Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование приемов мнемотехники на уроках немецкого языка

«Обучение по станциям» Stationenarbeit – это форма работы обучающихся, при помощи которой закрепляется, совершенствуется, углубляется иноязычный материал. Создаются станции, каждая станция предлагает студенту ряд разнообразных заданий, позволяющих учащемуся работать в силу своих способностей, возможностей, в своем темпе. «Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как при этом каждый ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе. Перед началом работы каждый ученик получает лист с названием станций, которые ему необходимо пройти за определенное время, но при этом лишь он сам вправе решать, на какую станцию отправиться сначала, а на какую, возможно, лишь на следующем уроке. Задания, составленные с учетом интересов учащихся, требований программы, имеют различную степень сложности, что также способствует тому, чтобы работа учеников была успешной. При работе с применением данной методики у учителя возможность индивидуально поработать с более слабыми учащимися.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование приемов мнемотехники на уроках немецкого языка

Тимофеева Т.В., преподаватель немецкого языка ГБПОУ

«Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»

История методики преподавания иностранных языков знает многочисленные и многообразные попытки найти наиболее рациональный метод обучения иностранным языкам. Учитывая, что каждый метод при определенных условиях обладает своей объективной ценностью, целесообразным я считаю использование синтеза различных методик и рациональное сочетание различных приемов в обучении. Без сомнения, в багаже каждого современного преподавателя должно быть разнообразие методов и приемов актуальных образовательных технологий.

"Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении" - М. Монтессори. Поэтому в своей работе я использую разные техники обучения и образовательные технологии, в том числе и мнемотехнику.

Мнемотехника (греч.  – искусство запоминания) – это наука о запоминании, предлагающая совокупность приемов, способов и искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти и, главное, облегчающих вспоминание.

При помощи мнемотехнических приемов сотрудничество между разумом и чувствами всегда используется оптимальным образом.

Выделяют следующие методы и приемы мнемотехники:

1. Создание квази-слов

2.Техника визуализации. 

3.Метод ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

4.Метод связок, составления предложений или сочинение историй

5.Метод составления рифмовок, рифмизация

6.Метод ключевых слов

7.Техника составления аббревиатур, акронимов

Эти приемы значительно упрощают процесс овладения иностранной лексикой, развивают ассоциативную память у обучающихся , повышают их мотивацию к изучению немецкого языка.

1. Создание квази слов

“Квази” – латинское слово, которое означает “как”. Квазислова – это ненастоящие, придуманные слова, которых нет в языке. Благодаря этому простому приёму изучающие немецкий язык намного лучше усваивают, например, артикли, der, die, das. В немецком языке есть особое правило: род имени существительного определяют по окончанию слова.

Существительные с этими окончаниями всегда

Мужского рода (der): -or, -ling, -(i)smus, -ig
Женского рода (die): -ung, -keit, schaft,  -ik, ion, -heit, -ei
Среднего рода (das): -chen, -ma, um, -ment, -lein, -tum

Для того чтобы запомнить эти окончания, мы соединим их так, что получим слово, которое можно произнести. И к этому слову мы придумаем историю der Ig-ling-or-(i)smus

Этот вирус прилип ко многим словам в немецком языке! Повторяйте его название медленно несколько раз, пока не запомните! Видите, какие у этого вируса ИГлы, как у ежа? Подумайте об этом чуть позже! Это поможет Вам вспомнить первый слог названия этой бактерии: Иг-линг... Так Вы сможете лучше отличить это квази слово от двух следующих.

2.Техника визуализации

Оказывает помощь при заучивании основных форм сильных глаголов в немецком языке.

Der Affe isst einen Apfel.

3. Метод ассоциаций

Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов вы запомните. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми. Ассоциативные связи могут быть различных типов:
Интерактивные: 
Чтобы выучить ряд слов, нужно связать их в ассоциативную цепочку, пусть даже нелепую. Например, вы хотите запомнить существительные среднего рода, которые образуют множественное число с помощью нетипичного для этого рода суффикса -en: 
das Auge, das Bett, das Ende, das Hemd, das Interesse. 
Нарисуйте мысленно или реально картинку: на конце кровати лежит рубашка, из кармана которой выглядывает глаз, в зрачке которого написано слово "интерес". 
Графемные: 
Легче запоминаются похожие слова, если вы придумаете себе "узелки на память" (по-немецки они называются Eselsbrücken – "ослиные мостики") и графически закрепите их.

Например: напРаво -Rechts, наЛево - Links. 

Фонетические:

der PFIRSICH – ПЕРСИК die ZITRONE - ЛИМОН
Образные: 
der Hahn - петух и кран (по форме); plötzlich – представляем себе человека, перед которым в лужу падает камень и обрызгивает его водой с ног до головы.
С родным языком: 
die Trauer - "траур", rot - красный как «рот»,flott – "быстрый" как самолет Аэрофлота;

Кинесические или "двигательные": 
"Привязывание" слова или фразы к жесту, движению. SPRINGEN , SITZEN.

4. Метод рифмизация.

Для запоминания различных слов, правил и исключений немецкого языка я использую также технику составления стихов. Например,

Стишок о суффиксах -chen и –lein.

“Die Süffixe „-chen“ und „-lein“ machen alle Dinge klein”. 

Стишок о предлогах, употребляющихся с винительным падежом

Bis, durch, gegen, ohne, um, für – öffnen dem Akkusativ die Tür.
Durch, für, gegen, ohne, bis, um – Akkusativ, sei nicht dumm!

Стишок о предлогах, употребляющихся с дательным падежом

Mit, nach, aus,zu, von, bei Только - Dativ подставляй!

5.Метод связок

Этот метод заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, единый целостный рассказ.

В немецком языке есть ряд глаголов, которые образуют прошедшее разговорное время Perfekt со вспомогательным глаголом sein. Для того, чтобы запомнить глаголы, ваша задача – составить небольшой рассказ, используя эти глаголы в прошедшем времени:

sein – быть, являться begegnen – встречать passieren – случаться, происходить
gelingen – удаваться misslingen – не удаваться geschehen – делаться, быть сделанным
werden – стать, становиться bleiben – оставаться folgen – преследовать

Ich bin Detektiv. Heute bin ich in der Stadt gewesen. Ich bin einem Mann gefolgt. Es ist dunkel geworden. Plötzlich ist mir mein Freund begegnet. “Was ist passiert?” – wollte er wissen. – “Warum bist du nicht zu Hause geblieben? Es ist mir nicht gelungen, dich telefonisch zu erreichen.” Endlich bin ich meinen Freund losgeworden. Es ist nichts Schlimmes geschehen. Aber meine Verfolgung ist misslungen!

Таким образом, использование на уроках немецкого языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемонических приемов позволяет улучшить качество знаний и добиться стопроцентной успеваемости, повысить мотивацию к изучению немецкого языка, развить познавательные интересы. Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьёзнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память. Минск. Попурри, 2003.

2. Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам». – М., 2003

3. Марчан Н.Б. «О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики». – ИЯШ, № 5, 2004

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области