Конспект познавательно – речевого занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: « Космос»
Цель: расширять и углублять представления детей о космосе.
Задачи:
Оборудование: ноутбук, проектор, воздушные шары (гелевые), конверты с заданиями, карандаши, пазлы космонавт и ракета, звук ракеты, видео презентация (на выбор 2 презентации), карточки с заданиями, медали, картинка большой медведицы, легенда о большой медведице.
Предварительная работа: чтение рассказов о космосе, просмотр изображений о космосе и созвездиях, заучивание физминутки и приветствия, проведение артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
Вводная часть:
В: ребята к нам сегодня с вами пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.(дети здороваются)
В: Скажите мне пожалуйста а какое у вас сегодня настроение ребята?( хорошее, веселое, радостное и т.д.)
В: А давайте ребята мы с вами передадим наше хорошее настроение друг другу, давайте возьмемся за руки крепко - крепко и скажем замечательные слова:
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В: ребята посмотрите внимательно и скажите, что необычного появилось у нас в группе? ( по группе развешаны шары, на которых написаны цифры и конверты с заданиями, дети обращают на них внимание).
В: Конечно ребята у нас в группе появились шары и на них цифры, а вы хотели бы узнать, для чего эти шары? (Да)
В: Тогда давайте подойдем к шару под номером 1 и посмотрим на него внимательно. ( дети с воспитателем подходят к шару и осматривают его, находят с другой стороны конверт с заданием)
В: Ребята на шарике какой то интересный конверт, давайте я его открою и посмотрим что же там внутри. (воспитатель открывает конверт и читает загадку внутри конверта лежит картинка космоса)
Океан бездонный, Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный, И необычайный,
В нем живут Вселенные, Звезды и кометы,
Есть и обитаемые, Может быть, планеты. (космос)
воспитатель показывает картинку космоса
- Правильно ребята это космос, и такое задание неспроста ведь совсем скоро будет праздник, скажите какой? ( день космонавтики)
- Конечно день космонавтики, а вы бы хотели узнать побольше о космосе? Тогда давайте с вами будем выполнять задания на шарах, вы согласны? Подойдем все вместе к шару под номером 2.
Воспитатель открывает конверт а в нем лежит 2 пазла один для девочек, другой для мальчиков, дети на столиках собирают пазлы.
В: ребята, а на этом шарике 2 конверта, посмотрите тут какие то непонятные картинки, как вы думаете что с ними нужно сделать ( собрать пазл) дети собирают ракету и космонавта.
- Что у вас получилось? (у девочек космонавт, у мальчиков космический корабль)
- А кто такой космонавт? (Человек который летает в космос)
- А для чего нужна ракета? (Чтобы улететь в космос)
В: А хотите мы с вами сейчас тоже станем космонавтами и отправимся в космос?
- Тогда давайте сядем на стулья и полетим в космос, а чтобы отправится в путь нам понадобится следующий шар, под каким номером? (3)
На одном стуле прикреплен шар с номером 3 воспитатель берет его и открывает конверт.
- Ребята в этом конверте целое письмо для нас.( воспитатель читает)
Для того, чтобы отправиться в космическое путешествие вам необходимо пройти специальную подготовку:
Артикуляционная гимнастика
—Для начала откройте широко рот и пощелкайте языком, а теперь спрячьте язычок за нижние зубы и почистите их кончиком языка, делая движения языком из стороны в сторону, еще почистим верхние зубы, спрячем язычок за верхние зубы и повторим движения, теперь наши зубы чистые и мы можем широко улыбнуться, давайте улыбнемся так, чтобы не было видно зубов, а затем еще раз улыбнемся и покажем зубки.
- Молодцы ребята вот вы и готовы отправится в путешествие, пристегните свои ремни безопасности ( дети имитируют как они пристегивают ремень)
- Сядьте ровно, выпрямите свои спинки, давайте будем заводить мотор ракеты, для этого тихо произнесем звук Р_Р_Р, теперь громче, еще громче и совсем громко, ну вот мы и завели моторы и готовы взлетать Давайте вместе скажем: «РА — РА — РА — в космос нам лететь пора!»(звучит звук когда взлетает ракета)
- А пока мы с вами летим я вам предлагаю поиграть. Я буду называть слова и если вы услышите звук Р в слове вы хлопните в ладоши, начнем?
(корона, луна, топор, река, солнце, утро, ночь, заря, радио, свет, терем)
- Вот мы с вами и прилетели в космос, давайте ребята проверим следующий шарик 4 ( на шарике надпись посмотрите видео презентацию)
- Ребята нам предлагают посмотреть презентацию, давайте внимательно посмотрим. ( дети смотрят презентацию про космос по желанию выбираете одну из 2 презентации, видео или повер поинт)
- Теперь ребята мы знаем куда мы свами попали и кто же здесь уже побывал до нас. Ну что задержимся в космосе? Тогда я открываю следующее задание.
(В конверте 5 лежат карточки на каждого ребенка с заданием, воспитатель раздает их)
- Ребята в этом задании нам предлагают поработать, вам нужно определить положение звука Р в слове и показать его на схеме, а затем разделить слово на слоги, это тяжелое задание, но я уверена вы справитесь.
- Давайте все вместе прочитаем слова ( Ракета, Карета, Забор), ну что ж приступайте к заданию. ( По окончанию воспитатель спрашивает несколько детей как они сделали, а затем показывает картинку как должно быть сделано)
- Я вам предлагаю поменяться с соседом карточками и проверить все ли правильно сделано. Молодцы ребята теперь я вижу вы настоящие космонавты.
- Ребята а где же наше следующее задание? (дети ищут по группе шар с номером 6 он прикреплен к мольберту или магнитной доске)
- Давайте подойдем поближе ( подходят воспитатель берет конверт с заданием. и читает его)
- Посмотрите с обратной стороны доски(воспитатель переворачивает доску, а там созвездие большой медведицы.
- Ребята что это такое?(звезды)
А что из них сложено? (созвездие)
В виде чего оно?( ковшик)
Как оно называется? ( большая медведица)
Ребята а вы знали, что у большой медведицы есть легенда о появлении, хотели бы ее узнать? Давайте с вами скажем такие слова
Физминутка
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте).
В космосе летим опять (соединить руки над головой).
Оторвались от Земли (подпрыгнуть).
Долетели до Луны (руки в стороны, покружиться).
На орбите повисели (покачать руками вперёд-назад).
И опять мы полетели (бегут на стульчики).
А теперь посмотрим легенду ( смотрят презентацию легенды)
- Вот такую замечательную легенду мы с вами узнали, но пора выполнять следующее задание из шарика под номером? (7)
Воспитатель открывает конверт
- В этом конверте нам предлагают поиграть в игру скажи наоборот. Я вам читаю слова или предложения, а вы изменяете неправильные на правильные слова.
— Космонавт летит в космос на маленькой ракете. (большой)
— Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)
— Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).
Молодцы ребята, вы исправили все ошибки.
- Что то мы с вами задержались в космосе пора нам ребята возвращаться на землю, для этого давайте снова пристегнем ремни и заведем мотор ракеты, вспоминайте как мы это делали?( дети говорят ракета заводится звучит сигнал летящей ракеты)
- Вот мы с вами и на земле. Ребята а все ли шары мы с вами проверили? дети глазами находят последний шар 8 он прикреплен на том месте где началось занятие.
-Ребята давайте отстегнем ремни безопасности выйдем из ракеты и подойдем к шару под номером 8.( дети выполняют и за воспитателем подходят к шару, воспитатель открывает конверт)
Ребята вы выполнили все космические задания и стали настоящими космонавтами и заслужили медаль космонавта, но прежде чем ее получить скажите пожалуйста?
- Вам понравилось путешествие?
- Где вы побывали?
- На чем вы летали?
-Кто первый человек, который совершил полет в космос?
- Когда отмечают день космонавтики?
- Что вам понравилось в космосе?
- Что вы узнали нового?
- Хотели бы еще побывать в космосе?
За свое путешествие юные космонавты награждаются медалями, спасибо вам ребята, что вы были такими старательными.