Занятие №2 Психолого-педагогического факультета
«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Добрый день, коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи:«Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
Наверняка каждый из вас успел на себе в той или иной степени испытать данный синдром. И это неудивительно, потому что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Профессия педагога относится к профессиям системы «человек – человек», то есть наша деятельность невозможна без общения с другими людьми. Представители профессии «человек – человек» из-за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе. И все это оказывает очень сильную нагрузку на нашу психоэмоциональную сферу.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
— усталость, истощение;
— недовольство собой, нежелание работать;
— усиление соматических болезней;
— нарушение сна;
— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
— негативная самооценка;
— пренебрежение своими обязанностями;
— снижение энтузиазма;
— отсутствие удовлетворения от работы;
— негативное отношение к людям, частые конфликты;
— стремление к уединению;
— чувство вины;
— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);
— снижение аппетита или переедание.
Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии:
Первая стадия:
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ). Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Вторая стадия:
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, в том числе и дома, с друзьями. Не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители; «в четверг ощущение, что уже пятница», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Третья стадия:
Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями), личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
Факторы, способствующие возникновению синдрома эмoциoнaльнoгo выгopaния:
- хpoничecкaя нaпpяжeннaя пcиxoэмoциoнaльнaя дeятeльнocть (необходимость aктивнo cтaвить и peшaть пpoблeмы, внимaтeльнo вocпpинимaть, ycилeннo зaпoминaть и быcтpo интepпpeтиpoвaть инфopмaцию, быcтpo взвeшивaть aльтepнaтивы и пpинимaть peшeния);
- дecтaбилизиpyющaя opгaнизaция дeятeльнocти (нeчeткaя opгaнизaция и плaниpoвaниe тpyдa, нeдocтaтoк oбopyдoвaния, плoxo cтpyктypиpoвaннaя и pacплывчaтaя инфopмaция, нaличиe в работе «бюpoкpaтичecкoгo шyмa»);
- пoвышeннaя oтвeтcтвeннocть зa иcпoлняeмыe фyнкции;
- нeблaгoпpиятнaя пcиxoлoгичecкaя aтмocфepa пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти (конфликты, нервозная обстановка);
- пcиxoлoгичecки тpyдный кoнтингeнт, c кoтopым имeeт дeлo пpoфeccиoнaл в cфepe oбщeния;
- индивидуальные особенности сотрудника (восприимчивость, склонность сдерживать и копить эмоции, полная отдача работе и т.д.).
Естественные приемы регуляции организма:
• смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном;
• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
• наблюдение за пейзажем за окном;
• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
• мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
• «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
• вдыхание свежего воздуха;
• чтение стихов;
• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;
• посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, спортом и т. д.
• релаксация
• сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинать в ресторане).
• разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве.
• найти время с удовольствием заняться своим любимым делом.
• позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием».
• каждый вечер вставать под душ и «смывать» события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
• фильмы, спектакли, юмористические передачи;
• баня-сауна;
• аромотерапия, массаж;
• парикмахерская, шопинг;
• отдых в санатории;
• покричать там, где никто не услышит;
• поплакать, если грустно;
• выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку или ремонт.
• порисовать;
• погулять, быстро пройтись;
• послушать спокойную музыку;
• пикник, путешествие (поездка в красивое место);
• встретиться с подругой/другом и с чувством обсудить ситуацию.
Упражнение «Колесо баланса».
1) Определите важные сферы жизни. Они могут отличаться от тех, что я перечислю, и это нормально – перестройте упражнение под себя. Вот примерные сферы:
- Здоровье (физическое, психическое, социальное).
- Работа (карьера или бизнес)
- Финансы, деньги
- Семья, любовь
- Окружение, друзья
- Личный рост, саморазвитие
- Хобби, творчество
- Путешествия (отдых и развлечения)
2) Нарисуйте круг и разделите его на сектора.
3) Оцените каждую сферу и отметьте результат в нужном секторе (можно оценить от 1 до 10 баллов, насколько вы удовлетворены этой сферой). Для наглядности можно закрасить сектор, чтобы посмотреть в какой степени наше “колесо” круглое.
4) Сделайте анализ Колеса Баланса.
* Почему эта сфера оказалась в таких низких значениях?
* Как я могу составить расписание своего дня/недели, чтобы на “провисшую” сферу хватило времени?
* Что я могу сделать уже завтра, чтобы быть более удовлетворенным в этой сфере.
Упражнение «Социальные роли»
(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)
Отметьте, от центра каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем выше отмечайте.
Обсуждение. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.
Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).
Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.
1. | Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен. | да | нет |
2. | Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления. | да | нет |
3. | Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. | да | нет |
4. | То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики). | да | нет |
5. | На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. | да | нет |
6. | Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно. | да | нет |
7. | С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. | да | нет |
8. | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. | да | нет |
9. | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям. | да | нет |
10. | За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое. | да | нет |
За каждый ответ «да» начислите 1 балл. Результаты:
0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.
2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.
Упражнение «Мой ресурс»
Вспомните и составьте список дел, которые вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя. Как часто вы их выполняете?
Дополните список новыми идеями для восстановления своего ресурса.
Пользуйтесь данным списком, выполняйте как минимум 1-2 приятных дела для наполнения себя.