ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 01 «01» сентября 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАДОУ «Детский сад № 72» Е.Л. Бурега «01» сентября 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная –
дополнительная общеразвивающая программа
«Каруселька»
для детей дошкольного возраста 2-7 лет
срок реализации 1 год
Автор программы: Музыкальный руководитель
Воноканова Алена Александровна
Пояснительная записка
Настоящая «Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа» художественно-эстетической направленности (далее Программа) составлена для МАДОУ «Детский сад №72 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара (далее Учреждение). Настоящее положение разработано на основе:
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Данная программа направлена на музыкально - ритмическое развитие детей дошкольного возраста.
При внедрении настоящей программы реализуются принципы интеграции образовательных областей, таких как «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация» и другие. При разработке программы развития музыкально – ритмических движений использовались программы, современные методики и учебно-методические пособия:
«Ритмическая мозаика» Бурениной А.И.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника всесторонне развитым. Поэтому надо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.
Именно музыкально-ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц и постепенно, через умение управлять своими мышцами, начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение - развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе. Музыкально-ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами.
Национально - региональный компонент программы реализуется через беседы о культуре коми народа, танцевальных композициях, экскурсии в музеи, использование музыкального сопровождения музыку и песни в современной обработке коми народных песен.
Путем включения мелодий родного края, формируется интерес к танцам и музыке коми края, воспитывается любовь к малой родине.
Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевального искусства.
Задачи:
Оздоровительные:
Данная программа строится на обширном изучении танца, наиболее понятного и доступного детям дошкольникам и реализуются принципы интеграции образовательных областей, таких как
«Познание», «Музыка», «Физическая культура» и другие. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от четырех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период
«возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовывать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Еще в древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. В настоящее время стали широко использоваться нетрадиционные формы двигательной активности и одной из форм является занятие хореографией.
Программа рассчитана на четыре года обучения и рекомендуется для занятий детей с 2-7 лет. При распределении разделов программы учитывались основные принципы дидактики,
возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности детей.
Процесс обучения основном построен на peaлизации дидактических принципов
Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу. Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает: безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)
Принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)
Игровой принцип (занятие стоится на игре.) Игра не только как средства разрядки и отдыха, а необходимость пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Принципповторяемостиматериала(повторениевырабатываемыхдвигательныхнавыков.) Принципмногократногоповторения изучаемыхдвиженийвмаксимальномколичестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений даетвозможностьпрочногоихусвоения,чтопослужитфундаментомдальнейшего образовательного процесса.
Элементы современных технологий, используемые в программе:
Игровые технологии.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игра активизирует деятельность учащихся, способствует улучшению позиции ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми. Через игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем самым, формирует его мотивацию. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; будят воображение и фантазию. В игре ребёнок учится самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества.
Личностно-ориентированные технологии.
Одной из важных идей в этих технологиях является формирование положительной «Я- концепции». Для этого необходимо: видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё; создавать личности «ситуацию успеха»,
атмосферу одобрения, поддержки и доброжелательности; предоставлять возможность и помощь детям в самореализации, в положительной деятельности.
Таким образом, в результате использования данных технологий создаётся атмосфера обучения и воспитания, в которой ребёнок может познать себя, самовыразиться и самореализоваться. Педагогика сотрудничества детей и педагога предлагает совместную развивающую деятельность, скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности. Традиционное обучение основано на субъект - объектных отношениях педагога и ребенка. В концепции педагогики сотрудничества это положение заменяется представлением о ребенке, как о субъекте творческой деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз старшего с менее опытным. При этом ни один из них не должен стоять над другим.
Занятия проводятся два раз в неделю из расчета 72 часа в год. В соответствии с требованиями от 28.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20 занятия проводятся с 2 младшей, средней, старшей и подготовителей группах 2 раз в неделю. Длительность занятий: 2 младшая группа: 10-15 минут, средняя группа: 15-20 минут, старшая группа: 25-30 минут, подготовительная группа:30-35минут.
Особенности развития детей дошкольного возраста: Особенности развития детей младшего дошкольного возраста 2 -4 лет.
Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде — от раннего детства к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные для предыдущего возрастного периода, но уже происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно- образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.
Дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.
Занятия хореографией в этом, достаточно раннем возрасте способствуют хорошему физическому развитию, прививают любовь ребенка к осознанной двигательной активности, развивают внимание, собранность, зрительное восприятие, коммуникабельность, дисциплинирует ребенка. В общих танцевальных этюдах не «отсидишься в уголке», надо обязательно взаимодействовать со своими товарищами – становиться в пару, в общий круг.
Хорошо, если ребенок повторит пройденный на занятии материал (изученные движения, танец или игру) дома с родителями, это поможет закрепить ему изученный материал, а так же будет способствовать созданию особой атмосферы заинтересованности и участия в общем процессе.
Еще лучше, если в семье часто звучит хорошая музыка прошедшая проверку веками и родители поощряют желание ребенка подвигаться, потанцевать под эту музыку. Это способствует формированию у детей хорошего вкуса.
Так же занятия хореографией в этом возрасте способствуют: становлению правильной осанки и дальнейшее формирование мышечного корсета, развивают координацию движений, ориентирование в пространстве, исправляют физические особенности ребенка. Занятия хореографией способствуют исправлению полноты, рыхлости мышц, неуклюжести, развивают выносливость организма, тренируют и сердечно - сосудистая и легочная система, осуществляется профилактика астматического синдрома благодаря возрастающей физической нагрузке в процессе занятий, которая соответствует нагрузке в спортивной секции.
У детей от 2 до 3 лет формируется способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук), умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием.
При систематических занятиях с раннего возраста осанка, фигура и физическое здоровье сохраняются на всю жизнь!
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4 -5 лет.
На 4 -5 году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети учатся самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой.
Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
На 4 -5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т.д.)
На 4 -5 году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.
На 4 -5 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
На 5–7 году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Проявляются элементы творчества во всех видах деятельности, осмысленнее воспринимает музыку. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.
Дети 5–7лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально–ритмические задания. Они с большим увлечением соревнуются в нахождении новых сочетаний знакомых плясовых движений, конечно, эти попытки детей в придумывании своего танца еще не уверенные. Движения однообразны, чувствуется их некоторая скованность. Дети иногда очень нерешительно включаются в такие задания. Но к концу года многие могут достаточно выразительно передать в танце характер, настроение, имеют большой запас основных танцевальных движений, устойчивых музыкально– ритмических навыков.
На 5–7году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения – сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате реализации данной образовательной программы дети должны знать: виды танцев (классический, народный, бальный);
танцевальную терминологию (поклон – книксен, реверанс, позиции ног и рук классического танца и т.д.);
музыкальные жанры (песня, танец, марш).
назначенияотдельныхупражненийтанцевально-ритмическойгимнастики.взаимосвязь движения, ритма и музыки;
название основных музыкально-ритмических движений и их элементов; правила гигиены тела, тренировочной одежды;
правила сценического поведения.
Дети должны уметь:
овладеть правилами поведения в музыкальном зале, умением ориентироваться в нем, выполнять простейшие построения и перестроения и комплексы упражнений под музыку;
освоить определенный запас общеразвивающих и танцевальных упражнений;
красиво, выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных темпах, передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок и выражать характер танцевального персонажа под музыку (веселый, грустный, лирический, героический и др.);
импровизировать на любую тему под различное музыкальное сопровождение;
дети без подсказки должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации;
понимать и различать музыкальные размеры иритмы;
определять и использовать основные рисунки, направления в движении; исполнять этюды, танцевальные композиции и танцы;
исполнять упражнения партерного экзерсиса;
красиво и правильно исполнять двигательные элементы; быстро и чётко реагировать на замечания педагога; координировать движения.
Обучая дошкольников по данной программе, к концу года добиваемся следующих результатов:
1 и 2 младшая группа 2-4 года
Коллективно-порядковые навыки и умения:
знают назначение музыкального зала и правила поведения в нем; ориентироваться в зале, строиться в шеренгу;
выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений первого года обучения под музыку; овладевают навыками ритмической ходьбы;
Музыкально-ритмические навыки и умения:
хлопать и топать в такт музыки;
В музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).
Средняя группа – 4-5 лет
Коллективно-порядковые навыки и умения:
строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно, под музыку;
занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не сутулиться, без лишнего напряжения в коленях и плечах);
равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
выполнять навыки основных движений ходьбы «торжественная», «спокойная», «таинственная»; выполнять бег: легкий и стремительный;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линий;
ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, их круга. Музыкально-ритмические навыки и умения:
упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать на них движением;
передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок, чем в начале года;
передавать в движениях смену частей музыкального произведения, чередования музыкальных фраз;
самостоятельно начинать движения после вступления; менять движения со сменой частей, музыкальных фраз;
выразительно, ритмично передавать движения с предметами (ложки, палочки), согласовывая их с характером музыки.
Навыки и умения выразительного движения:
творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх; бегать с
высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка; двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами; бегать на полупальцах;
внимательно слушать танцевальную мелодию, чувствовать ее характер, выражать свои чувства словами, рисунками, движением;
узнавать плясовые движения по мелодии;
выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, мальчики – присядки, хлопушки;
ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки;
выполнять элементы классического и народно-сценического урока; выполнять элементы польки, русской пляски; хореографические композиции,выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками, цветами); инсценировать хороводы;приветствовать учителя и друг друга («Поклон – приветствие»).
Старшая, подготовительная к школе группа – 5-7 лет
Коллективно-порядковые навыки и умения:
маршировать в соответствии с метрической пульсацией;
чередовать ходьбу с приседанием, со сгибами коленей, на носках, широким или мелким шагом, на пятках, держа ровно спину;
рассчитаться на 1, 2, 3 для последующего построения в 3 колонны, шеренги; соблюдать правильные дистанции в колонне «по 3» и в концентрических кругах;
перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой – на шаг назад;
перестроение из общего круга в кружочки по 2, 3. 4 человека и обратно в общий круг; самостоятельновыполнятьтребуемыепеременынаправленияитемпадвижения, руководствуясь музыкой;
выполнение движений с предметами более сложных, чем в предыдущих группах. Музыкально-ритмические навыки и умения:
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
передать хлопками ритмический рисунок мелодии; повторять любой ритм, заданный учителем; задавать самим ритм и проверять правильность его исполнения хлопками и притопами; выполнять ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц;
выполнять упражнения с детскими инструментами; передавать в игровых движениях различные нюансымузыки.
Навыки и умения выразительного движения:
легко, естественно и непринужденно выполнять элементы танца по программе: шаг на носках, шаг польки, широкий и высокий бег, сильные поскоки, боковой галоп;
передаватьвигровых,плясовыхдвиженияхразличныенюансымузыки–напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
выразительно действовать с воображаемыми предметами; придумывать варианты к играм и пляскам;
самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа; выражать свои впечатления от танцевальной музыки в движениях или рисунках;
сохранять правильное положение корпуса, рук, ног при исполнении танцевальных движений, правильно распределяя дыхание;
исполнять танцевальные движения индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него; выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальнымиобразами,передаватьнесложныймузыкальныйритмическийрисунок;
самостоятельно начинать движение после музыкального вступления;
активно участвовать в выполнении творческих заданий; выполнять танцевальные движения: шаг с притопом;
приставной шаг с приседанием; пружинящий шаг;
боковой галоп; переменный шаг; национальные присядки; простейшие дроби; вертушки и кружения;
выразительно и ритмично исполнять танцы согласно репертуарного плана;
выразительно и ритмично исполнять движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами, ложками, веерами и др.);
выполнять упражнения народно-сценического и классического экзерсиса; выполнять «Поклон – приветствие», «Поклон – приглашение»; выполнять элементы классического и народно- сценического урока;
выполнять элементы русской пляски, русские народные танцы, исполнять хореографические композиции.
Главный ожидаемый результат у детей - овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы.
Формы педагогической диагностики (диагностические материалы, разработанные критерии оценки).Качество приобретенных знаний проверяется в течение года. Для этой цели проводится два раза в год мониторинг результатов освоения программы.
Диагностика уровня танцевальных способностей детей (по Бурениной А. И.) Цель диагностики: выявление уровня танцевальных способностей ребенка.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе исполнения движений под музыку в условиях выполнения специально подобранных заданий, беседа.
Уровни:
Высокий уровень - творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень - эмоциональная отзывчивость и интерес к танцевальной деятельности, желание включиться в нее; при некотором затруднении в выполнении задания ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
Низкий уровень - ребенок не эмоционален, спокойно относится к танцевальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.
При определении уровня развития ребенка, за основу взятыследующие критерии:Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении различные образы, уметь изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом музыкального произведения. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позах и жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения, ждут от педагога оценки. У не эмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявления.
Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, если же ребенок выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка соответственно ниже.
Гибкость и пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.
Координация движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, в гимнастике, в танце. Оценивается с учетом подбора доступных по сложности композиций.
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные движения. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности движений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 повторений по показу, то это высокий уровень развития памяти. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большем количестве повторений (более 10 раз) оценивается на низком уровне.
Содержание работы
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки детей на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.Уровень знаний и умений учащихся проверяется во время проведения открытых уроков, утренников, смотров, конкурсов и концертов хореографических коллективов, промежуточной и итоговой аттестации.
Календарно-тематическое планирование для детей 2 - 4 лет
№ занятия | Тема | Задачи |
Сентябрь | ||
1 | «Давайте познакомимся!» | Знакомство с детьми. Что такое танец? Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
2 | «Что такое танец?» | Дать детям элементарное представление о танце. Основные элементы танца |
3 | «Азбука танца» «Спокойный шаг» «Воробушки» «Попрыгаем легко» «Побегаем» «Покружились» «Хлопки» «Хлопкивладошиипо коленям» «Маршируем дружно» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
4 | Разминка «Ходим - прыгаем» | Пробудитьинтерескзанятиям.Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок, прыжки. |
5 | Пляска «Ладошки и ножки» | Обучение перестраиваться из одного рисунка в другой. Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», образуя при этом круг. |
6 | Пляска «Веселые малыши» | Обучение ориентироваться в пространстве. Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно. |
7-8 | Веселый тренинг «Катились колеса» «Шагают ножки» «Паучок», «Морская звезда» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. |
Октябрь | ||
1 | Разминка «Ходим - бегаем» | Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок, бег. |
2 | Азбука движения «Пружинка» «Упражнение с листочками» «Передача листочка» «Ходим – прыгаем» «Ножками затопали» «Выставление ноги на пятку» «Выставление ноги на носочек» «Качание рук с лентами Легкий бег с лентами» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
3 | Танец осенних листочков | Развитие ритмопластики движений детей под музыку. Воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке. |
4 | Пляска «Краковяк для малышей» | Разучивание выученных движений с рисунком танца. Передавать задорный характер музыки. |
5 | Пальчиковые игры «Стряпаем» «Братцы», «Пила» «Добываем огонь» | Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. |
6 | Танец – игра «Листики осенние» | Формирование правильно ориентироваться в пространстве. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. |
7-8 | Веселый тренинг «Птица», «Ходьба» «Качалочка» «Карусель» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. |
Ноябрь | ||
1 | Разминка «Ой, что за народ?» | Ознакомление детей с темпами музыки, (медленный, быстрый, умеренный). Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса. |
2 | Азбука движения Петушок» | Приобретение правильной осанки и положение |
«Бегаем и кружимся» «Крылья бабочек» «Бодрый шаг и легкий бег» «Научились мы ходить» «Упражнение с платочком» «Попрыгаем – побегаем» «Большие и маленькие крылья» | головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. | |
3 | Танец осенних листочков | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
4 | Пляска «Краковяк для малышей» | Разучивание выученных движений с рисунком танца. Передавать задорный характер музыки. |
5 | Пальчиковые игры «Стряпаем» «Братцы» «Пила» «Добываем огонь» | Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. |
6 | Танец – игра «Листики осенние» | Формирование правильно ориентироваться в пространстве. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. |
7-8 | Веселый тренинг «Птица», «Ходьба» «Качалочка» «Карусель» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. |
Декабрь | ||
1 | Разминка «Прогулка» | Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевальной ходьбы. |
2 | Азбука движения «Веселые прыжки» «Упражнение для головы» «Упражнение ловкие ручки» «Лошадки скачут» «Пружинка с поворотами» «Упражнение с погремушками» «Кружатся снежинки» «Побежим и потанцуем» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
3 | «Танец зайчат» | Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
4 | «Танец с погремушками» | |
5 | «Танец Снежинок» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
6 | Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки» «Помощники» «Птички» «Здравствуй» «Колобок» | Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. |
«Паровозик» | ||
7-8 | Веселый тренинг «Сидело два медведя» «Велосипед»,«Ежик» «Самолет» , «Мячик» «Птички», «Лебеди» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. |
Январь | ||
1-2 | Разминка «Шла Лиса» | Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевального шага (лиса идет). |
3-4 | Азбука движения «Ручки и ножки» «Стукалка» «Горошинки рассыпались» «Сделай круг» «Сапожки» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
5-6 | Танец «Огоньки» | Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг» ,«Линия». |
7-8 | Веселый тренинг «Веселые перекаты «Кресло» «Карлсон проснулся» «Самовар», «Колобок» «Паровозик» «Жучок», «Покажем где самолет» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. |
Февраль | ||
1 | Разминка «По тропинке» | Пробудить интерес к занятиям.Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок. |
2 | Азбука движения «Бусинки» «Марш» «Птички» «Веселые ножки» «Плясовая» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
3 | «Танцуем с матрешкой» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
4 | Танец «Веселые парочки» | |
5 | Пальчиковая гимнастика «Зайчик и книга» «Печем пирожки» «Кораблик», «Торт» «Зима» | Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. |
6 | Танец – игра «Зайчики и медведи» | Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
7-8 | Веселый тренинг «Крокодил» «Стойкий оловянный солдатик», «Бабочка» «Ласточка» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. |
Март | ||
1 | Разминка «Веселая прогулка» | Пробудить интерес к занятиям.Изучение шага с носка, переменный шаг, шаг на носок. |
2 | Азбука движения «Упражнение с цветами» «Выставление ноги на носок» «Выставление ноги на каблук» «Упражнение с платочком» «Упражнения для корпуса «Неваляшки» «Подъемный кран» «Топающий шаг» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
3 | «Танец с цветами» | Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг» - широкий и узкий. |
4 | «Танец с платочками - Стирка» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. |
5 | Веселая растяжка «Веселые медвежата» | Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса. |
6 | Пальчиковая гимнастика «Червячки» «Апельсин» «Домик для зайчика» «Ежик» | Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. |
7-8 | Танец – игра «Маленькие птички» | Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца - игры родителям. |
Апрель | ||
1 | «Разминка для малышей» | Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг,шаг на носок. |
2 | Азбука движения «Пружинки и прыжки» «Тихо-громко» «Выбирай» «Веселые ножки», «Легкие и тяжелые ручки» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
3 | Хоровод «Весенняя березка» | Учить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Широкий круг», «Линия». |
4 | «Танец с шарами» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. |
5 | Пальчиковая гимнастика «Тучки», «Лягушата» «Пальчики замерзли» | Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. |
6 | Танец – игра «Лягушата» | Развитие ритмопластики движений детей под музыку. Воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке. Передавать задорный характер музыки. |
7-8 | Веселый тренинг – Комплекс с мячом «Кручу-кручу» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. |
Май | ||
1 | Разминка «Мы шагаем» | Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок. |
2-3 | Азбука движения «Упражнение с флажками» «Бегаем-топаем-хлопаем» «Веселые хлопки» «Упражнение с ленточками» «Едем на лошадке» «Упражнение с мячами» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
4-5 | «Пляска с флажками» | Воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке. Передавать задорный характер музыки. |
6-7 | Пальчиковая гимнастика «Солдатики» «Паучки»,«Молоточки» «Рисуем» | Развивать ручную умелость, мелкую моторику и координацию движений рук. |
8 | Веселый тренинг «Котенок» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. |
Календарно-тематическое планирование для детей 4 - 5 лет
№ занятия | Тема | Задачи |
Сентябрь | ||
1 | «Давайте познакомимся!» | Знакомство с детьми. Что такое танец? Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
2 | «Что такое танец?» | Дать детям элементарное представление о танце. Основные элементы танца. |
3 | «Азбука танца» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
4-5 | Танцевальные шаги | Пробудить интерес к занятиям.Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок. |
6 | Общеразвивающие упражнения «Цветные флажки» | Формирование правильного исполнения танцевального движения, шага. Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам.Построения в цепочку, в круг. |
7-8 | Танцевальные движения с цветами | Формирование правильно ориентироваться в пространстве. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Ходьба |
с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построение круга из шеренги. | ||
Октябрь | ||
1-2 | Музыкальные игры: «Ладушки» | Обучение перестраиваться из одного рисунка в другой. Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. |
3 | Хоровод «Красный сарафан» | Учить детей русскому хороводному плавному шагу. Развивать способность ориентироваться в пространстве. Совершенствовать навык легкого поскока, бокового галопа, ориентировке в пространстве. |
4-5 | Коллективно- порядковые упражнения | Разогревание первоначальные навыки координации движений. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». |
6 | Хоровод «Капустка» | Знакомить с «рисунком» танца: движение по линии танца, против линии, «завивать и развивать капустку», сужать и расширять круг, «резвые ножки». |
7 | «Вместе весело шагать» | Совершенствовать исполнения детьми «высокого шага». Воспринимать и передавать в движении темп и характер музыки. Развивать чувство ритма, активизировать |
Ноябрь | ||
1 | Знакомство с эстрадным танцем «Гномики» | Ознакомление детей с темпами музыки, (медленный, быстрый, умеренный). Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса. |
2-3 | Положение в паре Танец «Мамочка моя» | Совершенствование в исполнении выученных движений. Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре. |
4 | Рисунок танца | Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». |
5-6 | «Танцуем все!» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
7-8 | Коллективно – порядковые упражнения: «В круг» | Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. |
Декабрь | ||
1-2 | Знакомство с русско - народным танцем | Знакомство с движениями народного танца. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. |
3 | Элементы русской пляски | Обучение детей русским танцевальным движениям. «Елочка», «гармошка», присядки, выпады, «ковырялочки», выстукивание, хлопки. |
4-5 | Музыкальные игры: «Кукла и мишка», «Коршун и цыплята» | Формирование умение ориентироваться в пространстве. Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Шаг польки. Ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения |
из круга врассыпную и обратно, подскоки. | ||
6-7 | Изучение элементов русского танца | Совершенствование координацию движений, навык ориентирование в пространстве. Основные движения для мальчиков: «присядки», «хлопки», «притопы». Основные элементы танца: «веревочка», «молоточек», «припадание» |
8 | Русский шуточный танец «Полянка» | Развитие ритмопластики движений детей под музыку. Воспитывать выдержку, начинать движения в соответствии с динамическими оттенками в музыке. Передавать задорный характер музыки. Работать над выразительностью движения рук. Предложить детям импровизировать, придумывая свою композицию русской пляски, используя знакомые движения. |
Январь | ||
1-3 | Танец «Звездочки» | Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг» ,«Линия». |
4-5 | Знакомство с русско - народным танцем «Калинка» | Обучение двигаться синхронно, соблюдать дистанцию. Разучивание выученных движений с рисунком танца. |
6-8 | Постановка танца. | Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над техникой исполнения |
Февраль | ||
1 | «Танцуем все!» | Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
2-3 | Коллективно- порядковые упражнения: «Часики», «Мячики» | Совершенствование передавать заданный образ. Развитие чувства ритма. Разминка с мячами. Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. |
4 | Танцевальные элементы | Повышение гибкость суставов. «Змейка», «чак- чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки. |
5 | Музыкальные игры: «Займи домик» | Усвоение самостоятельно начинать движения после выступления. Образные игры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. |
6 | Словесно-двигательная игра «Все игрушки любят смех» | Развивать навык синхронного выполнения движений в одном темпе. Передавать в движении содержание текста песни, характерные особенности игрового образа животных. |
7 | Коллективно – порядковые упражнения: «В круг» | Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. |
8 | Коллективно – порядковые | Дать представление передавать заданный образ. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного |
упражнения: «Зверята» | порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. | |
Март | ||
1-2 | Знакомство с эстрадным танцем «Дождя не боимся» | Закреплять навык танцевального шага с носка. Четко исполнять перестроения, держать равнение. Познакомить с новой композицией, обсудить содержание, настроение. Развивать творческое воображение. Разучить отдельные элементы. Совершенствовать умение двигаться во всем пространстве зала, перестраиваться из положения врассыпную в круг. |
3 | Игра «Ритмический зонтик» | Развивать умение передавать ритмический рисунок хлопками, шлепками, притопами. Продолжать работу над сложными элементами. Поощрять проявления танцевального творчества. |
4-5 | Постановка танца | Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над техникой исполнения |
6 | «Танцуем все!» | Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
7 | Танцевальные элементы и композиции с музыкальными инструментами: «Бубен на двоих», «Колокольчики, динь, динь» | Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». |
8 | Музыкальные ролевые игры: «Птицы» | Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. |
Апрель | ||
1-2 | Коллективно- порядковые упражнения: «Чайник», «Машинки» | Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе. |
3 | Танцевальные элементы: «Полоскать платочки», «Хозяюшки» | Шаг с ударом, кружение. Прыжки на ногах.Пружинка- легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, |
4-5 | Музыкальные игры: «Ловушка» | Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Перестроение из круга в диагональ. Образные игры. Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки |
6 | Общеразвивающие упражнения с предметами | Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса с мячами. |
7 | Знакомство с танцем «Вечный двигатель» | Формировать коммуникативные навыки, умение быстро находить себе пару, ориентироваться в зале. Познакомить с рисунком танца. Разобрать основные движения. |
Формировать умение вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песни в движениях. | ||
8 | Изучение элементов эстрадного танца «Вечный двигатель» | Поощрять стремление к импровизации. Развивать умение вслушиваться в музыку, танцевать в характере музыки, используя изобразительные движения. Закреплять «рисунок» танца, отрабатывать отдельные элементы танца. Формировать новые выразительные исполнения. Добиваться легкости движений. Слышать смену фраз. |
Май | ||
1 | Партерная гимнастика | Умение самостоятельно различать темповые исполнения в музыке, отвечать на них движением. «Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед». |
2 | Партерная гимнастика по парам | Улучшение эластичности мышц и связок. «Тик-так», «мячик», «змейка». |
3-4 | Игры, этюды, танцы по выбору детей | Поддерживать желание детей играть в музыкальные игры, исполнять знакомые танцы. Предложить детям устроить концерт. |
5-6 | «Танцевальная шкатулка» | Формирование правильную осанку Повышение гибкости суставов. Повторение пройденных тем. |
7-8 | Мини концерт: «До встречи!» | Обучение детей танцевальным движениям. Костюмированное представление пройденных танцевальных номеров. |
Календарно-тематическое планирование для детей 5-7 лет
№ занятия | Тема | Задачи |
Сентябрь | ||
1 | «Давайте познакомимся!» | Знакомство с детьми. Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
2 | Повторение репертуара 2-го года обучения по желанию детей. Полька «Дружба», танец «Цветочная полянка», бальный танец | Побуждать детей к самостоятельному выбору. Поддерживать интерес детей к движению под музыку. |
3 | «Азбука танца» | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног. Постановка корпуса, рук, ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. |
4 | Танцевальные шаги | Пробудить интерес к занятиям. Изучение танцевального шага с носка, переменный шаг, шаг на носок. |
5-6 | Общеразвивающие упражнения «Листики», «Журавли» | Формирование правильного исполнения танцевального движения, шага. Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. |
7-8 | Танцевальные движения с листочками | Формирование правильно ориентироваться в пространстве. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построение круга из шеренги. |
Октябрь | ||
1 | Музыкальные игры: «Лебедушки» | Обучение перестраиваться из одного рисунка в другой. Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. |
2 | Хоровод «Красный сарафан» | Учить детей русскому хороводному плавному шагу. Развивать способность ориентироваться в пространстве. Совершенствовать навык легкого поскока, бокового галопа, ориентировке в пространстве. |
3-4 | Коллективно- порядковые упражнения | Разогревание первоначальные навыки координации движений. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». |
5-6 | Танцевально - ритмическая гимнастика | Знакомить с «рисунком» танца: движение по линии танца, против линии, сужать и расширять круг, «резвые ножки». |
7-8 | Ритмическая игра «Горелки» Танец «Грибочки» | Совершенствовать исполнения детьми «высокого шага». Воспринимать и передавать в движении темп и характер музыки. Развивать чувство ритма, активизировать внимание детей. |
Ноябрь | ||
1-2 | Знакомство с эстрадным танцем | Ознакомление детей с темпами музыки, (медленный, быстрый, умеренный). Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса. |
3 | Положение в паре | Совершенствование в исполнении выученных движений. Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре. |
4-5 | Рисунок танца | Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». |
6-7 | «Танцуем все!» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
8 | Коллективно – порядковые упражнения: «День - ночь» | Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. |
Декабрь | ||
1-2 | Знакомство с Бальным танцем «Полонез». | Дать детям элементарное представление о бальном танце. Основные положение рук, ног, головы, корпуса. |
История танца | Происхождение танца. | |
3-4 | Рисунок танца Танец «Снежинок» | Формирование самостоятельно различать темповые исполнения в музыке, отвечать на них движением. Работа над техникой исполнения. |
5-6 | Постановка танца Танец « Елочек» | Формирование правильно ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. |
7 | «Танцуют все!» | Умение правильно ориентироваться в пространстве. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
8 | Танец «Метелица» | Создать у воспитанников хорошее настроение; Научить синхронному исполнению; Развивать силу ног. |
Январь | ||
1-2 | Знакомство с ритмическим танцем «Тику- рику» | Поощрять желание танцевать в парах, развивать умение ориентироваться в пространстве. Работать над танцевальным шагом с носка. Развивать умение различать части музыкального произведения, ориентироваться в пространстве. |
3-5 | Постановка танца «Танец «Метелица» | Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над техникой исполнения .Развивать художественно- творческие способности. |
6-8 | «Музыкальные танцы по показу» | Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
Февраль | ||
1 | «Танцуем все!» | Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
2 | Танцевально - ритмическая гимнастика | Совершенствование передавать заданный образ. Развитие чувства ритма. Разминка с мячами. Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. |
3-4 | Танцевальные элементы Танец «Моряки» | Добиваться синхронного исполнения движений. Развивать чувство ритма быстроту реакции, координацию движения. |
5 | Упражнения на развитие гибкости | Разогревание первоначальные навыки координации движений. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». |
6 | Словесно-двигательная игра «Пластилиновая ворона» | Развивать навык синхронного выполнения движений в одном темпе. Передавать в движении содержание текста песни, характерные особенности игрового образа животных. |
7 | Коллективно – порядковые упражнения: «Узоры» | Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. |
8 | Коллективно – порядковые упражнения: «Зайчата» | Дать представление передавать заданный образ. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. |
Март | ||
1-2 | Знакомство с эстрадным танцем «Божья коровка» | Познакомить с новойкомпозицией. Понимать содержание, настроение, разобрать основные движения. Побуждать к поиску изобразительных движений. Поощрять желание самостоятельно импровизировать. |
3-4 | Игра «По секрету всему свету» | Закреплять эмоционально- выразительное исполнение танца, продолжать развивать умение общаться друг с другом посредством движений. Работать над сольными партиями. |
5 | Постановка танца | Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над техникой исполнения |
6 | «Танцуем все!» | Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно. Совершенствование в исполнении выученных движений. Показ танца родителям. |
7 | Танцевальные элементы и композиции «Клуб веселых человечков» | Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». |
8 | Музыкальные ролевые игры: «Музыкальные змейки» | Развивать умение запоминать и передавать ритмический «рисунок», развивать слуховое внимание. |
Апрель | ||
1 | Коллективно- порядковые упражнения: «Всадник» | Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе. |
2-3 | Танцевальные элементы: «Марш», «Упражнения с обручем» | Шаг с ударом, кружение. Прыжки на ногах. Пружинка- легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, танцевальные движения с обручем. |
4-5 | Музыкальные игры | Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Перестроение из круга в диагональ. Образные игры. Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, |
6 | Общеразвивающие упражнения с предметами | Упражнение на укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса с мячами. |
7 | Знакомство с танцем «Модный рок» | Формировать коммуникативные навыки, умение быстро находить себе пару, ориентироваться в зале. Познакомить с рисунком танца. Разобрать основные движения. Формировать умение вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песни в движениях. |
8 | Изучение элементов эстрадного танца | Поощрять стремление к импровизации. Развивать умение |
Май | ||
1 | Партерная гимнастика | Умение самостоятельно различать темповые исполнения в музыке, отвечать на них движением.«Лягушка», «Свечи», «качели»,«пароход», «велосипед». |
2 | Партерная гимнастика по парам | Улучшение эластичности мышц и связок. «Тик-так», «мячик», «змейка». |
3 | Игры, этюды, танцы по выбору детей | Поддерживать желание детей играть в музыкальные игры, исполнять знакомые танцы. Предложить детям устроить концерт. |
4-6 | «Танцевальная шкатулка» | Формирование правильную осанку Повышение гибкости суставов. Повторение пройденных тем. |
7-8 | Мини концерт: «До встречи!» | Обучение детей танцевальным движениям. Костюмированное представление пройденных танцевальных номеров. |
Календарно - тематический план. Краткое описание тем
.
Тема занятий | Содержание | Время проведения |
«Лесные волшебники» | 1-2 Вводное занятие. «Давайте познакомимся!» Знакомство с правилами танцевального кружка. 3-4 «Сказочные зайки» . Учить передавать образы лесных зверей в игровой ситуации. | Сентябрь |
«Урожай на грядке» | 1-2 «Урожай собирай и на зиму запасай» Инсценировка песен про урожай. Воссоздавать игровые образы овощей. 3-4 «Осенние подарки». Освоение способов детализации. (Характера поведения персонажа). | Октябрь |
«Разноцветный ковер» | 1-2 «Листики играют в прятки» побуждение детей к поиску выразительных движений и жестов ,передающих «переход» из одного состояния в другое.(образ смены погоды , дождя, ветра) 3-4 «Виноватая тучка» Находить самостоятельно образ при помощи выразительной пластики и музыки. | Ноябрь |
«Зимняя сказка» | 1-2 «Добрые и злые волшебники». Знакомить детей со способами воплощения образа фантастического персонажа его характером. 3-4 «Новый год у ворот». Побуждение детей к поиску способов воплощения образов.(петрушки, гномы, снежной королевы) | Декабрь |
«Удивительное рядом» | «Зимние узоры». 1-2 Подводить детей к нахождении способов разыгрывания развернутого сюжета. | Январь |
«Мы спортсмены» | 1-2 «Спорт, спорт, спорт» Закреплять умения и навыки музыкально- ритмических движений в построении различных фигур. 3-4 «Мы солдаты» Разыгрывать не большой сюжет на военную тематику . | Февраль |
«Мамочка любимая» | 1-2 «Добрая сказка» Освоение способов образов нежности, любви ,взаимопонимания . 3-4 «Весенняя телеграмма» Побуждать детей к поиску образов пробуждения природы ото сна. | Март |
«Мир вокруг нас» | 1-2 «Волшебные цветы» Подводить детей к движениям изображающие видоизменения внешнего облика персонажа.(цветы увядают,оживают и т.д.) 3-4 «Веснянка» Развивать выразительность исполнения детьми движений и «игровой »сценки в целом. | Апрель |
«Веселая карусель» | 1-2 «Навстречу к солнышку» Освоение элементов эстрадного танца. Постановка творческого танца при индивидуальной импровизации. | Май |
Формы занятий
Занятия проводятся в группах и малыми группами. Основными формами работы являются: тренировки, репетиции, открытые и зачётные занятия, различные праздники, концерты, конкурсы и фестивали, а также творческие встречи с профессиональными артистами и танцевальными коллективами.
На занятиях используются разнообразные методы работы с детьми: игровые, словесные, наглядные, практические, репродуктивные, поисковые, индуктивные, творческие: (просмотр и анализ видеозаписей выступлений коллектива на занятиях, репетициях, конкурсах и фестивалях, рассказы и беседы с обучающимися, показ педагога, для наиболее успешного освоения программы применяются зачётные и актёрские книжки.
Список литературы
муз.руководителя дет.сада. Сост.Е.П.Раевская идр.- М.:Просвещение,1991.
«РЕСПЕКС»,1996