интереса к художественной литературе у старших дошкольников.
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии уверенно входят в жизнь дошкольных учреждений. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно – образовательном процессе дошкольных учреждений, что позволяет:
- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
- В доступной форме: ярко, образно преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков, талантов.
К преимуществам использования презентации с целью развития интереса к художественной литературе также можно отнести:
- обеспечение наглядности, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
- показ фотографий, рисунков, и быстрота, удобство их воспроизведения;
- проигрывание аудиофайлов (например, фрагментов произведений при проведении викторины);
- возможность проследить с помощью заголовков на каждом слайде за ходом изложения материала;
- осуществление интеграции межпредметных связей;
- экономия времени для читательской деятельности на занятии и для использования других педагогических технологий;
- соблюдение принципов здоровьесберегающих технологий: возможность организации смены видов деятельности, проведения физкультминуток и т.д.
Методика развития интереса старших дошкольников к художественной литературе требует специального подхода со стороны педагогов. Важно создать комфортную образовательную среду, в которой ребенок сможет свободно выражать свои чувства и эмоции, а также интерпретировать произведения искусства согласно своему восприятию. Педагоги должны применять разнообразные методы и приемы, стимулирующие интерес к чтению и развивающие воображение, творческое мышление и внимание старших дошкольников.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении при развитии и обучении детей являются достаточно спорной технологией, имеют как положительные, так и негативные стороны применения. Понимая всю сложность и многогранность этой проблемы, можно предположить, что использование компьютерной техники на занятиях с детьми дошкольного возраста при соблюдении методических рекомендаций, разработанных с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также гигиенических норм, поможет подготовить ребенка к жизни в современном информационном обществе. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание и познавательный интерес. Возможности компьютера помогают увеличить объем предлагаемого для ознакомления с художественным произведением и развитием интереса к нему.
Литература