Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Профессия педагога относится к профессиям системы «человек – человек», то есть наша деятельность невозможна без общения с другими людьми. Представители профессии «человек – человек» из-за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Занятие №2 Психолого-педагогического факультета

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Добрый день, коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи:«Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Наверняка каждый из вас успел на себе в той или иной степени испытать данный синдром. И это неудивительно, потому что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Профессия педагога относится к профессиям системы «человек – человек», то есть наша деятельность невозможна без общения с другими людьми. Представители профессии «человек – человек» из-за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе. И все это оказывает очень сильную нагрузку на нашу психоэмоциональную сферу.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

— усталость, истощение;

— недовольство собой, нежелание работать;

— усиление соматических болезней;

— нарушение сна;

— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

— негативная самооценка;

— пренебрежение своими обязанностями;

— снижение энтузиазма;

— отсутствие удовлетворения от работы;

— негативное отношение к людям, частые конфликты;

— стремление к уединению;

— чувство вины;

— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);

— снижение аппетита или переедание.

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии:

Первая стадия:

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ). Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Вторая стадия:

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, в том числе и дома, с друзьями. Не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители; «в четверг ощущение, что уже пятница», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Третья стадия:

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями), личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

Факторы, способствующие возникновению синдрома эмoциoнaльнoгo выгopaния:

- хpoничecкaя нaпpяжeннaя пcиxoэмoциoнaльнaя дeятeльнocть (необходимость aктивнo cтaвить и peшaть пpoблeмы, внимaтeльнo вocпpинимaть, ycилeннo зaпoминaть и быcтpo интepпpeтиpoвaть инфopмaцию, быcтpo взвeшивaть aльтepнaтивы и пpинимaть peшeния);

- дecтaбилизиpyющaя opгaнизaция дeятeльнocти (нeчeткaя opгaнизaция и плaниpoвaниe тpyдa, нeдocтaтoк oбopyдoвaния, плoxo cтpyктypиpoвaннaя и pacплывчaтaя инфopмaция, нaличиe в работе «бюpoкpaтичecкoгo шyмa»);

- пoвышeннaя oтвeтcтвeннocть зa иcпoлняeмыe фyнкции;

- нeблaгoпpиятнaя пcиxoлoгичecкaя aтмocфepa пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти (конфликты, нервозная обстановка);

- пcиxoлoгичecки тpyдный кoнтингeнт, c кoтopым имeeт дeлo пpoфeccиoнaл в cфepe oбщeния;

- индивидуальные особенности сотрудника (восприимчивость, склонность сдерживать и копить эмоции, полная отдача работе и т.д.).

Естественные приемы регуляции организма:

• смех, улыбка, юмор;

• размышления о хорошем, приятном;

• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

• наблюдение за пейзажем за окном;

• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

• мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

• «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

• вдыхание свежего воздуха;

• чтение стихов;

• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

• посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, спортом и т. д.

• релаксация

• сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинать в ресторане).

• разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве.

• найти время с удовольствием заняться своим любимым делом.

• позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием».

• каждый вечер вставать под душ и «смывать» события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

• фильмы, спектакли, юмористические передачи;

• баня-сауна;

• аромотерапия, массаж;

• парикмахерская, шопинг;

• отдых в санатории;

• покричать там, где никто не услышит;

• поплакать, если грустно;

• выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку или ремонт.

• порисовать;

• погулять, быстро пройтись;

• послушать спокойную музыку;

• пикник, путешествие (поездка в красивое место);

• встретиться с подругой/другом и с чувством обсудить ситуацию.

Упражнение «Колесо баланса».

1) Определите важные сферы жизни. Они могут отличаться от тех, что я перечислю, и это нормально – перестройте упражнение под себя. Вот примерные сферы:

- Здоровье (физическое, психическое, социальное).

- Работа (карьера или бизнес)

- Финансы, деньги

- Семья, любовь

- Окружение, друзья

- Личный рост, саморазвитие

- Хобби, творчество

- Путешествия (отдых и развлечения)

2) Нарисуйте круг и разделите его на сектора.

3) Оцените каждую сферу и отметьте результат в нужном секторе (можно оценить от 1 до 10 баллов, насколько вы удовлетворены этой сферой). Для наглядности можно закрасить сектор, чтобы посмотреть в какой степени наше “колесо” круглое.

4) Сделайте анализ Колеса Баланса.

* Почему эта сфера оказалась в таких низких значениях?

* Как я могу составить расписание своего дня/недели, чтобы на “провисшую” сферу хватило времени?

* Что я могу сделать уже завтра, чтобы быть более удовлетворенным в этой сфере.

Упражнение «Социальные роли»

(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)

Отметьте, от центра каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем выше отмечайте.

Обсуждение. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.

Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).

Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.

1.

Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.

да

нет

2.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

да

нет

3.

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

да

нет

4.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).

да

нет

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.

да

нет

6.

Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

да

нет

7.

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

да

нет

8.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

да

нет

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.

да

нет

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

да

нет

За каждый ответ «да» начислите 1 балл. Результаты:

0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

Упражнение «Мой ресурс»

Вспомните и составьте список дел, которые вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя. Как часто вы их выполняете?

Дополните список новыми идеями для восстановления своего ресурса.

Пользуйтесь данным списком, выполняйте как минимум 1-2 приятных дела для наполнения себя.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области