Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие интереса старших дошкольников к художественной литературе на основе информационно-коммуникационных технологий

Познакомить педагогов с проблемами развития интереса старших дошкольников к художественной литературе, как одной из задач ФОП ДОО. Информационно-коммуникационные технологии, представить как средство развития интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие интереса старших дошкольников к художественной литературе на основе информационно-коммуникационных технологий

Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития интереса старших дошкольников к художественной литературе, как одна из задач ФОП ДОО. Информационно-коммуникационные технологии, представлены как средство развития интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Ключевые слова: интерес, развитие интереса, художественная литература, старшие дошкольники, информационно – коммуникационные технологии.

В наш век гаджетов и IT –технологий очень важно привить любовь ребенка к книге с самого детства, сформировать интерес к различным жанрам художественных произведений, желание сначала слушать, а потом и самим читать.

Вопросами развития интереса занимались многие специалисты, все они отмечают важность художественной литературе во всестороннем развитии дошкольника. Представляют список детских произведений к изучению по возрастам, а также предлагают методические рекомендации по развитию интереса к художественной литературе, такие как: использование игр, бесед, создание проблемных ситуаций, использование современных педагогических технологий, среди которых информационно-коммуникационные технологии. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования[1].

Для того, чтобы понять, как вызвать у детей дошкольного возраста интерес к художественной литературе, необходимо рассмотреть в чем же особенность самого понятия «интерес». Г.И. Щукина понимает интерес как эмоциональный процесс, который вызывается желанием узнать что-то новое об объекте, вызывая усиленное внимание к нему. Это одна из основных естественных эмоций, при этом интерес считается доминирующей эмоцией у всех нормальных и здоровых людей [2, с. 20].

В науке категория интереса, от латинского слова «interest», что означает «иметь значение», является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему миру [3, с. 25].

Понимание интереса как психолого-педагогической проблемы начало формироваться в конце XVIII века, признавая Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и Д. Дидро первыми представителями научного подхода к ее разрешению. Впоследствии, этой проблеме было уделено внимание и такими исследователями, как В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.

Интерес к художественной литературе еще называют читательским интересом и в старшем дошкольном возрасте представляет собой процесс личностного развития, проявляющийся в осознанном и избирательном отношении к выбору литературы для удовлетворения потребностей в познании и художественно-эстетических переживаниях. Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на умственное, нравственное, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, поэтому необходимо целенаправленно развивать интерес к художественной литературе у старших дошкольников.

Для того, чтобы достичь целевых ориентиров, прописанных в ФОП ДОО: «ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок сказок, рассказов, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра; ребенок проявляет интерес и/или с желанием слушает художественные произведения» [4, с.24] педагоги применяют различные формы, методы, средства, приемы, составляют специальные программы, проекты.

О.С. Ушакова, С.Ю. Кондратьева называет наиболее эффективные методы развития у детей интереса к художественной литературы:

беседы со взрослыми, помогающие лучше понять смысл литературных произведений;

-театрализация сюжета (или отдельных эпизодов), дающая драме возможность лучше прочувствовать характеры и поступки героев произведений;

- иллюстративное рисование по сюжетам литературных явлений;

- использование современных педагогических технологий [5, с. 124].

Так как некоторые родители, недооценивая важность художественной литературы, перестают читать своим детям, предпочитая использовать электронные аудиовизуальные средства для знакомства с окружающим миром. Такая практика приводит к тому, что современные дошкольники вырастают вне книжной культуры, что отрицательно сказывается на их умственном развитии. Поэтому работа с родителями по поводу чтения детям дома очень важна.

З.А. Гриценко ставит задачей – найти средства для воспитания в ребенке грамотного читателя, чтобы общение с книгой стало для него интересным, полным необычайных открытий и наслаждения новым занятием. Решая эту задачу, автор предлагает проводить с детьми 5-7 лет занятия по литературе следующих видов:

1) тематическое – приобщение дошкольников к ведущим темам детской литературы;

2) теоретическое – знакомство детей с доступного их возраста теоретическими понятиями для выявления художественных особенностей текста;

3) творческое – развитие творческого потенциала дошкольников;

4) аналитическое-анализирование текста с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественную сущность [6, с. 136].

Надо сказать, что на современном этапе развития дошкольного образования, широко применяются информационно-коммуникационные технологии, которые так же возможно использовать как средство развития интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии уверенно входят в жизнь дошкольных учреждений. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно – образовательном процессе дошкольных учреждений, что позволяет:

- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.

- В доступной форме: ярко, образно преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста.

- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков, талантов.

К преимуществам использования презентации с целью развития интереса к художественной литературе также можно отнести:

- обеспечение наглядности, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;

- показ фотографий, рисунков, и быстрота, удобство их воспроизведения;

- проигрывание аудиофайлов (например, фрагментов произведений при проведении викторины);

- возможность проследить с помощью заголовков на каждом слайде за ходом изложения материала;

- осуществление интеграции межпредметных связей;

- экономия времени для читательской деятельности на занятии и для использования других педагогических технологий;

- соблюдение принципов здоровьесберегающих технологий: возможность организации смены видов деятельности, проведения физкультминуток и т.д.

Методика развития интереса старших дошкольников к художественной литературе требует специального подхода со стороны педагогов. Важно создать комфортную образовательную среду, в которой ребенок сможет свободно выражать свои чувства и эмоции, а также интерпретировать произведения искусства согласно своему восприятию. Педагоги должны применять разнообразные методы и приемы, стимулирующие интерес к чтению и развивающие воображение, творческое мышление и внимание старших дошкольников.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном учреждении при развитии и обучении детей являются достаточно спорной технологией, имеют как положительные, так и негативные стороны применения. Понимая всю сложность и многогранность этой проблемы, можно предположить, что использование компьютерной техники на занятиях с детьми дошкольного возраста при соблюдении методических рекомендаций, разработанных с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также гигиенических норм, поможет подготовить ребенка к жизни в современном информационном обществе. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание и познавательный интерес. Возможности компьютера помогают увеличить объем предлагаемого для ознакомления с художественным произведением и развитием интереса к нему.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области