Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Современные требования к качеству урока в ДШИ

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга. Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Михайловская детская школа искусств»

(МАУДО Михайловская ДШИ)

Методическое сообщение

«Современные требования к качеству урока в ДШИ»

Выполнила

Преподаватель Петрушайтис Л.Н.

«Музыка - могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания

невозможно полноценное умственное

развитие ребенка».

В.А. Сухомлинский

Идет 21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.

В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.

Работая в ДШИ, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Качества и методы составляющие личность современного учителя

Какими личностными качествами должен обладать современный учитель музыки? К чему он должен стремиться?

С точки зрения науки и педагогики, главные качества, составляющие личность современного учителя, это: профессиональная компетентность; коммуникативная культура; ответственность; информационная грамотность; готовность к обучению.

Профессиональная компетентность

В профессиональную компетентность входит: знание возрастной психологии; знание задач музыкального воспитания; учет уровня общего и музыкального развития ребенка; учет индивидуальных и возрастных особенностей; знание этапа обучения; этап работы над музыкальным произведением; использование видов музыкальной деятельности; знание типа, вида, структуры урока или музыкального занятия; подбор репертуара; проявление интереса детей к музыкальной деятельности; знание различных методик музыкального воспитания.

Для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятий музыкой, учителю необходимо знать следующие методы, стимулирующие музыкальную деятельность: метод эмоционального воздействия (умение учителя выражать свое отношение к музыке); метод создания эффекта удивления (мастерство ситуаций) и создание ситуаций успеха (стимулирование интересов); метод сравнения (в плане общности и различий по эмоциональным признакам и настроениям).

К методам стимулирования музыкальной деятельности педагога должны также относить создание проблемно-исковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания, создаются ситуации, вызывающие у них интерес.

В своей работе преподаватели школ искусств должны использовать методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Это совместное (учителя и ученика) «проживание» музыкального образа, поиск собственных трактовок и интерпретаций в исполнении музыки, выразительный показ музыкальных произведений, сравнение, контрастное сопоставление «идеального» звучания и неправильного исполнения музыки.

Еще Лев Николаевич Толстой писал о методах обучения: - «Всякий учитель должен узнавать наибольшее число метод, применяя их, как вспомогательное средство. И всякое затруднение понимания ученика принимать не как за недостаток ученика, а как за недостаток своего учения».

К профессиональной компетенции можно также отнести учителя–музыканта, поддерживающего свою исполнительскую форму.

Культура педагога

Учитель музыки должен быть прекрасно образованным специалистом, любящим музыку и детей.

Коммуникативная культура

Коммуникативная культура педагога – это: умение реализовать способности каждого обучающегося, создать комфортный микроклимат в учебно-воспитательном процессе; признание положительных качеств, сильных сторон, значимости обучающегося; способность к пониманию и учету эмоционального состояния ученика; способность контролировать свои эмоциональные состояния; умение давать положительную обратную связь; умение мотивировать учащихся на деятельность и достижения результата; готовность к сотрудничеству с коллегами, с родителями, общественностью; речевая культура.

Информационная культура – это: умение осмысливать культурные объекты; поиск новых знаний; самостоятельная работа с информацией; умение выделять ключевую информацию; активное использование знаний на практике; навыки самостоятельного обучения; компьютерная грамотность; владение специализированными программами обеспечения.

Ответственность:

Под ответственностью понимается: социальная ответственность; юридические нормы; этические нормы; готовность принять иную позицию; субъективная ответственность; ответственность за качество проведения уроков; качество созданного продукта, в том числе и интеллектуального; безопасное использование Интернета; задумываться о целях и важности знаний.

Готовность к обучению

Каким бы компетентным специалистом не был преподаватель, он должен: постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества; быть заинтересованным; быть активным; понимать важность приобретаемых знаний.

Технология - проет

Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является технология проектов. Ее называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.

Требования к использованию метода проектов:

- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков.
В своей работе я использую технологии коммуникативно -развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются: оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие; опора на познавательный интерес каждого ребенка; создание позитивной психологической атмосферы; саморазвитие личности; личностная направленность.

Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества.

При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои.

Эта технология имеет следующие преимущества: развитие коммуникативных умений обучающихся; повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся; предоставляет возможность развивать творческую активность обучающихся; повышение эффективности обучения; объективность оценки; расширение возможностей предъявления информации.

Условиями успешности обучения на уроках является технология проблемного проектного изложения учебного материала.

Эта технология имеет следующие преимущества: познавательная активность учащихся; связь обучения с жизнью; организация обучения как деятельности.

Заключение

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

Отзвук детских впечатлений, связанный с миром звуков, неотъемлем от образа педагога. От того, кто будет учителем, зависит музыкальная судьба ребенка. Поэтому труд учителя-музыканта отличается особой ответственностью и особой значимостью.

Как важно заинтересовать тех детей, которые пришли в музыкальную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце обучения - можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные знания, овладел навыками музицирования, научился мыслить самостоятельно, раскрыл и осознал себя, приобщившись к миру прекрасного.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000г.

10. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. – Волгоград: перемена, 2006.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2005

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области