Использование технологии разноуровневого обучения на уроках в начальной школе
(из опыта работы Угаровой Елены Алексеевны, г. Самара, МБОУ «Школа № 76»)
Введенный ФГОС начального общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Использование современных образовательных технологий на уроке способствует развитию у школьников познавательной активности, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
С введение ФГОС в моей работе возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Я остановлюсь на технологии разноуровневого обучения.
Данная технология предполагает освоение школьных предметов с учетом имеющихся у каждого ученика индивидуальных особенностей. То есть она использует дифференцированный подход к каждому ребенку, принимая во внимание его конкретные умения, знания и навыки.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Использование технологии разноуровневого обучения невозможно без соблюдения следующих правил:
1. Минимальный уровень должен быть рассмотрен только в качестве стартового. При этом педагог обязан стимулировать потребность своих воспитанников в достижении больших высот при усвоении учебного предмета.
2. Используя разноуровневые задания, необходимо сохранить индивидуальный темп для продвижения к получению максимального объема знаний.
3. Ученики должны иметь возможность выбирать для себя более сложные задачи, а также переходить в другие группы.
Дифференцированное обучение требует от учителя изучения индивидуальных особенностей учащихся и физических (здоровья), психологических (уровень развития внимания, мышления, памяти, воображения) и учебных возможностей учащихся.
При поступлении в 1 класс диагностику уровня подготовки к школе проводит наш школьный психолог.
Уровень школьной готовности включает в себя: мотивацию обучения, моторику, развитие речи, ориентацию в пространстве, общий кругозор, познавательное развитие.
По результатам психологического диагностирования, личных наблюдений и бесед с родителями класс условно делю по уровням:
1 группа: ученики с высокими учебными способностями. Самостоятельно работают со сложным материалом, творчески подходят к решению задач, обладают устойчивым вниманием, хорошей памятью, владеют большим словарным запасом, легко переносят знания в новые ситуации. Таких учеников в классе обычно немного .
2 группа : учащиеся со средними способностями. Выполняют задание первой группы с помощью учителя, чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Они невнимательны и затрудняются выполнять задания на обобщение. Для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися 1 группы. Таких учеников в классе большинство.
3 группа: учащиеся с низкими учебными способностями. Невнимательны, обладают плохой памятью. Усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа. Быстро утомляются. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно. Таких учеников в классе небольшое количество.
Комплектование группы - уровней условно, так как состав групп непостоянен. Динамика в развитии является основанием для перевода в другую условную группу. Часто бывает так, что один и тот же ученик может находиться на разных уровнях по разным предметам. Например: на уроках математики ученик работает на высоком уровне, а на уроках русского языка этот же ученик на среднем уровне.
Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучащегося, использую трехуровневые задания на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
У меня появляется возможность помогать слабым ученикам и уделять внимание сильным. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.
Содержание учебных заданий я дифференцирую:
Приведу примеры трехуровневых заданий на разных этапах урока по разным предметам.
Русский язык. Работа над ошибками.
1 уровень.
По уровню трудности: на полях ставлю палочку, значит на этой строчке есть ошибка. Сколько палочек – столько ошибок. Нужно найти слово с ошибкой, написать его правильно. По объему: проверить данную орфограмму (если возможно) и написать 2 - 3 слова на данную орфограмму с проверкой. По уровню творчества: придумать и записать предложение с данным словом.
2 уровень. По уровню трудности: слово с ошибкой подчеркнуто. Найти в слове ошибку и правильно его выписать. По объему: проверить данную орфограмму (если можешь) и написать 1 - 2 слова на данную орфограмму. По уровню творчества: придумать и записать предложение с данным словом.
3 уровень. По уровню трудности: ошибочная буква подчеркнута. Правильно выписать это слово. По объему: правильно написать это слово еще 3 раза.
Проверка усвоения пройденного материала на уроке русского языка в 3 классе по теме «Что такое орфограмма»
1 уровень.
По уровню трудности: Рассмотри таблицу. В каждом из столбиков приведены слова с орфограммой в корне. Напиши название каждого столбика (орфограммы).
лесной | местный | травка |
окно | радостный | глазки |
По объему: Дополни таблицу: запиши по одному своему примеру в каждый столбик. По уровню творчества: придумай и запиши предложение с каждым из придуманных слов.
2 уровень. По уровню трудности: Прочитай слова: сказка, больной, местный, окно, глазки, устный. Заполни таблицу, распределив слова по трем столбикам.
Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» | Слова с орфограммой «Проверяемые парные согласные по звонкости-глухости в корне слова» | Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова» |
По объему: на каждую орфограмму дано по два слова. По уровню творчества: Придумай и запиши одно предложение со словом из первого столбика.
3 уровень. По уровню трудности: Прочитай слова: сказка, больной, местный, окно, глазки, устный. Дополни таблицу, используя слова из задания.
Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова» | Слова с орфограммой «Проверяемые парные согласные по звонкости-глухости в корне слова» | Слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова» |
сказка | ||
окно | устный |
По объему: на каждую орфограмму дано по одному слову. По уровню творчества: Придумай и запиши одно предложение со словом «сказка».
Домашнее задание по литературному чтению по теме: Н. Носов «Мишкина каша»
1 уровень.
По уровню трудности: Раздели текст на части и озаглавь каждую часть. По объему: Прочитай текст и перескажи его. По уровню творчества: перескажи текст от имени Мишки.
2 уровень. По уровню трудности: Подготовь отрывок для чтения по ролям. По объему: Выразительно прочитай весь текст. По уровню творчества: Подготовь отрывок для чтения по ролям с соседом по парте.
3 уровень. По уровню трудности: Подготовь отрывок для чтения по ролям. (Отрывок указывает учитель) По объему: Прочитай весь текст. По уровню творчества: Назови еще одно произведение Н. Носова.
Математика. Закрепление темы: «Числовые последовательности»
1 уровень.
Выбери правило, с помощью которого составлено каждое последующее число последовательности:
8 20 44 92
Отметь правильный ответ.
Запиши еще 3 числа данной последовательности.
2 уровень.
Укажи последовательность чисел, составленную по правилу: «Каждое следующее число на 8 меньше предыдущего».
Отметь правильный ответ
Запиши еще 3 числа данной последовательности.
3 уровень.
Укажи последовательность чисел, составленную по правилу: «Каждое следующее число на 5 больше предыдущего».
Отметь правильный ответ
Запиши еще 2 числа данной последовательности.
Окружающий мир. Изучение нового материала. Тема: «Свойства полезных ископаемых»
1 уровень.
Найти и прочитать описание горючих полезных ископаемых. Заполнить таблицу:
Название | Основные свойства | Использование | Способ добычи |
С помощью таблицы и учебника подготовить сообщение об этих полезных ископаемых.
2 уровень.
Найти на стр. учебника и прочитать описание полезных ископаемых, используемых в строительстве. Заполнить таблицу:
Название | Основные свойства | Использование | Способ добычи |
Песок | |||
Глина | |||
Гранит |
С помощью таблицы и учебника подготовить сообщение об одном из этих полезных ископаемых.
3 уровень.
Найти на стр. учебника и прочитать описание полезных ископаемых, используемых в строительстве. Заполнить недостающие графы таблицы:
Название | Основные свойства | Использование | Способ добычи |
Песок | В карьерах | ||
Глина | пластичность | ||
Гранит | При строительстве метро, набережных |
С помощью таблицы подготовить сообщение об одном из этих полезных ископаемых.
Подобные задания можно выполнять, разделив учащихся на группы из 2 - 3 человек.
Итак, уровневая дифференциация позволяет: