Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование данных профиля готовности класса к обучению при развитии познавательной сферы первоклассника

.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Лакпаева Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 города Надым»;

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ПРОФИЛЯ ГОТОВНОСТИ КЛАССА К ОБУЧЕНИЮ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПЕРВОКЛАССНИКА

Аннотация

Общее развитие первоклассника – это показатель успешности в учебной деятельности, где основой является развитие познавательной сферы. Для оценки развития познавательной сферы первоклассников использовались диагностические методики «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква». Их результат лежит в основе профиля готовности класса к обучению в школе.

Предоставленные упражнения развивают познавательные процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление). Только комплексный подход к решению данной проблемы, приносит положительный результат.

Ключевые слова

Развитие познавательной сферы, развитие мышления, деятельность.

Развитие познавательной сферы первоклассника играет основополагающую роль в дальнейшей учебной деятельности. Результаты Мониторинга готовности первоклассников к обучению в 2020-2021учебном году были неутешительными.

Методика «Рисунок человека»

Таблица 1

Уровни выполнения

Низкий

(0-1 стандартных баллов)

Средний

(2 стандартных балла)

Высокий

(3-4 стандартных баллов)

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

0104

6

27,3

12

54,5

3

13,6

Методика «Графический диктант»

Таблица 2

Уровни выполнения

Низкий

(0-1 стандартных баллов)

Средний

(2 стандартных балла)

Высокий

(3-4 стандартных баллов)

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

0104

5

22,7

5

22,7

12

54,5

Методика «Образец и правило»

Таблица 3

Уровни выполнения

Низкий

(0-1 стандартных баллов)

Средний

(2 стандартных балла)

Высокий

(3-4 стандартных баллов)

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

0104

8

36,4

9

40,9

6

27,3

Методика «Первая буква»

Таблица 4

Уровни выполнения

Низкий

(0-1 стандартных баллов)

Средний

(2 стандартных балла)

Высокий

(3-4 стандартных баллов)

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

0104

6

27,3

3

13,6

13

59,1

Большое количество детей с низким уровнем готовности внесло коррективы в деятельность учителя.

В основу методической поддержки легло Учебно-методическое пособие О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам» для 1 класса. В занятия учебной, внеурочной деятельности, а также на занятиях Группы продленного дня систематически включались этапы занятий по развитию познавательной сферы (далее РПС) из программы О. А. Холодовой.

Предлагаемая структура занятий [1, с.5]:

Приведу некоторые упражнения различных этапов занятия, которые более всего помогли первоклассникам в развитии познавательной сферы.

1. «Качание головой» - (30 сек).

Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.

Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

2. «Ленивые восьмерки».

Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений».

Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

Не сомневаюсь я, ребята,

У каждого ума палата,

Но у меня для вас совет:

Ответы "ДА", ответы "НЕТ"

Давать мгновенно не спешите,

Подумав крепко, говорите.

1. Откройте мне один секрет:

Живут жирафы В ТУНДРЕ? ... (нет)

2. УВИДИШЬ в ясный день крота,

Парящим В НЕБЕ, правда? ... (нет)

3. Из рубероида рулет

ПОДХОДИТ на десерт нам? ... (нет).

4.Хамелеон меняет. цвет.

А осьминог МЕНЯЕТ?.. (нет)

5. Растает снег - в ручьях вода.

Весной бывает это? ... (да)

6. В окошке утром - солнца свет,

НОЧЬ наступает, верно? ... (нет)

7.В реке ТЕПЛЮЩАЯ вода.

И В ПРОРУБИ такая? ... (нет)

8. А будет нам видна звезда,

Коль ночью небо в тучах? ... (нет)

9. Лес - обитания среда

Для белок, зайцев, дятлов? ... (да)

10. Бежит дистанцию атлет

ОТ ФИНИША ДО СТАРТА? ... (нет)

11. Читатель, прочитав, всегда

СЪЕДАЕТ книжку, правда? ... (нет)

12. Морковь с капустой в турникет,

Входя в метро, опустим? ... (нет)

13. На карте мира - города,

Материки и страны? ... (да)

14. Худой мальчишка, как скелет,

ЛЕГКО поднимет штангу? ... (нет)

15. Замёрзшая вода тверда.

Вода стать может ГАЗОМ? ..(нет)

Вопросы кончились, друзья!

И всех хвалю, ребята, я.

Зачёту подошёл конец.

Кто не ошибся - молодец!

Цель: развитие лабильности мышления, расширение моделей поведения

Дети встают полукругом. Взрослый, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, что они любят и почему. После этого психолог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему.Затем взрослый называет какое-либо плохое явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:

· Плохо, когда идет дождь.

· Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.

· Или: Зато все растения получат влагу и отмоются от пыли. И т.п.

При возникновении затруднений взрослый сам называет положительную сторону какого-либо явления. Упражнение можно построить как диалог: один из участников говорит, что есть плохого, а другой - что хорошего в том или ином явлении.

Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а

потом назвать своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.

Цель: развитие внимания и памяти

Взрослый начинает эту игру: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут…" (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр

Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днём на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?

6. Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск?

7. Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?..

8. Какие ты знаешь виды транспорта?

9. Чем весна отличается от осени?

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Что общего между белкой и кошкой?

13. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

6. Школьные правила

Цель: повышение школьной компетенции

«Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».

«Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.

Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Вставать и ходить по классу. Есть конфеты. Разговаривать с соседом по парте. Писать в тетрадях буквы. Рисовать в учебнике. Рисовать в тетрадях машинки.

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.

Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.

ЗИМА – ВЕСНА СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ ДЕНЬ – ВЕЧЕР ЛЕТО – ОСЕНЬ СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЯТЬ – ШЕСТЬ НОЧЬ - УТРО

Цель: развитие мыслительных операций.

У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Пары слов для сравнения:

1. МУХА И БАБОЧКА

2. ДОМ И ИЗБУШКА

3. СТОЛ И СТУЛЬЯ

4. КНИГА И ТЕТРАДЬ

5. ВОДА И МОЛОКО

6. ТОПОР И МОЛОТОК

7. ПИАНИНО И СКРИПКА

8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА

9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

1. Исходное положение (и. п.) — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3–

5 с, а затем открыть на 3–5 с. Повторить 6–8 раз. Упражнение укрепляет

мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению

мышц.

2. И. п. — сидя. Быстро моргать в течение 1–2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

3. И. п. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2–3 с, перевести взгляд на

палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз, и смотреть на него 3–5 с, опустить руку. Повторить

10–12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на

близком расстоянии.

4. И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить

6–8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями

пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы

и улучшает кровообращение век.

6. И. п. — стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на

расстоянии 25–30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 с,

прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3–5 с, убрать ладонь, смотреть

двумя глазами на конец пальца 3–5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз, смотреть обоими глазами на

конец пальца 3–5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3–5 с, убрать

ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 с. Повторить 5–6 раз.

Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

Данная практикапозволила развить у детей познавательный интерес, сформировала чувство уверенности в своих возможностях. Во время занятий развивалось самосознание и самоконтроль, пропала боязнь ошибок, снизилась тревожность. В результате дети многому научились и эти умения стали использовать в учебной деятельности.У большинства детей возник интерес к учебе.

Благодаря проведенной работе,были выявлены наклонности детей. Это позволило во втором классе определиться с выбором внеурочной деятельности. Ребята, обнаружившие склонность к математике, стали посещать творческую мастерскую «Robokod», практикум «Азы программирования», для продолжения развития интеллектуальных способностей - шахматный клуб «Умный спорт для каждого». Кому необходимо продолжить развивать внимание, мышление, логику, совершенствовать волевую регуляцию посещают клуб «Интеллектика». Клуб «Искусство сцены» и театральная мастерская «Тайна» способствуют развитию речи, художественного вкуса второклассников.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области