«Дикие животные»
Задачи:
Образовательные: Уточнить знания у детей о диких животных; их названия, внешних признаках, повадках, способа передвижения, чем питаются, где живут и т.д. Закрепить в речи названия детенышей диких животных. Упражняться в подборе слов признаков, образовании притяжательных, прилагательных.
Развивающие: Развивать словарь по данной теме; внимание, память.
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к животному миру, экологический этикет.
1) Организационный момент:
Пальчиковая гимнастика «Чей дом?»
У лисы в лесу густомСгибать пальцы по одному, начиная с большого
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустом ёж колючий
Сгребает листья в кучу
Из ветвей, корней коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу
Есть у каждого свой домЛадошки – кулачки
Всем тепло, уютно в нем.
2) Постановка цели занятия.
На доске картинки животных. (Медведь, волк, лиса, заяц, еж, лось, олень, кабан, белка, рысь). Дети называют изображенное животное.
- Как назвать одним словом? (Дикие животные)
- Почему так называются? (Потому что они сами о себе заботятся, живут далеко от человека)
а) Какая лиса? (Рыжая, ловкая, хитрая, быстрая)
У лисы густой, пушистый, красивый мех, длинный хвост. Мордочка вытянутая, ушки острые, лапы тонкие. Она всеядна, но больше всего любит мясо. Охотится на мышей, крыс водяных, зайцев. У лисы хороший слух и обоняние. Зимой она слышит мышей под снегом, раскапывает снег и ловит их. Живет в норе.
- Кто детеныши у лисы? (Лисята)
б) Какой волк? (Злой, голодный, опасный, серый, зубастый. клыкастый, лохматый)
Волк умное и выносливое животное.
У волка грубая, густая, серая шерсть, большая голова, острые зубы. У волка сильные лапы, поэтому он может долго охотиться за добычей. Питается мясом, но добычей его становятся слабые, больные животные. Поэтому его называют «санитаром леса». Живет в логове.
- Кто детеныши у волка? (Волчата)
в) Медведь
- Догадайтесь, о ком я говорю: большой, крупный, бурый, лохматый, сильный, неуклюжий, косолапый? (Медведь)
- Назовите членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежата)
- У медведя крупное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая шея, маленькие круглые уши. Медведь – сильное животное. Питается всем: ягодами, грибами, орехами, птицами, мелкими животными, медом. С наступлением холодов засыпает в берлоге.
г) Заяц
- А теперь о ком я говорю? Осторожный, пугливый, быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий. (Заяц)
- У зайца красивый, мягкий, пушистый мех. Норы не делает. Днем лежит под кустом, ночью ищет себе пищу. Питается травой, сеном, корой деревьев. У зайца много врагов (лиса, волк, ястреб, сова, орел). Спасают его быстрые лапы и цвет меха.
- Назовите членов семьи зайца. (Заяц, зайчиха, зайчонок)
3) Физкультминутка
Наш мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развел,
Меда видно не нашел.
Мишка в улей влез и вот
Капает с лапы сладкий мед.
4) Продолжение беседы о диких животных.
1. а) – Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, шустрая, рыжая, серая, острозубая, осторожная)
- Кто детеныши у белки? (Бельчата)
- Чем интересна белка? (У нее большой, пушистый хвост, живет в дупле. Питается орехами, семенами шишек).
б) Лось – олень.
- Чем похожи?
- Чем отличаются?
2. Закрепление нового материала.
Д/упр. «Подбери признаки»
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, крупный, сильный…
Белка (какая?) – шустрая, быстрая, ловкая, осторожная…
Волк (какой?) – хищный, серый, зубастый, клыкастый, злой…
Д/упр. «Чьё жильё?»
Нора лисы. Чья нора? – Лисья нора.
Берлога медведя. - …
Дупло белки. - …
Логово волка. - …
Гнездо ежа. - …
5) Итог занятия.
- О ком мы сегодня говорили?
- Почему этих животных называют дикими?
- Как человек должен относиться к диким животным?
Опыт с солнцем «Солнечный зайчик»
Цель: Формировать представление о том, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах.