Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок. Употребление этикетных слов в речи

Цель урока формирование понятия о правилах речевого этикета. Задачи - обучающие – научить обучающихся использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией - развивающие – развивать умение употреблять разнообразные формулы речевого этикета развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать материал, умение пересказывать лингвистический текст, работать со словарем, с предложенным текстовым материалом -воспитательные – пробудить интерес обучающихся к проблемам общения, способствовать воспитанию навыков культурного поведения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытый урок русского языка в 5 классе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Употребление этикетных слов в речи

- обучающие– научить обучающихся использовать этикетные формулы и правила обращения в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;

- развивающие – развивать умение употреблять разнообразные формулы речевого этикета; развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, умение анализировать и обобщать материал, умение пересказывать лингвистический текст, работать со словарём, с предложенным текстовым материалом;

-воспитательные– пробудить интерес обучающихся к проблемам общения, способствовать воспитанию навыков культурного поведения.

10. Тип урока: изучение нового материала

11.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

12.Необходимое техническое оборудование – компьютер для учителя, проектор, экран.

13. Структура и ход урока:

Методическое обоснование: на уроке вводится понятие речевого этикета. На конкретном материале учащиеся тренируются в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул приветствия, прощания,  просьбы,  благодарности  и  т. п.  в  зависимости  от  речевой ситуации.

Более того, ученики учатся правильно произносить и писать этикетные слова.

Ход урока

- Доброе утро, девочки!

- Здравствуйте, мальчики!

- Я очень рада видеть вас всех сегодня на уроке! Какие у вас радостные лица, сияющие глаза и хорошее настроение! Что же происходит?

– Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

– Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

Вл. Солоухин

3. Беседа:

- Сколько вопросов задал нам Владимир Солоухин! И мы, наверное, должны с вами найти ответы на эти вопросы на нашем уроке. Что же за волшебное слово прозвучало сегодня у нас в начале урока?

- Здравствуйте.

- И что мы знаем об этом слове? Почему мы его называем волшебным?

ЗДРАВСТВУЙ – наше привычное приветствие – не что иное, как пожелание здоровья, от глагола здравствовать, заимствованного из старославянского языка.

Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? (Ребята высказывают свои мнения.)

С одной стороны, как будто немного: ведь многих сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы поговорим? (умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова)

Каковы цели нашего урока? (учиться употреблять в речи этикетные слова, развивать речь ).

II.  Работа с новым материалом.

1. Беседа о речевом этикете.

У ч и т е л ь. Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искренне доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии побуждают человека выразить свое дружелюбие, благосклонность с помощью словесных знаков внимания.

Что  называется  речевым  этикетом?  Обратимся к материалу п.43, стр.123

(записать в тетрадь число, тему урока, определение)

А всегда ли мы соблюдаем эти правила? Посмотрим сценку «Разговор по телефону» (2 ученика разыгрывают сценку)

- Ой, а куда я попал?

- А куда бы Вы хотели попасть?

- Какой Ваш номер?

- Перезвоните ещё раз, вы неправильно набрали номер.

- Разберём ситуацию. Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора?

-Давайте сделаем вывод:

- Кто не прав?

- Какие ошибки допущены?

 Исправьте ситуацию.(2-я сценка)

- Здравствуйте, простите, пожалуйста, я позвонила по номеру 3-16-65?

- Добрый день, нет, это другой номер.

- Спасибо, извините.

- Пожалуйста, всего доброго.

-Изменилось ли отношение говорящих друг к другу, с помощью чего?

-Давайте сделаем вывод:

- Нужно ли соблюдать правила речевого поведения?

- Ребята, как называется данная форма разговора? (диалог)

В этом диалоге вы услышали  самые распространенные в нашей речи этикетные слова. А каково же их происхождение, послушаем сообщения ваших товарищей.

(заранее подготовленные учащиеся рассказывают о происхождении этикетных слов)

( Слайд 1)

СПАСИБО – изначально – спаси Бог! (т.е. «пусть Бог спасёт!»). В быстрой разговорной речи сначала словосочетание срослось в одно слово, а потом потеряло конечный согласный. Надо сказать, что в русских деревнях и сейчас отвечают на «спасибо» словами «а кого спасать?» , вместо привычного для нас «не за что».

__________________________________________________________

ПОЖАЛУЙСТА – изначально составная конструкция:

пожалуй-ста. 

Если с первой частью всё более или менее ясно – образована от глагола пожаловать, то насчет – ста единого мнения нет.

- Одни связывают это с усеченной формой глагола стать и видят в –ста усилительную частицу вроде стало быть;

- другие полагают, что –ста – искаженное сокращение слов сударь, государь (кстати, именно к сударь восходит распространенная в России 19 века добавка –с: слушаю-с, извольте-с); 

- третьи считают, что это сокращение слов староста или старина, старинушка; есть версия, что это остаток формы глагола быть в настоящем времени.

_________________________________________________________

БЛАГОДАРЮ -   одно из самых важных в жизни каждого человека слов, американские учёные провели опыты и выяснили, что слова «любовь» и «благодарность» (однокоренное слову «благодарю») способны улучшить структуру воды.

_________________________________________________________

ДО СВИДАНИЯ – слово прощания, в котором заложено желание  увидеться вновь.

Запишем эти слова в тетрадь, запоминая их правильное написание.

VI. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст.

- Ребята, как называют эти слова? (этикетными)

Чтение теоретического материала стр.123, упр. 341(у)

(Слайд 2)

Слова, которые помогают устанавливать…. называются…

Слова приветствия…слова прощания…просьбы… благодарности…

III. Физминутка «Этикетные слова»

- Я буду называть разные слова, если я назову этикетные слова – вы похлопайте, а если нет - потопаете.

Пожалуйста, здравствуйте, до свидания, отстань , спокойной ночи, добрый вечер, доброе утро, не хочу, добрый день, спасибо, простите, не буду, благодарю, , будьте любезны.

V. Разбор речевой ситуации.

Скажите, пожалуйста, от чего зависит выбор того или иного этикетного слова (от цели, времени, лица (что уместно для одного, не подходит для другого). Т.е. от речевой ситуации.

- Конечно, от речевой ситуации.

(Слайд 3)

Посмотрите, пожалуйста, на схему

Модель речевой ситуации:

Кто – кому (кого) – с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорит (слушает)

2. Посмотрим еще одну сценку.

Пятиклассник Валера входит в автобус и видит знакомую бабушку. В транспорте очень тесно.

-Здорово, бабуля! – кричит Валера знакомой бабушке.

-Здравствуй, сынок! – отвечает бабушка.

Валера достал из кармана деньги и пытается передать их водителю, чтобы оплатить проезд.

 -Будь другом! Передай деньги за проезд!- обращается он к бабушке.

-Извини, сынок, я не могу подняться.

-Сделай одолжение, передай деньги! – обращается он к незнакомому мужчине.

-Мне очень жаль, но я не могу тебе помочь.

-Эй,  передай деньги!

-Еще чего!

Вопросы классу:

-Ребята! Какие этикетные слова Валера употребил неуместно?

-Кто из пассажиров правильно использовал этикетные слова?

- Сделайте вывод, от чего зависит выбор того или иного этикетного слова?

VI. Выполнение практических заданий.

( Слайд 4)

1) Работа в группах

Составьте диалоги и оцените, правильно ли вы использовали этикетные формулы.

– К вам обратились с просьбой, но вы по какой-то причине выполнить ее не можете, найдите точное выражение отказа в разговоре: а) с другом; б) учителем; в) братом; г) мамой; д) учеником вашей школы; е) незнакомым человеком;

Для справки: простите…; не буду, и не просите; к сожалению, у меня нет времени; скорее всего, я не успею; я бы с радостью сделал, но…; я не могу вам дать обещание; я не хочу; я не буду (и не просите); как-нибудь в другой раз; не вижу необходимости в том…; а кому это нужно?; что-то мне не хочется; я не в силах; я вынужден отказаться; ты что!

Я хочу вас предупредить, что вы всегда должны помнить вот о чем

(Слайд 5)

Почему вы выбрали ту или иную формулировку речевого этикета в данной ситуации?

Как лучше выразить свои мысли и чувства в той ситуации общения, в которую вы попали?

В каких случаях использовать указанную формулу речевого этикета?

V. Итог урока.

- Мигель Сервантес когда-то произнес вот такие слова:

( Слайд 6)

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Вежливыми не рождаются, вежливыми становятся. Для того, чтобы стать вежливыми, нужно как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее и светлее в мире.

Сердечное слово может ободрить, вселить надежду, вдохновить. Грубый же окрик нередко выбивает из колеи. Русский народ давно уже выразил правила речевого этикета в своих пословицах и поговорках. Вот некоторые из них.

( Слайд 7)

- Перепишите их себе в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните написания слов.Проверка.

- Подходит к концу наш урок, на котором мы узнали, что…(ответы учащихся).

- Надо помнить, ребята, что выражением доброго отношения к людям чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие. Часто добрая улыбка становится символом человечности и согласия. И было бы очень хорошо, если бы она стала символом доброты, внимательности и вежливости для всех нас. Вот что сказал писатель А.де Сент-Экзюпери об этом:

( Слайд 8)

«Самое важное чаще всего невесомо… Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть».

Антуан де Сент- Экзюпери «Письмо заложнику»

- Улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка почаще озаряет ваши лица!

- И закончить наш урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова

( Слайд 9)

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

Со словом обидным – нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

Н.Рыленков

- Общаясь друг с другом, не забывайте, что доброжелательный тон и улыбка являются главным условием добрых отношений.

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: записать по вариантам слова

1 в-т. - приветствия, прощания;

2 в- т.- просьбы, благодарности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области