Конспект открытого занятия по духовно – нравственному развитию в ср. гр.
на тему: «Моя семья»
Цель:
Приобщить детей к духовно- нравственным ценностям через формирование представления о семье и ее роли в жизни человека.
Задачи:
1. Формировать представление о том, что такое семья.
2. Закрепить умение называть свое имя и имена членов своей семьи.
3. Вызвать желание говорить о своих родных, участвовать в диалоге и отвечать на вопросы.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к близким людям.
5. Учить радовать своих родных, оказывать им посильную помощь.
6. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
Предварительная работа:
Беседы на тему: «Я и моя семья», « Мамины помощники», «Мой папа».
Рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи и их занятий.
Чтение художественной литературы: рассказов Л.Квитко «Бабушкины руки», Л. Корсунской «Семья», Э. Шима «Брат и младшая сестра», Л. Н. Толстой «Отец и сыновья».
Чтение стихов Е. Трутневой «Наша бабушка», Р. Гамзатов «Дедушка».
Чтение и обсуждение сказок: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».
Беседа с детьми по русской народной сказке «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
Разгадывание загадок о семье.
Разучивание МПИ «Бабушка Маланья»
Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Как мы маме помогали».
Дидактические игры: «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Кому что подходит».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Строим дом», «Готовимся к приходу гостей»
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья».
Взаимодействие с родителями по созданию предметно - развивающей среды:
Ход занятия: Звучит песня «Вся моя семья»
В: - О чем эта песня?
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... ( Семья!)
В: - Правильно, ребята. Это - семья.
- Ребята, а как вы думаете, что такое семья? Как вы понимаете, что такое семья?
Дети: ответы.
Воспитатель: - Да, действительно - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры, тети и дяди. Они и есть самые близкие, самые любимые и самые родные люди. Они не всегда могут жить все вместе. Например, у Абубаркра дедушки и бабушки живут очень далеко - в Таджикистане, и им приходится ездить в гости друг к другу. Но они тоже его семья. В семье все живут дружно и любят друг друга.
ДИ «Про кого загадка?»
В мире нет ее роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья, вам прямо Лучше всех на свете…(мама). Кто научит гвоздь забить, Даст машиной порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята, Это наш любимый…(папа) | Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша …(бабушки) На его лице морщины, В волосах видны седины. Этот домоседушка – Наш любимый… (дедушка) | Я у мамы не один, У нее еще есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он старший…(брат) Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка – Моя младшая…(сестренка). |
(Перепутаница с картинками) + ДИ « Назови ласково» - ласковые слова адресуются каждому отгаданному члену семьи + ДИ « Какой? Какая?»
Мама – мамочка, мамуля, мамуля. И т. д.
- Какая у тебя мама : - ласковая, добрая, милая, нежна, красивая, модная, нарядная | - Папа: - смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный. (дед, бабушка, брат, сестра). |
В: - Молодцы! - А сейчас давайте немного поиграем.
Физминутка: Игра «БАБУШКА МАЛАНЬЯ»
Считалкой выбирается ведущий, который становится в центре круга.
Считалка: Кто у нас живет в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я- Вот и вся моя семья! | У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, все без бровей, Вот с такими глазами, Вот с такими ушами, Вот с такими носами, С такой головой, С такой бородой... Ничего не ели, Целый день сидели, На неё глядели, Делали вот так... Повторяют движения за ведущим. 3 раза. |
В: - А что это у меня здесь? Какой чудесный сундучок! Не иначе волшебный! Посмотрим, что в нем?
Достает семейные фото одного ребенка, вешает на магнитную доску.
Вопросы детям:
- Чья это семья? – Кто знает адрес, по которому вы живете?
- Как зовут твоих родителей? - Кем они работают?
- Что вы любите делать вместе с родителями?
- Как зовут твоих сестер (братьев)?
- Кто из них старший, кто младший?
- Как зовут твоих бабушку и дедушку?
- Чем вы занимаетесь вместе с бабушками (дедушками)?
- Что мама готовит самое вкусное? Что ты просишь чаще всего тебе приготовить?
- А ты помогаешь своей маме? – Чем? (Папе)
- Кто тебе читает книжки? - Твоя любимая сказка?
- Как зовут вашу собаку? (кота)
- Какого она цвета?
- Как ты заботишься о вашем коте?
- Как вы отдыхаете вместе?
- Что вы делали в Новогоднем лесу? ........ и др.
- Чем любит заниматься твой папа?
В: - Ребята, а что нужно делать, чтобы в ваших семьях всегда все жили дружно и радостно?
(Дружить, заботиться друг о друге, любить, ухаживать, защищать, беречь, помогать, не обижать, не ссориться, дарить подарки, вместе отдыхать).
- Что делают для вас мамы? (папы)
- Почему ваши родные так заботятся о вас?
- Можно ли обижать своих родных?
В: - Все верно. Главное в семье – это как все относятся друг к другу.
В семье все должны уважать и любить друг друга, никогда не огорчать и не ссориться.
В семье каждый день все трудятся, у каждой семьи всегда много работы и у каждого есть свои обязанности. А значит, все должны помогать друг другу, - заботиться друг о друге.
- У многих из вас есть младшие братья и сестры.
- Вы играете с ними?
-Гуляете? Это добрые дела.
- А у кого дома живут животные?
-Вы ухаживаете за ними? –
- Как вы помогаете родителям?
- Вы также поможете маме, если будете аккуратно вешать одежду, убирать игрушки после игры, не мусорить. Вы освободите маму от лишней работы, проявите заботу о ней. Помогайте накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды. Вы можете сами протирать пыль.
- Мы говорили о семье, о том, что вся ваша семья очень вас любит и заботится о вас.
- Когда вы вырастите, у каждого из вас будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и о старших (своих родителях), а дети будут слушаться взрослых и радовать их хорошими поступками.
- И нашим гостям мы хотим пожелать, чтобы в их семьях всегда были мир, уважение, любовь и дружба.
В: - Ребята, в каждой семье есть свои традиции (правила). И в моей семье есть одно правило: если в дом пришли гости, их обязательно нужно угостить. Это называется гостеприимство.
Это означает, что хозяева рады гостям и хотят, чтобы им было приятно в вашем доме и чтобы они не ушли голодными.
- А в ваш дом приходят гости?
- Как вы готовитесь к приходу гостей?
- И вы угощаете гостей?
- Если я приду в ваш дом, кем я сразу стану?
- Если я приду к вам в гости, чем вы будете меня угощать?
- Я знаю, что твоя мама печет самые вкусные пироги. С какой начинкой ты любишь больше всего?
И др.
- И мы с вами хозяева нашей группы. И у нас тоже сегодня гости.
Давайте и мы с вами сейчас угостим наших дорогих гостей. Но сначала мы их порадуем и споем о том, как мы как готовились к их приходу.
Дети поют песню «К нам гости пришли».
В: - Мы угостим всех пирогом, который называется «Дружная семейка». А вы знаете, поему он так называется?
Потому, что этот большой пирог, который состоит из маленьких пирожков, напоминает дружную, крепкую семью. Все маленькие пирожки стоят очень близко друг к другу и держатся друг друга, как настоящая сплоченная семья. А запах пирога в доме всегда означает мир, уют и достаток.
- Мы с вами тоже угостимся, а потом перенесем на стенд фотографии ваших семей, чтобы каждый мог с ними познакомиться.
Затем гостей и детей угощают пирогом под песню «Да здравствует семья!»
Затем дети вместе с воспитателем вывешивают фото своих семей на «говорящую стену» под заголовком «Семья – это мы!»