Конспект занятия в младшей группе по развитию речи «Зимушка - зима»
Цель: закреплять представления о признаках зимы и играх детей зимой.
Задачи:
-закреплять знания детей о характерных признаках зимы;
-учить детей замечать красоту зимней природы;
-активизировать словарь детей по теме «Зима»;
- отрабатывать четкое произношение звуков «у» и «ш» в звукоподражании;
-учить детей слушать вопросов взрослого и отвечать на него;
-закрепление звукопроизношения;
-закреплять возможных действий со снегом (лепить, катать, играть, кататься).
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятие:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадку загадаю:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Ребята, что вы видите на улице? (снег)
Правильно, сейчас зима и все укрыто снегом – и дома, и деревья, и земля. Давайте представим, что мы с вами тоже превратились в снежинки.
Хороводная игра «Снежок»:
Мы – снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
(После игры дети садятся на ковер полукругом).
Молодцы ребята. Я так рада, что мы собрались на этой полянке. Ведь она у нас не простая, а зимняя!
2. Основная часть.
Влетает Сова.
Сова: Угу-угу…здравствуйте….угу-угу…..новость вам несу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?..... (Сова) Давайте поздороваемся….(Здравствуйте)
Совушка, что случилось?
Сова: Угу-угу…. ваш заинька пропал в лесу…. Его поймала хитрая ЛИСА. Угу-угу…. Спасите заиньку.
Воспитатель: Ребята, поможем заиньке…. (ДА)….
Воспитатель обращает внимание детей на Зайку и Лису….
Лисичка-сестричка, отпусти к нам зайку….?
ЛИСА: Ну не знаю… отпущу, если вы выполните задание….
Воспитатель: Ребята, выполним?... выручим зайку?... (Да)
ЛИСА: А какие вы знаете приметы зимы? А тетушка Сова проверит.
Дети: Лежит снег, на улице холодно, люди стали одеваться теплее, деревья стоят без листьев.
Сова: Правильно.
ЛИСА: Хорошо…. А расскажите мне чистоговорку, про меня, про зайку…. И про сову.
Воспитатель: Ребята ‚ а давайте хором повторим чистоговорку о зиме:
МА - МА - МА - наступила зима,
СУ – СУ- СУ – стало холодно в лесу.
СА- СА – СА – под кустом сидит лиса.
ВУ – ВУ- ВУ – в лесу видели сову.
РИ – РИ – РИ – а на ветках снегири.
ОЙ – ОЙ – ОЙ – зайке холодно зимой.
Сова: Какие же вы молодцы!
ЛИСА: Хорошо- хорошо…. Сейчас я вам придумаю задание….. хочу снега, целый сугроб.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда берется снег? снежинки?
Дети: с неба
Воспитатель: Да, правильно. Зимушка-зима живет в ледяном домике. Спит на снежной перинке. Обязательно взбивает ее, и поэтому на землю падают снежинки. Если она сильно взбивает, то идет обильный снег. А если легонько, то идет снежок. А снежинки какого цвета?
Дети: Белые
Воспитатель: А еще они какие?
Дети: Легкие, пушистые, красивые.
Дети рассматривают картинки со снежинками.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами. У меня есть кусочек ваты. Они похожи на большие хлопья снега.
Мы с вами будем дуть на них. И посмотрим, как они ложатся на пол.
Играет вместе с детьми.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем лисе, как мы умеем играть в снежки!
Раздать детям листы белой бумаги
Игра «Снежки»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем совсем не сладкий.
Бросим мы снежок в кружок
И получится сугроб.
(Дети сминают листочки в комок и бросают в обруч).
Молодцы, какие вы все ловкие, какой у нас сугроб получился!
А если идет снег и дует сильный ветер, как это можно назвать? (Метель).
- А давайте изобразим, как воет метель. Сначала мальчики будут говорить: у-у-у, затем девочки будут произносить ш-ш-ш. Метель становиться сильней, воет громче.
(Дети произносят звуки вместе хором).
Воспитатель: Молодцы! Ничего себе вы подняли такую метель на нашей полянке, но нам не страшно. Правда, ребята? Молодцы!
Хоть и холодно зимой на улице, можно придумать много разных игр, забав и развлечений. Расскажите, пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой?
Дети: лепить снеговика, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках.
Ой, ребята, а снежки холодные, руки у нас совсем замерзли, давайте их погреем.
Физкультминутка «Не боимся мы мороза».
Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
И потопаем скорее:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ!
А теперь мы согреть наше личико.
Чтоб согреться посмотри (потереть ладони одну о другую)
Все как следует, потри:
Щеки (потирают ладонями щеки,
Носик (крылья носа,
Уши (уши,
Губы (сверху в низ).
Пар пошел даже от шубы (развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю тёплого воздуха).
ЛИСА: какие вы ребята молодцы, и ловкие… и быстрые. Хорошо, хорошо….а вот и последнее задание: «Что лишнее?»
Воспитатель: Все мы рады Зимушке-зиме? А что же можно делать на улице зимой?
Дети: Кататься на санках, на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика.
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель: Давайте вместе посмотрим внимательно и поможем зайке. Какая здесь картина лишняя? (Дети показывают)
-Почему она лишняя?
Воспитатель: А какое время года на других картинках?
Дети: Зима.
Дети рассматривают картинки
Воспитатель: все задания мы выполнили, отпусти Лиса зайку….
ЛИСА: Да, молодцы ребята… отпущу. И в лесок свой убегу. До свидания (убегает)
Заинька: Спасибо вам, ребята. Спасли меня…. Спасибо. Я тоже побегу, меня уже мама ищет…. До свидания (убегает)
Сова: Угу – угу…. До свидание….угу.
З. Заключительная часть. Рефлексия.
- Кого сегодня мы повстречали? Кому помогли?
О чем мы с вами говорили? Что нового сегодня узнали? А что мы с вами изображали? А кому вы расскажете сегодня, чем мы занимались? Кому расскажите о веселых зимних играх? А с кем будете зимой играть?