Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Метапредметные результаты на уроках ИЗО

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Метапредметные результаты на уроках ИЗО

Как сделать урок интересным и увлекательным? Пожалуй, это самый распространенный вопрос среди преподавателей. Цветные картинки для изучения алфавита, стихи о таблице умножения и т.д. Чего только не придумывали учителя, чтобы заинтересовать ребят учебой!

На помощь пришли новые технологии, которые меняют нашу жизнь, нас, наших детей и приносят свою специфику в образование. Ребенок начинает понимать, зачем он учится писать, читать, считать (независимо от того, в каком направлении у него больше наклонностей), когда все предметы между собой связаны и понятны, когда каждый предмет  не существует сам по себе, а  каждая строчка предмета в учебном плане  складывается в единый текст. Это и есть - метапредметное обучение-овладение основными универсальными учебными действиями, способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности

Большинство своих уроков, я стараюсь строить таким образом, чтобы все уроки учебного процесса были между собой связаны. Чтобы ребенок понимал, что на уроке ИЗО нам пригодится окружающий мир, чтение, музыка и другие предметы. Ребенок учится обращаться с информацией,  искать ее, обрабатывать, представлять, уходя от предметного обучения к метапредметному.

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

Каждый учитель ищет свои примеры игрового общения с детьми. Эти приёмы как бы материализуют принцип учёта возрастных особенностей. А расширение круга тем с постепенным возрастанием сложных задач их конкретизации дадут ученикам возможность больше узнать и понять специальные термины и определения. Это особенно относится к проведению уроков в первом и втором классах. Овладение новыми умениями и навыками обязательно опирается на то, что ранее усвоено. В третьем классе задания можно менять, варьировать между собой. Такой чёткой последовательности нет.

Предлагаю вашему вниманию несколько дидактичеких игр, которые мы с детьми используем на уроках ИЗО:

Цветные загадки.

Зелёные

Летом – в огороде,

Свежие, зелёные.

А зимой – в бочке,

Крепкие, солёные. (Огурец)

Красный

Красный нос

В землю врос.

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Жёлтые

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)

Синие

Выше леса, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко – голубой. (Небо)

Разноцветные

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост.

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Домики" - рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур, также рисование фантастических животных или человечков, составленных из геометрических фигур.

Заколдованный лес - необходимы карточки со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера (по количеству детей);

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть, наверное, потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей».

Выигрывает ребенок, который создал целостное изображение леса, используя все данные элементы. Примечание.: для раскрытия сюжета можно предложить детям дополнить получившиеся рисунки изображениями зверей, птиц, насекомых, людей или сказочных персонажей.

Волшебное животное – учитель задает детям уточняющи вопросы по внешним признакам животного, а они отвечают на них и рисуют его.

Герб - взрослый рассказывает детям, что такое герб, и предлагает придумать и нарисовать герб: а) детского сада;б) школы (класса);в) города (села, деревни);г) своей семьи.

Найди пейзаж среди картин - Спросить: какое время года изображено на картине? Почему дети думают, что на картине изображена осень? Какое время года сейчас?

Волшебные цвета - раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

«Силуэт».

Дети «строят» город на плоскости, выкладывая разные детали. Дети знакомятся с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида, с частями храмовой архитектуры (купол, арки, барабан и др.).

Фоторобот.

Оборудование: портреты с репродукций (плакатов, обложек журналов и пр.), разрезанные на полосы — отдельно лоб, отдельно подбородок, отдельно глаза, отдельно нос и т.д. (по количеству детей).

Взрослый раскладывает стимульный материал и говорит: «Должно быть, вы видели, как в детективных фильмах криминалисты составляют фоторобот. Чтобы создать портрет человека, они подбирают и соединяют части лица. Сейчас и мы попробуем составить фотороботов различных людей. Подберите подходящие полосы, сложите их так, чтобы получился портрет человека. Придумайте ему имя, профессию, расскажите о его характере».

Задача педагога -  желание заниматься разжечь, чтобы интерес у детей не угас, и наоборот, ребенок узнавал все больше нового и необычного в рисовании.

Для этого я предлагаю на своих занятиях использовать нетрадиционные техники рисования. Что это такое?

Нетрадиционные техники рисования – это важнейший аспект метапредметного подхода в обучении изо, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное -самовыражаться.

К нетрадиционным техникам рисования относят различные смешанные техники, инновационные технологии, направления, редко применяемые в общеобразовательных школах: коллажи, декоративные мозаики, работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с нитками, с солью, с воском и многое другое.

Приведу далеко не весь перечень нетрадиционных техник рисования, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства, помимо тех, которые я применяю в своей практике:

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области