Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Разноуровневое обучение в начальной школе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках в начальной школе

(из опыта работы Угаровой Елены Алексеевны, г. Самара, МБОУ «Школа № 76»)

Введенный ФГОС начального общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Использование современных образовательных технологий на уроке способствует развитию у школьников познавательной активности, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

С введение ФГОС в моей работе возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Я остановлюсь на технологии разноуровневого обучения.

Данная технология предполагает освоение школьных предметов с учетом имеющихся у каждого ученика индивидуальных особенностей. То есть она использует дифференцированный подход к каждому ребенку, принимая во внимание его конкретные умения, знания и навыки.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Использование технологии разноуровневого обучения невозможно без соблюдения следующих правил:

1. Минимальный уровень должен быть рассмотрен только в качестве стартового. При этом педагог обязан стимулировать потребность своих воспитанников в достижении больших высот при усвоении учебного предмета.

2. Используя разноуровневые задания, необходимо сохранить индивидуальный темп для продвижения к получению максимального объема знаний.

3. Ученики должны иметь возможность выбирать для себя более сложные задачи, а также переходить в другие группы.

Дифференцированное обучение требует от учителя изучения индивидуальных особенностей учащихся и физических (здоровья), психологических (уровень развития внимания, мышления, памяти, воображения) и учебных возможностей учащихся.
При поступлении в 1 класс диагностику уровня подготовки к школе проводит наш школьный психолог.

Уровень школьной готовности включает в себя: мотивацию обучения, моторику, развитие речи, ориентацию в пространстве, общий кругозор, познавательное развитие.

По результатам психологического диагностирования, личных наблюдений и бесед с родителями класс условно делю по уровням:

1 группа: ученики с высокими учебными способностями. Самостоятельно работают со сложным материалом, творчески подходят к решению задач, обладают устойчивым вниманием, хорошей памятью, владеют большим словарным запасом, легко переносят знания в новые ситуации. Таких учеников в классе обычно немного .

2 группа : учащиеся со средними способностями. Выполняют задание первой группы с помощью учителя, чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Они невнимательны и затрудняются выполнять задания на обобщение. Для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися 1 группы. Таких учеников в классе большинство.

3 группа: учащиеся с низкими учебными способностями. Невнимательны, обладают плохой памятью. Усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа. Быстро утомляются. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно. Таких учеников в классе небольшое количество.

Комплектование группы - уровней условно, так как состав групп непостоянен. Динамика в развитии является основанием для перевода в другую условную группу. Часто бывает так, что один и тот же ученик может находиться на разных уровнях по разным предметам. Например: на уроках математики ученик работает на высоком уровне, а на уроках русского языка этот же ученик на среднем уровне.

Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучащегося, использую трехуровневые задания на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

У меня появляется возможность помогать слабым ученикам и уделять внимание сильным. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

Содержание учебных заданий я дифференцирую:

Приведу примеры трехуровневых заданий на разных этапах урока по разным предметам.

Русский язык. Работа над ошибками.

1 уровень.

По уровню трудности: на полях ставлю палочку, значит на этой строчке есть ошибка. Сколько палочек – столько ошибок. Нужно найти слово с ошибкой, написать его правильно. По объему: проверить данную орфограмму (если возможно) и написать 2 - 3 слова на данную орфограмму с проверкой. По уровню творчества: придумать и записать предложение с данным словом.

2 уровень. По уровню трудности: слово с ошибкой подчеркнуто. Найти в слове ошибку и правильно его выписать. По объему: проверить данную орфограмму (если можешь) и написать 1 - 2 слова на данную орфограмму. По уровню творчества: придумать и записать предложение с данным словом.

3 уровень. По уровню трудности: ошибочная буква подчеркнута. Правильно выписать это слово. По объему: правильно написать это слово еще 3 раза.

Проверка усвоения пройденного материала на уроке русского языка в 3 классе по теме «Что такое орфограмма»

1 уровень.

По уровню трудности: Рассмотри таблицу. В каждом из столбиков приведены слова с орфограммой в корне. Напиши название каждого столбика (орфограммы).

лесной

местный

травка

окно

радостный

глазки

По объему: Дополни таблицу: запиши по одному своему примеру в каждый столбик. По уровню творчества: придумай и запиши предложение с каждым из придуманных слов.

2 уровень. По уровню трудности: Прочитай слова: сказка, больной, местный, окно, глазки, устный. Заполни таблицу, распределив слова по трем столбикам.

Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Слова с орфограммой «Проверяемые парные согласные по звонкости-глухости в корне слова»

Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»

По объему: на каждую орфограмму дано по два слова. По уровню творчества: Придумай и запиши одно предложение со словом из первого столбика.

3 уровень. По уровню трудности: Прочитай слова: сказка, больной, местный, окно, глазки, устный. Дополни таблицу, используя слова из задания.

Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Слова с орфограммой «Проверяемые парные согласные по звонкости-глухости в корне слова»

Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»

сказка

окно

устный

По объему: на каждую орфограмму дано по одному слову. По уровню творчества: Придумай и запиши одно предложение со словом «сказка».

Домашнее задание по литературному чтению по теме: Н. Носов «Мишкина каша»

1 уровень.

По уровню трудности: Раздели текст на части и озаглавь каждую часть. По объему: Прочитай текст и перескажи его. По уровню творчества: перескажи текст от имени Мишки.

2 уровень. По уровню трудности: Подготовь отрывок для чтения по ролям. По объему: Выразительно прочитай весь текст. По уровню творчества: Подготовь отрывок для чтения по ролям с соседом по парте.

3 уровень. По уровню трудности: Подготовь отрывок для чтения по ролям. (Отрывок указывает учитель) По объему: Прочитай весь текст. По уровню творчества: Назови еще одно произведение Н. Носова.

Математика. Закрепление темы: «Числовые последовательности»

1 уровень.

Выбери правило, с помощью которого составлено каждое последующее число последовательности:

8 20 44 92

Отметь правильный ответ.

Запиши еще 3 числа данной последовательности.

2 уровень.

Укажи последовательность чисел, составленную по правилу: «Каждое следующее число на 8 меньше предыдущего».

Отметь правильный ответ

Запиши еще 3 числа данной последовательности.

3 уровень.

Укажи последовательность чисел, составленную по правилу: «Каждое следующее число на 5 больше предыдущего».

Отметь правильный ответ

Запиши еще 2 числа данной последовательности.

Окружающий мир. Изучение нового материала. Тема: «Свойства полезных ископаемых»

1 уровень.

Найти и прочитать описание горючих полезных ископаемых. Заполнить таблицу:

Название

Основные свойства

Использование

Способ добычи

С помощью таблицы и учебника подготовить сообщение об этих полезных ископаемых.

2 уровень.

Найти на стр. учебника и прочитать описание полезных ископаемых, используемых в строительстве. Заполнить таблицу:

Название

Основные свойства

Использование

Способ добычи

Песок

Глина

Гранит

С помощью таблицы и учебника подготовить сообщение об одном из этих полезных ископаемых.

3 уровень.

Найти на стр. учебника и прочитать описание полезных ископаемых, используемых в строительстве. Заполнить недостающие графы таблицы:

Название

Основные свойства

Использование

Способ добычи

Песок

В карьерах

Глина

пластичность

Гранит

При строительстве метро, набережных

С помощью таблицы подготовить сообщение об одном из этих полезных ископаемых.

Подобные задания можно выполнять, разделив учащихся на группы из 2 - 3 человек.

Итак, уровневая дифференциация позволяет:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области